Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан -.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретические  основы формирования и развития  налоговой системы Республики  Казахстан

1.1 Экономическая  сущность, необходимость и роль  налоговой системы в рыночной  экономике

1.2 Теоретические  аспекты налогообложения и его  влияние на экономику Казахстана

1.3 Налоговые  системы развитых стран

2. Анализ  и оценка налоговой системы  Республики Казахстан

2.1 Анализ  развития налоговой системы Республики  Казахстан

2.2 Принципы  построения современной налоговой  системы Республики Казахстан

3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование  налогового законодательства Республики  Казахстан

3.2 Автоматизация  налоговой системы, как способ  совершенствования налогового администрирования

Заключение  Список использованных источников  

Введение

Впервые в истории Казахской государственности  Конституционный закон "О государственной  независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле  торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии.

Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Однако  процесс преобразования сложившихся  в течение нескольких десятилетий "социалистических" общественных отношений в так называемые "рыночные отношения", осуществление реальной независимости и обретение суверенитета молодого государства оказались непростыми и породили немало трудностей и проблем. Возник кризис в экономике. Появились безработные, стали едва ли не нормой невыплата заработной платы и пенсий, результатом которых стали забастовки в ряде регионов Республики. Как теперь осознано многими, в стране резко упал уровень общественного и правового порядка.

В послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" содержится перспективный  план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, "носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации".

В Послании Президента страны народу Казахстана "Стабильность и безопасность страны в новом столетии" по этому поводу в частности сказано следующее: "Открытая экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны – единственный способ выживания нации и государства. Не только в экономике, но и в политике попытки изобретения особого пути обречены на провал. Казахстан не может пойти вразрез с мировыми тенденциями. Открытое общество без демократии не построишь".

Налогообложение выступает важнейшим методом  государственного регулирования, от его  эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Налоговый механизм в нашей республике в  настоящее время находится в  промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного  характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс "уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации" во взаимоотношениях с государством.

Углубляющим фактором неэффективности налогообложения является отсутствие психологического и экономического восприятия, статуса налогоплательщика с позиции прав и обязанностей.

Существует  устойчивое мнение, что государство  посредством налогов обирает  нас, потому любым способом надо защищаться от него. К тому же в последнее время налоговый пресс резко усилился. Если в развитых странах доля налогов (суммарно) в валовом национальном продукте составляет до 13% с небольшим, то в Казахстане эта доля близка к 65%. Ставка на усиление налоговой политики оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицитность государственного бюджета. Кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности. И главным из них является отнюдь не перепроизводство, а наоборот дефицитность в экономике, носящее хронический характер. И в наших условиях такая политика будет иметь негативные последствия. Даже если уровень инфляции и дефицитность бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве это окажется кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.

Понятие сущности налогов и налогообложения, налоговой системы необходимо не только для нахождения путей и  моделей эффективности ее перестройки, но и, прежде всего для самих граждан  и субъектов хозяйствования для  понимания ими статуса налогоплательщиков, их прав и обязанностей. Нужно сломать устоявшиеся стереотипные представления о том, что государство содержит нас. Это мы налогоплательщики, содержим государство, а посему должны уметь грамотно контролировать использование наших средств - действительно ли они идут на укрепление экономики, на защиту наших прав, как собственников.

Важнейшей стратегической задачей в части  совершенствования нормативно-законодательной  налоговой базы Казахстана является разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Сейчас Министерство государственных доходов работает над дальнейшим совершенствованием положений проекта Налогового кодекса, более четким законодательным оформлением взаимоотношений фискальных органов и налогоплательщиков, в том числе и с целью повышения паритетной ответственности налогоплательщиков и налоговых органов по безусловному выполнению своих обязательств.

В условиях непростой экономической ситуации налоговые органы страны являются важнейшим  рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по собираемости налогов, улучшения качества администрирования.

Целью дипломного исследования является теоретическое  и методическое обоснование совершенствования  функционирования современной налоговой  системы как важного фактора, обеспечивающего устойчивое развитие экономики. Поставленная цель определила содержание дипломной работы, которая сводится к решению следующих задач:

– на основе теоретических концепций ведущих  направлений современной рыночной экономики выявить закономерности формирования налоговой политики как  важнейшего инструмента (формирования) государственного регулирования экономики;

– исходя из закономерностей формирования налоговой  системы выявить принципы формирования рациональной налоговой системы;

– оценка функционирования налоговой системы  Республики Казахстан в переходный период;

– исследование налоговой системы как составляющей экономической безопасности страны;

– выявление  направлений совершенствования  налоговой системы на базе нового Налогового кодекса 2001 г.;

– совершенствование  налогового администрирования.

Методология исследования. В качестве методологии данной дипломной работы использованы основные положения теории устойчивого развития. В основу положен диалектический метод, использованы исторический и системный подход, статистический, формально-юридический, метод сравнительного анализа и комплексного подхода.

Предметом исследования является механизм налоговой  политики как важнейшего инструмента  регулирования рыночной экономики.

Объектом  исследования является налоговая система  Республики Казахстан.

Структура и объем дипломной работы состоит из введения, основной части (включающей 3 главы и 7 подразделов), заключения и списка использованной литературы, приложения.

 
1. Теоретические  основы формирования и развития  налоговой системы Республики  Казахстан 1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике

Одной из функций государственной власти является налогообложение и взимание налогов. Налоги являются не только одним  из основных источников дохода государства, но и методом системы управления экономикой, влияющей на все сферы жизни общества – социальную, культурную, научно-техническую, внешнеполитическую и т.д. Налоговый механизм воздействует на общественное производство, его динамику и структуру.

Налоги  как обязательные сборы, взимаемые  государством, возникли еще в древности. Самой древней формой налога можно считать пожертвования, кстати, не всегда носившие добровольный характер. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "...и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Позже возникла и "светская десятина" - налоги, взимаемые государством. Например, в Древней Греции свободные граждане не платили налогов. На ранних этапах существования Древнего Рима в мирное время налогов не было, но в военное время вводились налоги в соответствии с доходами граждан.

В империи  Чингисхана все жители обязаны были платить 10% налог от своих доходов. Основной налог - "выход", взимался баскаками хана. Позже русские  князья сами стали собирать дань и  отправлять в Орду. Размеры выхода стали определяться договором между ханами Орды и великими князьями. По свидетельству С.М.Соловьева причиной конфликта между Дмитрием Донским и ханом Мамаем явилось нежелание русского князя уплачивать дань, какую его предки "платили ханам Узбеку и Чанибеку, Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним и самим Мамаем".

Проблемой налогообложения занимались многие экономисты, философы, политики разных времен. Опыт истории показал, что  разумные налоги способствовали укреплению стабильности государства и экономическому росту. Никто не станет отрицать необходимость налогов в любом государстве для содержания аппарата управления, армии, социальной сферы. Но существует и граница, за которой увеличение налогов угнетает сбережения и инвестиции, начинается деградация экономики, утрачиваются стимулы к инвестированию, экономическому росту, эффективному расходу ресурсов общества. Увеличение налогового бремени приводит к тому, что значительные средства уходят из сферы, связанной с экономическим ростом, уходят в недвижимость, коллекционирование и т.д. Непосильные налоги заставляют предпринимателей вкладывать деньги не в отечественное производство, а в деятельность оффшорных компаний, в экономику других стран.

Ситуация  в 70-х годах ХХ века в США и странах Западной Европы, характеризовавшаяся спадом производства и ростом безработицы, привела к многочисленным дискуссиям о поисках путей выхода из создавшегося экономического положения. Группа экономистов, сторонников "экономики предложения" - их называли сэпплай-сайдерами (supply-siders) – выступили за упрощение налоговой системы и снижение предельных налоговых ставок, что, создав стимулы для инвестиций, для дополнительных рабочих мест, приведет к экономическому росту и увеличению налоговой базы. Поэтому снижение налоговых ставок будет компенсироваться ростом налоговой базы, т.е. того объема экономической деятельности, которая подлежит налогообложению. В 1981 году конгресс США принял закон, упорядочивавший налоговую систему и снизивший налоги. Результатом стал рост темпов развития 3-3,5% в год и 9 лет устойчивого развития экономики впервые в истории США ХХ века.

В истории  Казахстана было много трагических  событий. В составе Российской империи  страна пережила изъятие 45 миллионов  десятин земли у казахского населения. Затем первая мировая война, восстание 1916 г., революция 1917 г. Период 1918-1920 гг. в Казахстане связан с политикой "военного коммунизма" и продовольственной диктатуры. Продовольственная разверстка проводилась специальными военными формированиями – продотрядами, у разоренного населения отбирались "излишки" продовольствия, начался голод. Результатом принудительных мер стали восстания в 1921 г. в нескольких уездах, которые были жестоко подавлены.

История Казахстана 20-30 гг. – это история  непрерывного насилия над мирным населением: изъятие скота, насильственный переход к оседлости, репрессии и голод. Государственные эксперименты разоряли экономику страны, приводили к гибели миллионов людей. В начале 60-х гг. в СССР был провозглашен лозунг: "Догоним и перегоним Америку по производству продукции на душу населения!" Население выплачивало огромные налоги, ограничили личное подворье, сельское хозяйство пришло в упадок, начался продовольственный кризис. Столкнувшись с угрозой голода, новое руководство страны снизило налоги и ликвидировало ограничения на крестьянские хозяйства.

С обретением независимости в 1991 году Казахстан  встал на путь серьезных изменений  в политико-экономическом устройстве государства. При этом, не было никаких  сомнений по поводу того, что применение традиционных инструментов управления хозяйством, в числе которых были плановые задания предприятиям по выпуску продукции и эффективности ее производства, централизованно устанавливаемые цены, фонды и лимиты на поставки продукции и приобретение ресурсов, резко утратили свою действенность.

Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан