Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан -.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

стремление  к максимальной транспарентности механизма  налогообложения недропользователей;

обеспечение гарантированного объема поступления денежных средств в бюджет с начала добычи нефти на месторождениях.

Так, новая  редакция Налогового кодекса четко  закрепляет методику исчисления доли Республики Казахстан по разделу  продукции и базируется на пороговых  значениях коэффициентов (триггеров). Триггеры настроены таким образом, чтобы адекватно увеличивать доходы государства при росте доходности, рентабельности предприятия, а также при росте цен на нефть. Следует отметить, что при настройке пороговых значений триггеров основной целью было найти баланс между интересами инвестора и государства.

Вместе  с тем, на основе мирового опыта и  в целях получения стабильных доходов от нефтяного сектора  для налогового режима по соглашениям  о разделе продукции, вводится минимальный  порог доли поступлений Республики Казахстан.

В первой модели налогового режима, для целей  достижения транспарентности и ухода  от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в контрактах, четко закреплены ставки роялти и других специальных платежей недропользователей.

Для первой модели налогового режима на основе лицензии вводится новый рентный налог  на экспортируемую нефть. Объект обложения  данного налога привязан к мировой  рыночной цене на экспортируемую нефть, что, помимо увеличения налоговой нагрузки, направлено на решение проблемы трансфертного ценообразования, в частности реализации нефти на экспорт в страны с льготным налогообложением (оффшорные зоны).

В целях  максимального упрощения методики исчисления специальных платежей недропользователей в новой редакции Налогового Кодекса полностью переработана методика исчисления налога на сверхприбыль. Новый механизм прост и понятен как налогоплательщику, так и контролирующим органам, что позволяет значительно упростить налоговое администрирование.

Также, для первой модели налогового режима не предусмотрены гарантии стабильности, что соответствует мировой практике, в соответствии с которой, в развитых странах лицензионная модель налогообложения также нестабильна и государства, в зависимости от сложившейся ситуации, могут оперативно менять свою налоговую политику в отношении недропользователей.

Проводимая  в настоящее время Казахстаном  политика на снижение налоговой нагрузки позволяет на данном этапе развития ввести общепринятые в мировой практике модели налогообложения нефтяных операций. При этом для крупных месторождений с высокой степенью риска, которые будут разрабатываться на условиях раздела продукции, положения стабильности сохраняются.

Следует отметить, что вносимые изменения  в Налоговый Кодекс, путем расчетного моделирования, были применены к ранее заключенным контрактам. Проведенные расчеты показали, что, несмотря на увеличение налоговой нагрузки на недропользователей, что являлось одной из основных целей законопроекта, новые модели налогообложения сохраняют инвестиционную привлекательность Республики Казахстан.

Для малого бизнеса Налоговый кодекс предусматривает  несколько видов упрощенных специальных  налоговых режимов, которые применяются  в зависимости от величины получаемых доходов и организационно правовой формы субъекта малого бизнеса. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога, за исключением удержанного у источника выплаты, социального налога и в некоторых случаях НДС и местных налогов.

Установление  для субъектов малого бизнеса  благоприятного порядка налогообложения  было обусловлено стремлением максимально  вывести их из теневой экономики  посредством упрощения механизмов налогообложения и снижения налогового пресса для этой группы налогоплательщиков.

По  специальному налоговому режиму на основе патента стоимость патента исчисляется  индивидуальным предпринимателем самостоятельно путем применения к заявленному  доходу ставки в размере 3%.

По  специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации:

1) исчисление  налоговых обязательств производится  по окончании квартала по фактически  полученному доходу;

2) налоги, исчисляемые на основе упрощенной  декларации, рассчитываются по единой  ставке без учета затрат в  зависимости от дохода: для индивидуальных предпринимателей - от 3 % до 7 %, для юридических лиц – от 4 % до 9 %;

3) исчисленная  сумма налогов по упрощенной  декларации уменьшается на 1,5% за  каждого работника, если среднемесячная  заработная плата наемных работников  составляет у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, установленного законодательным актом Республики Казахстан;

4) учитывая  минимум оборота по реализации  значительная доля начинающих предпринимателей не являются плательщиками НДС.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств Налоговый кодекс предусматривает расчет с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога.

Базой для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.

Исчисление  единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка.

Для более  крупных представителей аграрной сферы, осуществляющих свою деятельность в  иной организационно – правовой форме, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен иной вид специального налогового режима, реализуемый на основе патента.

В стоимость  патента включаются корпоративный  подоходный налог, налог на добавленную стоимость, социальный налог, земельный налог, (плата за пользование земельными участками), налог на транспортные средства. При этом при расчете стоимости патента сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 80 %.

Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции применяется следующими юридическими лицами:

1) производящими  сельскохозяйственную продукцию  с использованием земли, перерабатывающими  и реализующими сельскохозяйственную  продукцию собственного производства;

2) производящими  сельскохозяйственную продукцию  животноводства и птицеводства (в  том числе племенного) с полным  циклом, начиная с выращивания  молодняка, пчеловодства, перерабатывающими  и реализующими данную продукцию  собственного производства.

Таким образом, названные изменения направлены на стимулирование деловой активности в приоритетных секторах экономики  и, как следствие, диверсификации отраслей экономики.

3.2 Автоматизация  налоговой системы, как способ  совершенствования налогового администрирования

Основным  направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора  налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени  и является одним из условий для  обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения администрирования сборов налогов в Казахстане осуществляется автоматизация работы налоговых органов посредством внедрения информационных систем. Начиная с прошлого года внедрены электронные формы налоговой отчетности. При этом налогоплательщик может представлять налоговую отчетность в электронном виде, имея обычный компьютер и программу, которую он сможет загрузить с сайта www.taxkz.kz.

Существующие  информационные системы, обобщающие и  анализирующие информацию по отдельным  видам деятельности налогоплательщиков, позволят отслеживать за взаимосвязью между экономическими процессами в  стране, макроэкономическими факторами, коңюктурой цен и их влиянием на налоги, что позволит усилить прогнозную функцию налоговых поступлений, а также в оперативном режиме четко прослеживать влияние налоговых норм на поведение налогоплательщиков, на их экономическое состояние и поступление платежей от них. В этих условиях система налогового администрирования и налоговых проверок станет гибкой.

Системы предназначены как для налоговых  инспекторов, так и для налогоплательщиков. В частности, налоговым инспекторам  системы дают возможность провести анализ данных налоговой отчетности, осуществлять контроль и учет сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, сроков сдачи налоговой отчетности и постепенно перейти на дистанционное общение с налогоплательщиками. Налогоплательщикам -заполнить и отправить налоговые отчетности в электронном виде через систему гарантированной доставки сообщений с использованием некоторых инструментов арифметических и логических подсказок, формировать налоговую отчетность из нескольких рабочих мест при заполнении объемных ФНО, просмотреть состояние своих лицевых счетов не выходя из своих офисов. Налогоплательщикам, не имеющим компьютерную технику, предусмотрена возможность формирования и передачи налоговой отчетности в электронном виде непосредственно из налоговых комитетов с помощью выделенных для этой цели компьютеров.

Цель  информационных технологий налогового администрирования заключается  в следующем:

-  обеспечение реализации основных стратегических задач по налоговому администрированию на базе информационных технологий;

-  создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей налоговых органов на основе внедрения информационных технологий.

Для реализации чего наиболее важными предстоящими задачами являются:

-  развитие дистанционных форм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и предоставление информационного сервиса для налогоплательщиков;

-  совершенствование методов управления и контроля за осуществлением функциональных процедур налогового администрирования на базе информационных технологий;

-  регистрация налогоплательщиков при взаимодействии с другими органами (Министерство юстиции РК, Агентство РК по статистике и т.д.);

-  автоматизация контроля за возмещением налога на добавленную стоимость;

-  учет доходов, физических лиц, облагаемых у источника выплаты в Республике Казахстан;

-  контроль за правильностью исчисления сумм налогов, путем обмена информацией с государственными органами (ведомствами) об объектах налогообложения, регистрации или перерегистрации прав на объекты налогообложения.

-  выявление фиктивных счетов – фактур.

-  определение налогоплательщиков, потерявших связь с налоговым органами;

-  развитие методов электронной обработки и анализа форм налоговой отчетности для повышения качества налогового администрирования;

-  совершенствование способов гарантированной доставки и целостности электронных сообщений. Обеспечение защиты и безопасности сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения. Поддержка коммуникационной системы налоговых органов. Модернизация и развитие компьютерного и коммуникационного парка налоговой системы;

-  развитие системы мультимедийной связи для обслуживания налогоплательщиков с помощью телефонной сети и т.д.

Эффект  реформирования рабочих процессов  налогового администрирования и  организационно-технологических процедур автоматизации определяется следующими показателями:

-  минимизация соотношения операционных затрат к налоговым поступлениям;

-  снижение задолженности по налогам и сборам от общей суммы налоговых поступлений;

-  повышение качества услуг для налогоплательщиков.

Во  исполнение Указа президента Республики Казахстан "О государственной  программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан" от 16.03.2001 г. № 573 Правительством Республики Казахстан был разработан План мероприятий по реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан на 2001-2003 годы.

В рамках данного Указа и в целях  реализации Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12.06.2001 г. № 209-II (Налоговый кодекс) были определены основные направления развития информационных технологий налоговой службы, среди которых самыми приоритетными являются информационные системы ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ЭКНА, ИНИС, РНиОН.

Данные  системы предназначены как для  налоговых инспекторов, так и  для налогоплательщиков. Так, в частности, налоговым инспекторам системы  дают возможность проводить анализ данных налоговой отчетности, осуществлять контроль и учет сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, сроков сдачи налоговой отчетности и постепенно перейти на дистанционное общение с налогоплательщиками. Налогоплательщикам – заполнять и отправлять формы налоговой отчетности в электронном виде через систему гарантированной доставки сообщений с использованием некоторых инструментов арифметических и логических подсказок. Системы предусматривают ввод данных налоговой отчетности ручным способом при представлении налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы на бумажных носителях.

Так как  подобных программ нет ни в Казахстане, ни в СНГ, этим разработкам было решено дать название "пилотные" для возможности  их дальнейшей доработки и модернизации. Все системы являются централизованными и многоуровневыми.

ИНИС  – это ведомственная налоговая  система, предназначенная для регистрации  налогоплательщиков и ведения их лицевых счетов. Она позволяет  автоматически разносить на лицевые  счета сведения из всех форм налоговой  отчетности ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, из реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения, из системы ЭКНА, обязательных пенсионных взносов, автоматизировано формировать уведомления, инкассовые распоряжения на принудительное взыскание задолженности. С помощью ИНИС выдаются патенты и свидетельства, ведется учет налогоплательщиков на предмет участия во внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан