Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан -.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

Отчетность  по мониторингу банков второго уровня состоит 13 форм. Из них 6 форм это формы  отчетности представляемые банками  второго уровня в Национальный Банк РК, 1 форма представляется по запросу уполномоченного органа (НК МФ РК). Остальные 6 форм это формы, разработанные Налоговым комитетом МФ РК, касательно операции, связанные с налогообложением, по движению денег и выданным займам. Разработка форм по операциям, связанных с движением денег и выданным займам, связано для проведения опосредованного мониторинга хозяйствующих субъектов. По данным мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней за 6 месяцев 2003 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов, входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК (далее - НК МФ РК). В том числе поступления от предприятий республиканского уровня составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5 млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на 68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 3).

 

Таблица 3. Сравнительная динамика поступлений  от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому и региональному мониторингу за 6 месяцев 2002/2003г.г. в млн.тенге

Наименование

6 месяцев

2002 года

6 месяцев

2003 года

Отклонение

Абс.

%

Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу

130 338,2

196 753,7

66415,5

150,9%

Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному мониторингу

13 777,5

16 111,5

2334,0

116,9%

Итого поступлений от предприятий, находящихся  на мониторинге

144 115,7

212 865,2

68749,5

147,7%


В структуре  поступлений налогов и других платежей в бюджет (с учетом таможенных платежей) по итогам 1-го полугодия 2003 года от крупных налогоплательщиков республиканского уровня наибольшая доля поступлений приходится на корпоративный подоходный налог (45,8%), роялти (14,9%), таможенные платежи (12,5%), социальный налог (8,7%), при этом уплата НДС, с учетом возмещения по нулевой ставке 32 606,3 млн. тенге, составляет -6 041,6,0 млн. тенге.

 

В структуре поступлений  налоговых платежей от налогоплательщиков регионального уровня выделяются поступления по НДС (24,3%), корпоративному подоходному налогу (22,2%), социальному налогу (17,2%), таможенным платежам (16,9%) ( Диаграммы 1,2).

В разрезе отраслей экономики наибольшая доля налоговых  поступлений (без учета таможенных платежей) по предприятиям республиканского уровня приходится на отрасль добычи сырой нефти и природного газа (58,7%), транспорта и связи (14,6%), металлургической промышленности (10,5%). В отраслевой структуре поступлений налогов от крупных налогоплательщиков регионального уровня наибольшая доля приходится на отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта и связи (17,6%), строительство (13,2%), производство пищевых продуктов, включая производство табака (10,6%), осуществление посреднических операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (8,7%) (Диаграммы 3,4).

 

Увеличение поступлений  по итогам 1-го полугодия 2003 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим отраслям:

·добыча сырой нефти  и природного газа – на 124%;

·производство пищевых  продуктов – на 25,2%;

·производство табачных изделий – на 2,7%;

·производство кокса, нефтепродуктов и ядерных  материалов – на 24%;

·металлургическая промышленность и производство готовых  металлических изделий – на 25,6%;

·производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 4%.

В разрезе  видов налогов увеличение поступлений наблюдается по:

·  корпоративному подоходному налогу – на 67,4%;

·  бонусам – на 69%;

·  акцизам – на 8,4%;

Снижение  поступлений наблюдается по индивидуальному  подоходному налогу - 1%.

На  основании вышеизложенного, на рост поступлений от крупных налогоплательщиков оказал влияние рост оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Так, по добыче сырой нефти и природного газа оборот по реализации увеличился на 67,9%, по производству пищевых продуктов – на 38,4%, металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий – на 34%.

Таким образом, налоговые поступления  от предприятий регионального уровня в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года увеличились  на 17,4%.

2.2 Принципы  построения современной налоговой  системы Республики Казахстан

Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 209-II принят Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый  кодекс).

Особенная часть Налогового кодекса посвящена  порядку исчисления и уплаты конкретных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, входящих в налоговую систему Казахстана, и перечень которых определен Налоговым кодексом.

Для обеспечения  однозначного понимания норм налогового законодательства, упрощения его  применения налогоплательщиками, повышения уровня соблюдения налоговой дисциплины в Налоговом кодексе объединены ряд положений нормативных правовых актов.

Корпоративный подоходный налог

Сохраняя  методику исчисления подоходного налога с юридических лиц, действовавшую  согласно Закону Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", в Налоговом кодексе снижена налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу путем пересмотра состава совокупного годового дохода и налоговых вычетов.

Положительным моментом по составу совокупного  годового дохода является исключение из совокупного годового дохода отрицательной  разницы, возникающей при реализации активов, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также  при передаче на безвозмездной основе. В данном случае в целях определения реального налогооблагаемого дохода исключается норма по регулированию стоимости реализуемых активов в целях налогообложения. Корректировка стоимости реализуемых активов в целях налогообложения будет происходить через механизм контроля при применении трансфертных цен как внутри республики, так и за ее пределами в случаях, установленных законодательством о трансфертном ценообразовании.

С целью  исключения из налогооблагаемой базы суммы дополнительно оплаченного капитала, в Налоговом кодексе при определении налогооблагаемого дохода предусмотрено уменьшение налогоплательщиком совокупного годового дохода на сумму положительной разницы между стоимостью реализуемых акций и их номинальной стоимостью, полученной эмитентом при их размещении, а также при реализации собственных акций, тогда как в действовавшем ранее законодательстве такая разница уменьшала совокупный годовой доход налогоплательщика–эмитента только при первичном размещении акций.

В Налоговом  кодексе полностью сохранен принцип отнесения на вычеты расходов налогоплательщика. В частности, при определении налогооблагаемого дохода расходы подлежат отнесению на вычеты в определенных размерах или же их вычет не разрешается производить вовсе.

Так, к  примеру, с целью определения реальной налогооблагаемой базы относятся на вычеты следующие расходы:

фактически  произведенные расходы по оплате временной нетрудоспособности, отпуска  по беременности и родам, тогда как  в ранее действовавшем Законе данные расходы относились на вычеты в пределах 1,5 процента от фонда оплаты труда;

отрицательная курсовая разница относится на вычеты, тогда как положительная курсовая разница включается в совокупный годовой доход налогоплательщика. Эта норма будет способствовать своего рода реагированию на изменения валютного курса при совершении операций в иностранной валюте;

расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме, включая доходы, предоставленные  в виде материальных и социальных благ, и обложенные индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, относятся на вычеты.

Таким образом, в Налоговом кодексе  все расходы работодателя на своих  работников независимо от вида выплат и источника их финансирования рассматриваются  как расходы работодателя по оплате труда работников и относятся на вычеты. Данные расходы по оплате труда работников облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты в общеустановленном порядке.

С целью  создания равных условий налогообложения  Налоговым кодексом предусмотрено отнесение на вычеты начисленных неустоек, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению в бюджет, тогда как в ранее действовавшем налоговом законодательстве вычету подлежали уплаченные неустойки в пределах начисленных.

Налоговым кодексом в части проведения амортизационной политики в целях налогообложения для стимулирования воспроизводства основных средств расширены границы применения двойной нормы амортизации. То есть в отличие от действовавшего законодательства, когда налогоплательщики были вправе применять двойную норму амортизации только по введенным в эксплуатацию новым машинам и оборудованию при условии их использования в предпринимательской деятельности не менее трех лет, Налоговым кодексом предусмотрено применение данной нормы для всех основных средств.

Что касается расходов на ремонт, то в сравнении  с действовавшим налоговым законодательством  отнесение данных расходов на вычеты в Налоговом кодексе предусматривается  в пределах 15 процентов от стоимостного баланса группы против 15-процентного предела исходя из стоимостного баланса подгруппы.

При определении  командировочных расходов с целью  отнесения их на вычеты изменился  размер суточных, которые определяются в размере не более двух месячных расчетных показателей, тогда как  согласно действовавшему законодательству размер суточных определялся в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя.

Принципиально новый подход усматривается по налогообложению  страховых (перестраховочных) организаций. В отличие от действовавшего законодательства Налоговым кодексом предусмотрено налогообложение данной категории налогоплательщиков путем применения фиксированной ставки налога к доходу, полученному в виде страховых премий без осуществления вычетов.

Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими установленных Налоговым кодексом условий, тогда как согласно действовавшему законодательству некоторые организации из вышеуказанных являлись плательщиками подоходного налога с юридических лиц.

Для целей  налогообложения некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с  гражданским законодательством, за исключением акционерных обществ, потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

во-первых, в процессе осуществления своей  деятельности не имеет цели извлечения дохода как такового;

во-вторых, не распределяет полученный чистый доход  или имущество между участниками. То есть при соблюдении таких условий  доходы некоммерческой организации, полученные в виде вознаграждения, гранта, вступительных  и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежат налогообложению.

Организациями, осуществляющими деятельность в  социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг (за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций, в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Указанные положения не применяются в отношении  организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных  товаров и от подакцизных видов  деятельности.

Таким образом, Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.

Изменен порядок исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные платежи исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий налоговый период

Введен  новый раздел "Инвестиционные налоговые  преференции", в соответствии с  которым предоставляется право  на дополнительные вычеты из совокупного  годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестицион- ного проекта.

Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан