Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей;
3. Рассмотреть системы налогообложения индивидуальных предпринимателей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________2
1. Нормативное регулирование деятельности физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя___________4
2. Системы налогообложения физических лиц – индивидуальных предпринимателей________________________________9
1. Общий режим налогообложения___________________________14
2. Упрощенная система налогообложения ИП______________16
3. Единый налог на вменённый доход____________________21
4. Единый сельскохозяйственный налог___________________24
3. Место налога на доходы физических лиц в системе налогообложения предпринимательской деятельности______26
4. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей____________________________________30
5. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей____________________________________32
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 67.20 Кб (Скачать)

     В российской практике налогообложения, по данным ИФНС РФ, главными источниками  доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций  и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений. Кроме того, эти два налога вкупе  с единым социальным налогом и  страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы  Российской Федерации.

Ускорение темпа  роста поступлений НДФЛ во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.

     Легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность  заявить социальные и имущественные  вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых  органов - это еще и социальные гарантии государства.

     При расчете налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все  доходы, полученные им в налоговом  периоде (календарном году). Такими доходами для него будут являться не только его доходы от предпринимательской  деятельности, но и все прочие доходы, которые он получал как физическое лицо, то есть вне рамок предпринимательской  деятельности.

     К числу последних, например, могут  относиться: оплата труда при работе на предприятии по трудовому договору (в том числе по совместительству), вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, доходы от размещения средств в банке и материальной выгоды при получении кредитов под процентную ставку ниже учетной ставки ЦБ РФ, авторские гонорары, доходы от продажи личного имущества и др.

При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской  деятельности ИП уплачивает самостоятельно, а с прочих доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ, как правило, удерживает работодатель.

     Однако  и те и другие доходы указываются  предпринимателями в единой налоговой  декларации, представляемой по итогам года, только в разных ее частях (листах).

     Механизм  расчета облагаемого дохода для  граждан, ведущих предпринимательскую  деятельность, отражается порядком декларирования физическими лицами подлежащего  налогообложению дохода.

     В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ граждане-предприниматели  в любом случае независимо от размера  и вида полученных доходов обязаны  подавать в налоговый орган по месту регистрации декларацию о  фактически полученных ими доходах  и произведенных расходах.

     Срок  подачи деклараций установлен ст. 229 НК РФ. Согласно действующему законодательству предприниматели должны сдавать  декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

     Кроме того, индивидуальные предприниматели  и лица, занимающиеся частной практикой, в случае прекращения такой деятельности в течение года обязаны представить  в налоговый орган по месту  своего учета соответствующую налоговую  декларацию в пятидневный срок со дня прекращения деятельности. По окончании налогового периода данные налогоплательщики так же, как  и другие предприниматели, продолжающие свою деятельность, обязаны представить  в налоговый орган по месту  своего учета годовую налоговую  декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

     В настоящее время форма такой  декларации установлена Приказом Минфина  России от 29.12.2008 N 162н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (Форма 3 -НДФЛ) и порядка ее заполнения».

На основе этой единой декларации рассчитывается общая сумма НДФЛ со всех доходов  гражданина, которая подлежит доплате  или возврату по итогам прошедшего года.

При этом граждане-предприниматели, получившие доход от работодателей, имеют право на стандартные, социальные и имущественные вычеты, а также  профессиональные вычеты по деятельности, не относящейся к предпринимательской. Порядок их расчета и отражения в налоговой декларации не зависит от того, ведет физическое лицо предпринимательскую деятельность или нет.

     В отношении же доходов от предпринимательской  деятельности в первую очередь речь идет о предоставлении профессионального  налогового вычета по специальным правилам, установленным в п. 1 ст. 221 НК РФ.

     Если  предприниматель не является работником по отношению к иным работодателям  и ему не предоставлялись в  связи с этим стандартные налоговые  вычеты, то указанные вычеты применяются  предпринимателем самостоятельно при  подаче налоговой декларации по суммам доходов от его предпринимательской  деятельности.

     Один  из предусмотренных ст. 218 НК РФ стандартных  налоговых вычетов за каждый месяц  налогового периода предоставляется  предпринимателю на основании его  письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые  вычеты, при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании  налогового периода (года).

     Общая сумма НДФЛ уменьшается на суммы  налога, удержанные налоговыми агентами (например, работодателями) при выплате  налогоплательщику дохода, а также  на суммы авансовых платежей по налогу, уже уплаченные предпринимателем в  соответствующий бюджет.

     Первый  случай возможен, когда налоговый  агент удержал с дохода предпринимателя  налог в связи с тем, что  последний не представил свидетельство  о государственной регистрации  в качестве предпринимателя, или  когда налог был удержан налоговыми агентами по другим суммам дохода гражданина, не связанным с его предпринимательской деятельностью.

     Согласно  п. 1 ст. 219 НК РФ предпринимателям, как  и другим налогоплательщикам, могут  предоставляться социальные налоговые  вычеты.

     Порядок предоставления всех налоговых вычетов (стандартных, социальных и имущественных) является однотипным для доходов  обычных физических лиц, не являющихся предпринимателями, и регулируется ст. ст. 218 - 220 гл. 23 НК РФ.

     Как видим, круг вопросов, которые необходимо изучить предпринимателям для правильного  исчисления НДФЛ, весьма широк.

     Прежде  всего, предпринимателям необходимо обращаться к нормам гл. 23 НК РФ, поскольку Налоговый  кодекс является законодательным актом  прямого действия, то есть не требует  издания каких-либо дополнительных нормативно-правовых актов. Если же они  издаются, то их положения не могут  дополнять или расширительно  толковать нормы самого Кодекса. 

     4. Основные проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей.

           Налоговый учет сложный и ответственный участок деятельности на любом предприятии. От его правильности зависит заполнение налоговых деклараций.

     Налоговые регистры – это именно то, что  так любят проверять налоговые  инспектора во время проверок. А  главное, налоговый учет – это  то, что отнимает массу сил и  энергии у главного бухгалтера, отвлекая от текущей деятельности. Трудоемкость налогового учета связана с большим  количеством расхождений между  данными бухгалтерского и налогового учета

     Сначала рассмотрим достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения, которую применяет ИП Ефимов П.К.(табл.3.1) 

     Таблица 3.1 - Достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения

Достоинства Недостатки
Снижена общая  сумма налога к уплате в бюджет Невозможно непрерывно расширять деятельность и одновременно соблюдать критерии применения УСН

Индивидуальный  предприниматель, боясь потерять на очередной финансовый год право  на применение упрощенной системы налогообложения  в связи нарушением таких, критериев  как предельная численность или  размер валовой выручки, вынуждены  вести двойной учет - по обычной  и по упрощенной системам. Тем самым, порядок учета не только не упрощается, но становится даже еще сложней.

Предоставлено право оформления документов бухгалтерской  отчетности по упрощенной форме. Все  это значительно снижает трудозатраты, хотя для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, действующий порядок  ведения кассовых операций и представления  необходимой статистической отчетности сохраняется. Организации, применяющие  УСН, не являются плательщиками основных налогов, и на них не распространяются требования о составлении соответствующих  налоговых расчетов и налоговых  деклараций, счетов-фактур, ведения  Книги покупок и Книги продаж. Нельзя не признать, что товары у организаций, применяющих  УСН, при прочих равных условиях оказываются  менее конкурентоспособными, чем  у организаций, применяющих обычную  систему налогообложения. Это связано  с тем, что у покупателей или  потребителей, являющихся плательщиками  НДС, отсутствует возможность принять  по таким товарам сумму НДС  к налоговому вычету.
 

     Серьезную проблему создает отсутствие в учете  организаций, применяющих УСН, показателя “прибыль, оставшаяся в распоряжении после уплаты налога на доход”. В  части 2 НК РФ неоднократно встречаются  положения, устанавливающие особенности  налогообложения в зависимости  от осуществления тех или иных расходов за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после  уплаты налога на доход (налога на прибыль). При этом законодателем не было учтено, что организации и предприниматели, применяющие УСН, не могут рассчитать этот показатель, поскольку не являются плательщиками налога на прибыль.

     Таким образом, ставится под сомнение применение целого ряда норм НК РФ, например:

     1) о порядке удержания налога  на доход физических лиц с  выплачиваемых дивидендов (п. 2 ст. 214 НК РФ);

     2) о порядке удержания налога  на доход физических лиц с  сумм полной или частичной  компенсации стоимости путевок,  выплачиваемых работодателями своим  работникам и (или) членам их  семей (п.9 ст.217 НК РФ) и с сумм, уплаченных работодателями за  лечение и медицинское обслуживание  своих работников, их супругов, их  родителей и их детей (п.10 ст.217 НК РФ);

     3) о порядке включения тех или  иных выплат, осуществляемых работодателями  в пользу своих работников, в  облагаемую базу по единому  социальному налогу/взносу (п.4 ст.236 НКРФ).

     5. Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей

         В последние годы принятые меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования.

     Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых  режимов, за бюджетами субъектов  Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности, позволило стабилизировать  доходную базу их бюджетов.

     В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию  специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые  позволили усилить стимулирующее  и социальное значение этих налоговых  режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых  режимов.

     Так, по упрощенной системе налогообложения  для налогоплательщиков, выбравших  объектом налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право  устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года). По упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.

Информация о работе Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей в РФ