Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- исследованы этапы формирования национальной налоговой системы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
- рассмотрены особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки;
- рассмотрены основные направления реформ систем налогообложения;
- произведен сравнительный анализ систем налогообложения государств;
- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;
- предложены мероприятия с целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динами-ка…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2!!!!!!!!!!!!.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

Предметом налогообложения  признается экономическая и неэкономическая  деятельность. Под экономической  деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли).

Субъектами экономической  деятельности и носителями налогов  выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица.

Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющую  своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью. [14,c.20-22].

Объекты налогообложения  и источники уплаты налогов. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.

В решении вопроса  об установлении объектов налогообложения  проявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.

Развитие налоговых  систем всех государств шло по линии использования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектов налогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:

-доход;

-имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

-передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи и др.);

-потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

-ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Обоснованное сочетание  различных объектов налогообложения  позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Существует два источника, за счет которых может быть уплачен  налог – доход и капитал. Капитал  в качестве источника уплаты используется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствиях или в других ситуациях, когда возникает угроза существования предприятия. При этом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счет увеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источникам может служить чистый доход.

Доходом признаются средства, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К ним относятся:

-дивиденды и приравненные к ним доходы;

-прибыль, распределяемая между участниками налогового партнерства;

-процентный доход от долговых обязательств любого вида; премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом; страховые премии; штрафы и пени за нарушение договорных или долговых обязательств;

-доходы от использования авторских прав, патентов, компьютерных программ, свидетельств, торговых марок и т.п.;

-доходы от сдачи в аренду имущества;

-доходы от прироста стоимости имущества, полученные в результате реализации недвижимого имущества, акций, облигаций, других ценных бумаг;

-вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

-пенсии, пособия, стипендии и другие доходы.

Объект налогообложения  и его источник могут совпадать  или не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ, услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и других местных налогов и сборов [14, c. 22-25].

Методы построения налоговых ставок. В теории и практике налогообложения важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода исчисления ставок: твердые (или равные), пропорциональные и регрессивные ставки.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на субъект либо объект налога (например, ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении).

Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу либо стоимости  имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения (например, ставки по налогу на прибыль, на недвижимость и т.п.).

Прогрессивные ставки –  это ставки, которые увеличиваются  с ростом объекта по установленной  шкале (например, подоходный налог с  граждан взимается по прогрессивным ставкам в диапазоне от 9 до 30 процентов в зависимости от дохода плательщика).

Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная: простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение его  на всю сумму облагаемого дохода; сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки (объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка).

Регрессивные ставки – это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.

Ставка налога должна быть оптимальной, так как существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями [14,c. 25-27].

Американский экономист  Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к  росту налоговых доходов государства.

Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя па выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:

во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);

во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е расширения объемов производства;

в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.

В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 - 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства [25, c. 40-41].

Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов.

Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: декларационный; кадастровый; административный.

Первый способ предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ создает условия для уклонения от уплаты налогов, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налоги на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются  при выплате им заработной платы.

Второй способ предполагает использование кадастра, содержащего  перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта  обложения, которые применяются  при исчислении соответствующего налога.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком- предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [14, с.26-28].

Применяются следующие  методы уплаты налога:

-наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;

-безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

-гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ [1].

Налоговые льготы. Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах. Наиболее характерными льготами являются: полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков; изъятия или выведения из-под налогообложения отдельных объектов; установления необлагаемого минимума; скидки или сокращения налоговой базы на сумму определенных законом расходов налогоплательщика; снижение ставки налога; перенесение сроков исполнения налогвого обязательства в виде отсрочки платежа и т.д.

К важным характеристикам  налоговых систем относится также соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов, как правило, выше.

Среди параметров налоговых систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений [25, c.38].

Выделяют следующие  признаки несовершенной налоговой  системы:

- неясное определение налоговой базы в законодательстве; множество нормативных актов, поправок, разъяснений. Такое явление свойственно современному белорусскому и российскому законодательствам;

- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;

- сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней;

- отсутствие прогрессивного обложения прибыли, доходов;

-нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов и товаров из обложения налогом на добавленную стоимость;

- множество льгот и вычетов, способствующие уклонению от налогов;

- индивидуальные льготы [1].

Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура налоговой системы определяется следующими факторами:

- уровень экономического развития (развития производительных сил);

- общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

- господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство);

- государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство) [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в

Республике  Беларусь

 

 

Первоначальный этап формирования национальной налоговой системы  можно охарактеризовать как переход  к системе налогообложения, предусматривающий  введение новых, ранее не применяемых  видов и форм, используемых в развитых странах [15, c.17].

Налоговая система  Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой  системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

- однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

Информация о работе Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения