Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:12, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- исследованы этапы формирования национальной налоговой системы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
- рассмотрены особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки;
- рассмотрены основные направления реформ систем налогообложения;
- произведен сравнительный анализ систем налогообложения государств;
- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;
- предложены мероприятия с целью совершенствования налогообложения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динами-ка…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108
Рисунок1-Современные принципы построения системы налогообложения
Примечание – Источник: [34].
Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения, которые схематично приведены на рисунке 2.
Рисунок 2-Экономические принципы налогообложения
Примечание - Источник :[34].
В первую очередь в
ряду экономических принципов
При этом равенство и справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.
Согласно принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с – одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.[34, c.42-43]
Среди экономических
принципов налогообложения
Принцип соразмерности
налогов заключается в
Согласно принципу всеобщности налогов каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.
Далее проанализируем организационные принципы налогообложения, которые схематично представлены на рисунке 3.
Примечание -Источник :[34].
Большое значение при формировании
налоговой системы имеет
- налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного капитала или фонда или имущества налогоплательщика. Крое того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических или иных подобных критериев;
- должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения [34, c.44-45].
Исходя из принципа удобства и времени взимания налога каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.
Принцип разделения налогов по уровням власти должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Существенным является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
Суть принципа эффективности заключается в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип гласности означает требование
официального опубликования налоговых
законов, других нормативных актов,
затрагивающие налоговые
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества. Исходя из этого налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Нельзя допускать толкования законодательства исполнительной власти.
Принцип определенности налога означает
также, что каждый должен знать, какие
налоги, в каком порядке и в какие сроки
он должен уплачивать.
Рассмотрим юридические
Рисунок 4-Юридические принципы налогообложения
Примечание - Источник :[34].
Принцип законодательной
формы установления налога предусматривает,
что налоговое требование государства
и налоговое обязательство
Реализация данного
принципа обеспечивает детальную структурированность
и целостность налоговой систем
С указанным принципом
тесно связан принцип равенства
и справедливости. Суть данного принципа
состоит в обеспечении
Важным является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
Содержание как всей системы принципов в целом, так и каждого направления не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.
В то же время приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества [34, с.50-51].
Резюмируя изложенное, необходимо
отметить, что исторически
1.2 Основные элементы налоговой системы
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
-виды налогов и система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
-порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
-налоговые органы;
-права и обязанности налогоплательщиков;
-права и обязанности налоговых органов;
-ответственность участников налоговых отношений;
-защита прав и интересов налогоплательщиков;
-налоговое законодательство.
Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения многообразия в построении налоговой системы, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации [1].
В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:
-субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог;
-объект налога – то, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;
-источники уплаты налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях – нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг);
-ставка налога – фиксированная величина изъятия налога, установленная законодательно в абсолютном или относительном измерении;
-срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии законодательством;
-льготы по налогу – полное или частичное освобождение от уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными);
-денежные санкции – мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства;
-административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
-финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предпринимателям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [14, c.17-18].
Налогоплательщики и виды налогооблагаемой деятельности.
Плательщик налога является основополагающим элементом, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика [14,c.18].
Налоговым агентом признается
лицо, на которое налоговым
Представитель налогоплательщика
– это юридическое или
Информация о работе Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения