Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:39, реферат
Впервые в истории Казахской государственности Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей зависимости в экономике, политике и идеологии. Новая Конституция Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года, закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство, главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Введение
1. Теоретические основы формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной экономике
1.2 Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2. Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2 Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях
3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
Первые
годы процесса преобразований происходили
на фоне общей либерализации
В целях предотвращения негативных последствий командно-административной системы управления народным хозяйством и перехода к рыночным отношениям правительство республики начало осуществлять комплекс мер по реформированию всего социально-экономического устройства, в том числе и налогового.
С 1992 года началась работа над совершенствованием налоговой системы. Снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам – основной перечень требований, которым отвечал Закон Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
Основными
принципами Закона "О налогах
и других обязательных платежах в
бюджет" явились принцип
Следующими по значимости основополагающими принципами реформирования налоговой системы являлась ее максимальная простота, экономическая нейтральность налогообложения, минимизация и сопоставимость налоговых ставок. Введением в действие Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" был сделан первый важный шаг к созданию действительно цивилизованной и эффективной налоговой системы. Так, вместо действовавших в Республике Казахстан 45 видов налогов и сборов и еще 6 видов отчислений в, так называемые целевые фонды, осталось 19 видов налогов и сборов.
Во избежание уклонения от налогов при применении предприятиями трансфертных цен был введен механизм корректировки облагаемого дохода налогоплательщика на разницу в этих ценах. Для стимулирования процессов акционирования предприятий было установлено окончательное налогообложение у источника выплаты дивидендов по единой льготной ставке 15 процентов, а их сумма учитывалась как в составе совокупного дохода предприятия, так и в составе вычетов. В целях повышения инвестиционных стимулов, заинтересованности в обновлении парка основных средств и совершенствовании производства было предусмотрено увеличение норм амортизации и сокращение затрат, упрощенный порядок их расчета.
Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 года кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений. Данный переход был обусловлен тем, что существовавший кассовый метод приводил к искажению данных в налоговом учете и, соответственно, к искажению налогооблагаемой базы, так как доходы исчислялись по кассовому методу, а вычеты формировались по методу начислений. Введение метода начислений способствовало усилению финансовой дисциплины и созданию условий для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем – и для отказа от них. Так, если в 1997 году доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 году – уже 0,16 %, то, начиная с 1999 года, все расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами".
Социальный налог, введенный с 1 января 1999 года, заменил целую систему уплачиваемых платежей во внебюджетные фонды, такие как Государственный центр по выплате пенсий в размере 15 процента от фонда оплаты труда, накопительный пенсионный фонд в размере 10 процентов от фонда оплаты труда, фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 процентов от фонда оплаты труда, фонд социального страхования в размере 1,5 процента и фонд занятости в размере 2 процентов от фонда оплаты труда. В целом отчисления во внебюджетные фонды производились в размере 31,5 процентов от фонда оплаты труда.
Введение социального налога, заменившего отчисления в ряд внебюджетных фондов, было вызвано необходимостью систематизации и эффективного использования средств на социальные нужды, поступавшие ранее в многочисленные внебюджетные фонды.
Социальный налог был установлен в размере 26 процентов, а с 1 июля 2001 года был снижен до 21%. При этом база исчисления социального налога существенно не отличалась от базы исчисления взносов в вышеназванные Фонды.
Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц была снижена с 40 % до 30 %.
С целью поддержания и развития субъектов малого бизнеса Законом установлена упрощенная система налогообложения.
Для физических и
юридических лиц, преимущественно
работающих с наличными денежными
средствами или имеющих ограниченное
число занятых в них
Для крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих земельные участки на праве землепользования, был введен единый земельный налог, заменивший для данной категории налогоплательщиков другие налоги.
Из Закона были исключены
дорожный налог, сбор за регистрацию
эмиссии ценных бумаг и присвоение
национального
Изменения в экономике
Казахстана, произошедшие с момента
проведения налоговой реформы 1 июля
1995 года, множество подзаконных актов
диктовали необходимость
В связи с чем, в июле 2001 года был подписан Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который введен в действие с 1 января 2002 года. При этом сохранилась экономическая основа, заложенная в Законе Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
Налоговый кодекс – единый кодифицированный документ, включивший в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен ограниченный перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана.
Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижение сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам.
Следует отметить, что разработка Налогового кодекса велась в тесном сотрудничестве с экспертами МВФ, ЮСАИД, МЦНИ и других международных организаций. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения.
В то же время ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено 9 видов налогов и 9 платежей, а также 12 видов сборов, носящих разовый характер, уплата которых производится в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступления в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей.
Налоговая система – болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частью комплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящих перед обществом. Формируя основы налоговой политики, Правительство РК столкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущность ее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов: налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную часть государственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны быть минимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложения должен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологически предпочтительней.
В рамках
дальнейшего коренного
О налогах и связанных с ними явлениях у нас стали говорить недавно. Это обусловлено в первую очередь новыми рыночными отношениями, где роль денег значительно возрастает и где налоги, превращаются в один из главных источников финансового состояния государства. Налог – обязательный атрибут любого государства. Но его определение в литературе достаточно неоднозначно.
Экономические признаки налога.
1. Налог
– это материальный платеж, то
есть уплата налога всегда
выражает отчуждение имущества
налогоплательщика (как
2. Налог – это безвозвратное взимание денег. При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству и только.
3. Подоходный
налог является
4. Налог
порождает стабильные
5. Налог
характеризуется наличием
6. Налог
всегда носит индивидуально
7. Для
налога характерен
8. Фиксированность сроков уплаты налога. Налог характеризуется тем, что имеет четко определенные сроки уплаты. Например, авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу должны быть уплачены не позднее 20 числа каждого месяца. Окончательный расчет (уплата) по корпоративному подоходному налогу по итогам налогового периода должен быть произведен не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу (которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, и так далее. Сроки уплаты налога выступают составным элементом налогового обязательства. Нарушение этих сроков влечет ответственность налогоплательщика в виде пени и штрафов в установленных размерах.
9. Сумма налога всегда идет в доход государства, чем налог отличается от всякого рода сборов и платежей, которые могут устанавливаться в рамках негосударственных структур (например, вкладов в уставные капиталы (фонды) хозяйственных товариществ, партийных членских взносов, пожертвований в негосударственные благотворительные фонды и тому подобное).
Что же
такое "налоги"? Налоги - это обязательные
поступления в сборы с
Информация о работе Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан