Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат
Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
Отчетность по мониторингу банков второго уровня состоит 13 форм. Из них 6 форм это формы отчетности представляемые банками второго уровня в Национальный Банк РК, 1 форма представляется по запросу уполномоченного органа (НК МФ РК). Остальные 6 форм это формы, разработанные Налоговым комитетом МФ РК, касательно операции, связанные с налогообложением, по движению денег и выданным займам. Разработка форм по операциям, связанных с движением денег и выданным займам, связано для проведения опосредованного мониторинга хозяйствующих субъектов. По данным мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней за 6 месяцев 2003 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов, входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК (далее - НК МФ РК). В том числе поступления от предприятий республиканского уровня составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5 млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на 68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 3).
Таблица 3. Сравнительная динамика поступлений от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому и региональному мониторингу за 6 месяцев 2002/2003г.г. в млн.тенге
Наименование |
6 месяцев 2002 года |
6 месяцев 2003 года |
Отклонение | |
Абс. |
% | |||
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу |
130 338,2 |
196 753,7 |
66415,5 |
150,9% |
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному мониторингу |
13 777,5 |
16 111,5 |
2334,0 |
116,9% |
Итого поступлений от предприятий, находящихся на мониторинге |
144 115,7 |
212 865,2 |
68749,5 |
147,7% |
В структуре поступлений налогов и других платежей в бюджет (с учетом таможенных платежей) по итогам 1-го полугодия 2003 года от крупных налогоплательщиков республиканского уровня наибольшая доля поступлений приходится на корпоративный подоходный налог (45,8%), роялти (14,9%), таможенные платежи (12,5%), социальный налог (8,7%), при этом уплата НДС, с учетом возмещения по нулевой ставке 32 606,3 млн. тенге, составляет -6 041,6,0 млн. тенге.
В структуре поступлений налоговых платежей от налогоплательщиков регионального уровня выделяются поступления по НДС (24,3%), корпоративному подоходному налогу (22,2%), социальному налогу (17,2%), таможенным платежам (16,9%) ( Диаграммы 1,2).
В разрезе отраслей экономики наибольшая доля налоговых поступлений (без учета таможенных платежей) по предприятиям республиканского уровня приходится на отрасль добычи сырой нефти и природного газа (58,7%), транспорта и связи (14,6%), металлургической промышленности (10,5%). В отраслевой структуре поступлений налогов от крупных налогоплательщиков регионального уровня наибольшая доля приходится на отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта и связи (17,6%), строительство (13,2%), производство пищевых продуктов, включая производство табака (10,6%), осуществление посреднических операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (8,7%) (Диаграммы 3,4).
Увеличение поступлений по итогам 1-го полугодия 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим отраслям:
·добыча сырой нефти и природного газа – на 124%;
·производство пищевых продуктов – на 25,2%;
·производство табачных изделий – на 2,7%;
·производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – на 24%;
·металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий – на 25,6%;
·производство
и распределение
В разрезе видов налогов увеличение поступлений наблюдается по:
· корпоративному подоходному налогу – на 67,4%;
· бонусам – на 69%;
· акцизам – на 8,4%;
Снижение поступлений наблюдается по индивидуальному подоходному налогу - 1%.
На основании вышеизложенного, на рост поступлений от крупных налогоплательщиков оказал влияние рост оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Так, по добыче сырой нефти и природного газа оборот по реализации увеличился на 67,9%, по производству пищевых продуктов – на 38,4%, металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий – на 34%.
Таким
образом, налоговые поступления
от предприятий регионального
2.2 Принципы
построения современной
Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года № 209-II принят Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Особенная часть Налогового кодекса посвящена порядку исчисления и уплаты конкретных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, входящих в налоговую систему Казахстана, и перечень которых определен Налоговым кодексом.
Для обеспечения однозначного понимания норм налогового законодательства, упрощения его применения налогоплательщиками, повышения уровня соблюдения налоговой дисциплины в Налоговом кодексе объединены ряд положений нормативных правовых актов.
Корпоративный подоходный налог
Сохраняя методику исчисления подоходного налога с юридических лиц, действовавшую согласно Закону Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", в Налоговом кодексе снижена налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу путем пересмотра состава совокупного годового дохода и налоговых вычетов.
Положительным моментом по составу совокупного годового дохода является исключение из совокупного годового дохода отрицательной разницы, возникающей при реализации активов, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе. В данном случае в целях определения реального налогооблагаемого дохода исключается норма по регулированию стоимости реализуемых активов в целях налогообложения. Корректировка стоимости реализуемых активов в целях налогообложения будет происходить через механизм контроля при применении трансфертных цен как внутри республики, так и за ее пределами в случаях, установленных законодательством о трансфертном ценообразовании.
С целью
исключения из налогооблагаемой базы
суммы дополнительно оплаченног
В Налоговом кодексе полностью сохранен принцип отнесения на вычеты расходов налогоплательщика. В частности, при определении налогооблагаемого дохода расходы подлежат отнесению на вычеты в определенных размерах или же их вычет не разрешается производить вовсе.
Так, к примеру, с целью определения реальной налогооблагаемой базы относятся на вычеты следующие расходы:
фактически произведенные расходы по оплате временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, тогда как в ранее действовавшем Законе данные расходы относились на вычеты в пределах 1,5 процента от фонда оплаты труда;
отрицательная
курсовая разница относится на вычеты,
тогда как положительная
расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме, включая доходы, предоставленные в виде материальных и социальных благ, и обложенные индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, относятся на вычеты.
Таким образом, в Налоговом кодексе все расходы работодателя на своих работников независимо от вида выплат и источника их финансирования рассматриваются как расходы работодателя по оплате труда работников и относятся на вычеты. Данные расходы по оплате труда работников облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты в общеустановленном порядке.
С целью создания равных условий налогообложения Налоговым кодексом предусмотрено отнесение на вычеты начисленных неустоек, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению в бюджет, тогда как в ранее действовавшем налоговом законодательстве вычету подлежали уплаченные неустойки в пределах начисленных.
Налоговым кодексом в части проведения амортизационной политики в целях налогообложения для стимулирования воспроизводства основных средств расширены границы применения двойной нормы амортизации. То есть в отличие от действовавшего законодательства, когда налогоплательщики были вправе применять двойную норму амортизации только по введенным в эксплуатацию новым машинам и оборудованию при условии их использования в предпринимательской деятельности не менее трех лет, Налоговым кодексом предусмотрено применение данной нормы для всех основных средств.
Что касается
расходов на ремонт, то в сравнении
с действовавшим налоговым
При определении командировочных расходов с целью отнесения их на вычеты изменился размер суточных, которые определяются в размере не более двух месячных расчетных показателей, тогда как согласно действовавшему законодательству размер суточных определялся в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя.
Принципиально новый подход усматривается по налогообложению страховых (перестраховочных) организаций. В отличие от действовавшего законодательства Налоговым кодексом предусмотрено налогообложение данной категории налогоплательщиков путем применения фиксированной ставки налога к доходу, полученному в виде страховых премий без осуществления вычетов.
Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими установленных Налоговым кодексом условий, тогда как согласно действовавшему законодательству некоторые организации из вышеуказанных являлись плательщиками подоходного налога с юридических лиц.
Для целей налогообложения некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским законодательством, за исключением акционерных обществ, потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:
во-первых, в процессе осуществления своей деятельности не имеет цели извлечения дохода как такового;
во-вторых,
не распределяет полученный чистый доход
или имущество между
Организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг (за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций, в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Указанные положения не применяются в отношении организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров и от подакцизных видов деятельности.
Таким образом, Налоговый кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.
Изменен порядок исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные платежи исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий налоговый период
Введен новый раздел "Инвестиционные налоговые преференции", в соответствии с которым предоставляется право на дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестицион- ного проекта.
Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан