Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан -.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Пример: в подоходном налоге налоговая единица - рубль, тенге или марка; в поземельной - 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном - 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

*  субъект налога (лицо, которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.

*  носитель налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

Налоги  выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилизационная) функция; т.е.  государство собирает налоги для финансирования соответствующих расходов.

2. Распределительная.  Собирая налоги, государство тем  самым оказывает влияние на  различные сферы экономики, осуществляя  социальную политику, перераспределяет  доходы между группами населения,  регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая  функция заключается в обеспечении  пропорции между потреблением  населения посредством изъятия  части текущих доходов и их  направления на развитие производства.

4. Стимулирующая  - создание различных стимулов  по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная  функция - через налоговую политику  государство может сдерживать  или ограничивать развитие тех  или иных производств.

6. Контрольно-учетная  функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

В налоговой  теории существует такое понятие  как ставка налога - величина налоговых  исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

По  платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пример: акцизы).

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие  налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Таким образом, тенденции эволюции налогового механизма свидетельствуют о  наличии глубинных кризисных процессов как в сфере производства и в отношениях к собственности, так и в поведенческой мотивации отечественного предпринимательства. Результатом проявления указанных тенденций является подрыв доходной базы государственного бюджета и резкое ослабление его способности в должной мере выполнения его основных функциональных обязанностей, обеспечение безопасности и обороны, защиту прав граждан, не говоря уж о прямых ассигнованиях в экономику как важнейшем условии для ее успешного роста.

1.2  Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана

Законодательство  Республики Казахстан и, прежде всего  Конституция страны провозглашают  высшими ценностями в государстве  человека, его жизнь, права и свободы, а одним из основополагающих принципов деятельности Республики – экономическое развитие на благо всего народа.

На  бюджет государства тяжелым грузом ложатся все расходы по социальному  обеспечению значительной части  населения, а также расходы в  области образования, здравоохранения и других областях.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" республиканский  бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый  в основном за счет общегосударственных  налогов и предназначенный для финансирования общегосударственных программ и мероприятий. Обеспечение государством конституционных прав граждан в социальной и экономической сфере основано именно на государственном бюджете и на налоговых поступлениях.

Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан провозглашает право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. В этой конституционной норме закреплена обязанность государства обеспечивать для работающих на предприятиях как государственной так и негосударственной форм собственности безопасные условия труда. Следовательно, на названных предприятиях, в организациях и учреждениях средства на расходы по обеспечению безопасных условий труда идут из республиканского и местного бюджетов. Что касается социальной защиты от безработицы, то это тяжкий груз также лежит на бюджете государства, на Фонде занятости, которые формируются, в том числе и за счет налоговых поступлений и взносов от работодателей.

Всем  известно, что наше налоговое законодательство по сравнению с другими отраслями  права отличается своей нестабильностью, нечеткостью, что характерно и для  других развивающихся стран в  переходный период. Поэтому можно  с уверенностью утверждать, что наше налоговое законодательство в состоянии постоянного совершенствования.

В основе налоговой системы лежит налогообложение, при установлении и осуществлении  которого государственные органы должны руководствоваться общепризнанными принципами, обеспечивающими реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. К таким принципам относятся следующие:

публичность налогообложения;

справедливость  налогообложения;

равенство налогоплательщиков;

единство  налоговой системы Республики;

законодательная форма установления налогов;

определенность  налога.

Рассмотрим  некоторые из этих принципов:

Принцип справедливости предполагает всеобщность  и равное налогообложение, так как  статья 35 Конституции Республики Казахстан, которая установила обязанность каждого платить налоги, распространяется на всех лиц на территории Республики, являющихся налогоплательщиками. При этом недопустимо установление дополнительных или превышающих ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождение налогоплательщика и иных неправовых оснований.

Принцип законодательной формы установления налогов предполагает установление их законом, принятым законодательным  органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Недопустимы дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законом. Один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за определенный период времени.

Принцип определенности налога имеет важное значение в целях предотвращения нарушения равенства граждан перед законом в части налоговых отношений. Налоговый закон должен быть конкретным, содержать существующие элементы налоговых обязательств, его нормы должны быть действительно нормами прямого действия. Ясность формулировок, не допускающая двусмысленного толкования нормы налогового закона, является гарантией охраны прав налогоплательщиков.

В настоящее  время задача увеличения налоговых  поступлений в бюджет стала настолько актуальной, что это осознают и сами налогоплательщики. Азиатский финансовый кризис и аналогичный кризис в России обозначили целый комплекс проблем, и основной из них является защита отечественного товаропроизводителя. Значительную роль в этом деле играет обустройство пограничных зон Казахстана. Если южные границы нашего государства с Китаем более или менее защищены, то остальная часть границы прозрачна. И мы уже сейчас начали испытывать все "прелести" единого таможенного пространства стран СНГ. Давление дешевого российского, узбекского и киргизского товара на рынках ощущается все сильнее. И не понимать негативного влияния этого на становление отечественного производства опасно.

Для решения  данных проблем в нашей стране необходим комплексный подход, и  важная роль здесь принадлежит системе налогообложения. Налогообложение – это инструмент, с помощью которого государство может и должно отрегулировать экономическую ситуацию в стране. Но при этом добиваться увеличения налоговых поступлений в бюджет необходимо не утяжелением налогового пресса, что, как показала практика, работает на сокращение налогооблагаемой базы, а посредством расширения налогового поля за счет снижения налогового бремени. Ведь ни для кого не секрет, что весьма значительная часть налогоплательщиков уходит от уплаты налогов в тех случаях, когда сумма налогов превышает предельно допустимую, то есть экономически безопасную для осуществления той или иной налогооблагаемой деятельности. Как свидетельствует международный опыт, оптимальный предел налогового бремени не должен превышать 36% облагаемого дохода.

Средний совокупный налог в странах ЕЭС  составляет 50-55% от доходов, в Казахстане он достигает 70%. Результаты непомерного  налогового бремени в масштабах  государства также известны в  международной практике: чем выше налоги, тем в большей степени подвержена разбалансированности финансово-экономическая система страны, что мы и наблюдаем у нас в Казахстане. В такой ситуации возможностей для расширения производства нет.

Снижение  фискального бремени поможет не только увеличить ресурсы для капиталовложений, но и сыграет важную регулирующую роль. Рассмотрим налог на добавленную стоимость (далее НДС). В Швейцарии его величина составляет 6,5%, в Германии – 15%, в России пока – 20%, хотя там и решается вопрос о снижении его до 10-15%, в Казахстане ставка НДС составляет 16%. Уменьшение НДС в нашей стране даже до уровня германского уже позволит снизить цены на товары и услуги, что само по себе даст определенный социальный эффект, а кроме того, будет способствовать росту вкладов населения в банках, тем самым увеличит их ресурсы для кредитования народного хозяйства, что в итоге увеличит конкурентоспособность продукции отечественного производства. А сегодня казахстанские рынки и магазины заполнены импортируемыми пищевыми продуктами, которые в состоянии производить наша промышленность.

Чтобы понять, как влияет современный механизм налогообложения на ситуацию в экономике  Казахстана, рассмотрим вкратце на микроэкономическом уровне результат  этого влияния на среднестатистическое казахстанское предприятие, которое в целом отражает экономическое состояние многих предприятий различных отраслей промышленного производства. Сразу же представим атмосферу, в которой существует наше предприятие. Это необязательность партнеров, негибкость структуры самого предприятия, инфляционный процесс, невысокий уровень менеджмента, постоянный надзор и контроль инстанциями различных уровней. Непомерное налоговое бремя усугубляет условия, в которых пытается выжить наш товаропроизводитель. Налог на добавленную стоимость, сохранивший от своего назначения, по сути, только название стимулирует лишь иммобилизацию денежных средств. Возврат денег, переплаченных в бюджет по НДС, растянут во времени, за которое происходит определенное их обесценивание. Кроме того, реализация продуктов по цене увеличенной на 20% становится проблематичной вследствие снижения ее конкурентной способности в условиях весьма ограниченной платежеспособности покупателей. Последние изменения, касающиеся освобождения от НДС производителей сырья, проблемы не решают, так как в этом случае налог ложится на плечи предприятия перерабатывающей промышленности. Цена готовой продукции с НДС от этого не меняется. То есть происходит всего лишь перераспределение обязанностей по уплате НДС. Ранее существовавшая льгота для предприятий, имеющих оборот менее 1000 МРП (месячный расчетный показатель), к сожалению, аннулирована.

Предприятие, начинающее свою деятельность и вследствие ограниченности средств, работающее на арендованном оборудовании в арендуемом здании, расходы на ремонт в целях поддержания производственных средств в рабочем состоянии должно осуществлять за счет дохода. Значит, в идеале вновь открытое предприятие, чтобы иметь возможность выжить в условиях существующей системы налогообложения и инвестировать средства в расширение производства, должно иметь собственное новое оборудование, а также иметь собственное новое производственное помещение. В нынешней ситуации в случае ремонта собственных средств предприятие ремонтные затраты на вычеты может отнести только в размере 10% от стоимостной суммы группы основных средств, что изначально не позволит ему быть рентабельным. Как видится, разработчиками действующей системы налогообложения предполагалось, что предприятие с момента своего открытия должно располагаться в новеньком производственном помещении с новыми станками и другим новым оборудованием.

Помимо  уменьшения налогового бремени нужны  и специальные меры, стимулирующие  инвестирование. Инвесторам необходимы налоговые льготы, причем для любого проекта – в промышленности, торговле, общепите и т.д. Возможно, что прибыль, направленная на развитие производства, должна освобождаться от налогообложения.

Таким образом, при формировании налоговой  политики важно учитывать и экономические  интересы государства, и другие аспекты, но все же права, свободы и законные интересы налогоплательщика – физического лица должны быть поставлены во главу угла. Важно так сформулировать нормы закона, чтобы налогоплательщик осознавал необходимость платить налоги, чтобы налоговые органы не могли принимать такие инструкции, которые исказили бы волю законодателя, выраженную в норме закона, в ущерб интересам рядового налогоплательщика.

 

1.3 Налоговые  системы развитых стран

По  структуре налогообложения большинство  развитых стран подразделяются на две группы: страны, где наибольшую долю составляет прямое налогообложение (США и др.), и государства преимущественно с косвенным налогообложением (страны ЕС и др.)

Для налоговой  системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан