Автор: v*******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития акцизов 6
1.2. Понятие и признаки акцизов 9
1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами 15
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет РСО - Алания за 2006-2008 гг. 29
2.2. Анализ задолженности поступлений по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г. 41
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 49
Заключение 57
Список использованной литературы
Годовые плановые показатели республиканского бюджета за 2007 год утверждены по доходам в сумме 12 880 827 тыс. рублей.
Исполнение республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания в 2007 году происходило в условиях сохранившихся в последние годы положительных тенденций развития экономики республики. Это, прежде всего, увеличение темпов роста производства в отраслях, связанных с инвестиционной и торгово-посреднической деятельностью, производством пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, текстильного и швейного производства, металлургическим производством, что в свою очередь привело к росту мобилизованных на территории республики доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
За
2007 год в бюджеты всех уровней
поступило налоговых и
В истекшем году на счет республиканского бюджета зачислено доходов, администрируемых налоговыми органами, в сумме 3 507 682 тыс.рублей. Исполнение по данному администратору составило 97,2 %, и 121,8 % к показателям предыдущего года.
Доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию, поступающие в республиканский бюджет в результате их перераспределения между субъектами Российской Федерации, поступило в сумме 230 721 тыс.рублей, или 6,1 %. Поступления в бюджет по доходам от уплаты налога на имущество организаций также значительны и составили 341 362 тыс.рублей, или 9 % всех доходов.
Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом произошел значительный рост доходов республиканского бюджета, плановые бюджетные назначения 2007 года выполнены на 96,3 %.
За 2008 год общий размер поступлений в бюджет РСО – Алания по акцизам составил 755432,5 тыс. руб., что говорит об ухудшении собираемости по акцизам в целом по республике. Т.е. плановые показатели не выполнены на 63,9%. По данный факт обратил внимание и Парламент РСО – Алания. Ведь из года в год показатели по данному налогу снижаются почти в два раза. Огромное недовыполнение плановых показателей за 2008 год наблюдается по акцизам на спирт этиловый из пищевого сырья, производимый на территории РФ, исполнение составляет – 14,8%. А также по акцизам на вина, производимых на территории РФ, исполнение составляет 35,5%, а также по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории РФ. Так вместо ожидаемых 618858 тыс. руб., они составили всего 105929 тыс. руб., отношение составляет 17,1%. Превышение плановых показателей наблюдается лишь по нескольким видам подакцизных товаров, так, в частности, по акцизам на пиво, производимых на территории РФ. Вместо планируемых 7680 тыс. руб. в бюджет РСО – Алания поступило 9503,5 тыс. руб., т.е. на 23,7% больше.
Таблица № 2.3
Доходы
республиканского бюджета Республики
Северная Осетия – Алания за 2008 год
(тыс. руб.)13_
|
План | Кассовое исполнение | % | |
|
|
|
5 | |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ - всего |
|
3 712 475,6 | 70,3 | |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
|
2 333 721,7 | 91,8 | |
Налог на прибыль организаций |
|
|
86,2 | |
Налог на доходы физических лиц |
|
|
95,0 | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
755 432,5 | 36,1 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
|
755 432,5 | 36,1 | |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
|
29 553,0 | 14,8 | |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
|
|||
Акцизы на вина, производимые на территории Российской Федерации |
|
|
35,5 | |
Акцизы на пиво, производимое на территории Российской Федерации |
|
|
123,7 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации |
|
105 929.0 | 17,1 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации |
|
|||
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового до 9 процентов включительно (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации |
|
289,6 | 9,2 | |
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
55 442.9 | 106,5 | |
Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
2 543,7 | 68,3 | |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
|
105,3 | |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 208,0 | |||
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин), подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 253,6 | |||
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|
12 972,6 | 83,1 | |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
|
213 119,0 | 120,0 | |
Налог,
взимаемый в связи с |
|
211 628,0 | 119,4 | |
Единый сельскохозяйственный налог |
|
1 491,0 | 354,2 | |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
|
399 284,2 | 87,6 | |
Налог на имущество организаций |
|
376 964.0 | 98,9 | |
Транспортный налог |
|
22 594,5 | 30,3 | |
Налог на игорный бизнес | -274,3 | |||
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
|
9 457,8 | 71,3 | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
|
9 454,2 | 71,7 | |
Сбор
за пользование объектами |
|
3,6 | 4,3 | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
|
265,6 | 130,8 |
Рассмотрим динамику поступлений акцизов в бюджет РСО - Алания за период 2006 по 2008 года.
Общие поступления по налогам в бюджет РСО – Алания с 2006 по 2007 года изменились на 1053225 тыс. руб. или на 39,2%. Это связано с благоприятной экономической ситуацией в республике. Поступления по акцизам в 2007 году увеличились на 113205 тыс. руб. или на 43,2%. Это, в основном, повышение поступлений по спирту этиловому из пищевого сырья и вина. Так, по этиловому спирту поступления в 2007 году увеличились на 32212 тыс. руб. или на 35,6%. А по акцизам вин, производимых на территории РФ на 57887 тыс. руб. или на 13,8%. По акцизам на пиво, поступления в бюджет РСО – Алания в 2007 году уменьшились на 61 тыс. руб. или на 98,9%.
В
2008 году произошло резкое сокращение
как общих налоговых
Такое
снижение связано с неэффективностью
проведения мероприятий налогового
контроля, а так же с финансовым
кризисом, который в самом «разгаре» на
сегодняшний момент. Проблема низких налоговых
поступлений по республике на протяжении
последнего года очень обсуждаемо в парламенте
РСО – Алания. Для его решения принимается
немало усилий, которые, будем надеяться,
окажутся эффективными. Ведь было время,
когда наша республика занимала лидирующее
позиции в этой отрасли.
Таблица № 2.4.
Динамика
поступлений акцизов в бюджет
РСО – Алания за 2006 – 2008 гг.14
Наименование показателей |
Факт
2006 год (тыс. руб.) |
Факт
2007 год (тыс. руб.) |
Факт
2008 год (тыс. руб.) |
Отклонение 2007 от 2006 гг. | Отклонение 2008 от 2007 гг. | |||
Абс.
(тыс. руб.) |
Отн.
(%) |
Абс.
(тыс. руб.) |
Отн.
(%) | |||||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
2684606 |
3737831 |
3712476 | 1053225 | 139,2 | -25355 |
99,3 | |
В том числе | ||||||||
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ),
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
955803 |
1069008 |
755433 | 113 205 | 143,2 | -313576 |
70,7 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 955803 |
1069008 |
755433 | 113 205 | 143,2 | -313576 |
70,7 | |
в том числе: | ||||||||
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации | 90525 |
122737 |
29553 | 32 212 | 135,6 | -93184 |
24,1 | |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию , производимую на территории Российской Федерации | 160 |
97 |
2,1 | -63 | 60,63 | -94,9 |
2,2 | |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации | 2202 |
0 |
0 | -2 202 | 0 | 0 |
ххх | |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации | 80 |
0 |
0 | -80 | 0 | 0 |
ххх | |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации | 0 |
0 |
0 | 0 | ххх | 0 |
ххх | |
Акцизы на вина, производимые на территории Российской Федерации | 418936 |
476823 |
363487 | 57 887 | 113,8 | -113336 |
76,2 | |
Акцизы на пиво, производимое на территории Российской Федерации |
5837 |
5776 |
9504 | -61 | 98,95 | 3728 |
164,5 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с |
212751 |
230135 |
105929 | 17 384 | 108,2 | -124206 |
46 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с |
-16 |
515 |
116 | 531 | -3219 | -399 |
22,5 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с |
1293 |
2223 |
290 | 930 |
171,9 |
-1933 |
13 | |
Акцизы на алкогольную продукцию с |
-3 |
-19 |
0 | -16 | 633,3 | 0 |
ххх | |
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению в |
54290 |
53971 |
55443 | -319 | 99,41 | 1472 |
102,7 | |
Доходы от уплаты акцизов на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 3484 |
3031 |
2544 | -453 | 87 | -487 |
83,9 | |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 155282 |
159040 |
175131 | 3 758 | 102,4 | 16091 |
110 | |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 0 |
1264 |
208 | 1 264 | ххх | -1056 |
16,5 | |
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 199 |
250 |
254 | 51 | 125,6 | 4 |
101,6 | |
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты Российской Федерации | 10783 |
13165 |
12973 |
2 382 |
122,1 |
-192 |
98,5 |
Для того чтобы лучше разобраться в динамике поступлений акцизов, необходимо рассмотреть его долю в совокупных доходах и общих налоговых поступлениях, а также проследить, какая ситуация происходит по сравнению с предыдущими годами по удельному весу акцизов в общих налоговых поступлениях.
Удельный
вес поступлений акцизов по подакцизным
товарам (продукции), производимым на территории
РФ в общих налоговых поступлениях за
2006 год составляют 35,6%. В 2007 и 2008 годах этот
показатель составляет 28,6% и 20,3% соответственно.
Отметим, что самые низкие показатели
на протяжении трех лет – в 2008 году. Так
как общие налоговые поступления в 2008
году по сравнению с 2007 не так сильно уменьшились,
а удельный вес акцизов в прошлом году
составил 20,3%, что на 8,3% меньше, чем в 2007
году.
Таблица № 2.5.
Доля
акцизов в общих налоговых
поступлениях бюджета РСО-Алания за период
с 2006 -2008гг. (%)15
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2684606 | 3737831 | 3712476 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 955803 | 1069008 | 755433 |
Удельный вес акцизов, в общих налоговых поступлениях | 35,6 | 28,6 | 20,3 |
Из
рассмотренного нами материала можно
с уверенностью сказать, что акцизы
являются важной доходной статьей республиканского
бюджета. Однако, их удельный вес в общих
налоговых поступления бюджета РСО-Алания
из года в год сокращается. Плановые показатели
и вовсе не реализуются, так из выше анализируемых
таблиц мы видим, что фактические показатели
почти в два раза ниже плановых назначений.
В связи с этим, видится необходимым рассмотрение
задолженности по данному налогу, что
и будет представлено в следующем пункте
второй главы.
2.2. Анализ задолженности по акцизам в РСО – Алания за период с 2006-2008гг
Основной проблемой формирования бюджетов регионов является их низкая собираемость. Формирование бюджетов на прямую зависит от того сколько и как вовремя собираются налоги и сборы. Проблем собираемости много; но самая актуальная - элементарные не платежи, т.е. задолженность (недоимка) по налоговым платежам в бюджет.
Одной из основных причин, влияющих на низкое поступление платежей в бюджет, являются несовершенная законодательная база, дающая возможность руководителям предприятий безнаказанно уклоняться от уплаты налогов. В условиях общего кризиса неплатежей налоговой инспекцией проводится целенаправленная, повседневная работа по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки.
Рассмотрим
задолженность по акцизам в РСО
– Алании за три предыдущих года,
чтобы понять почему произошло такое
уменьшение поступлений за последний
год. Насколько неэффективны мероприятия
налоговый контроля в РСО – Алания.
Таблица № 2.6
Задолженность
по акцизам в РСО – Алания за
период с 2006 г (тыс. руб.)16
Всего, в т.ч. | Недоимка | Рестук
урирова нтая зад- дол женность |
Зад-ть,приос-ая к вз-ию в связи с введением пр. банкротства | Зад-ть,приос-ая к вз-ию в связи с реш. суд. приставами | Приос-тан-ые к вз-ию | ||
1 | Акцизы, в т.ч. | 475052 | 357477 | 754 | 32950 | 50467 | 33404 |
2 | Спирт этиловый. из всех видов сырья | 332154 | 269000 | 0 | 0 | 32453 | 30701 |
3 | Спиртосодержащая продукция | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Табачная продукция | 844 | 844 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Автомобильный
бензин, в т.ч.
- авт.бензин - прям. бензин |
30215
30208 7 |
7
0 7 |
0
0 0 |
30208
30208 0 |
0
0 0 |
0
0 0 |
6 | Автомобильный бензин, дизельное. топливо, моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей | 121 | 121 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Дизельное. топливо | 483 | 28 | 359 | 0 | 96 | 0 |
8 | Вина | 14493 | 10221 | 395 | 2030 | 714 | 113 |
9 | Пиво | 7476 | 7476 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | Алкогольная продукция с объемом этилового спирта свыше 25% | 73693 | 72737 | 0 | 956 | 0 | 0 |
11 | Алкогольная продукция с объемом этилового спирта свыше 9% до 25% | 15 | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 | Алкогольная продукция с объемом этилового спирта свыше 9% в части сумм по расчетам 2003г. | 15556 | 11272 | 0 | 712 | 3572 | 0 |
Информация о работе Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике