Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике

Автор: v*******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития акцизов 6
1.2. Понятие и признаки акцизов 9
1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами 15
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет РСО - Алания за 2006-2008 гг. 29
2.2. Анализ задолженности поступлений по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г. 41
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 49
Заключение 57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

акцизы Абаев.doc

— 662.50 Кб (Скачать)
 

     Годовые плановые показатели республиканского бюджета за 2007 год утверждены по доходам в сумме  12 880 827 тыс. рублей.

     Исполнение  республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания в 2007 году происходило в условиях сохранившихся в последние годы положительных тенденций развития экономики республики. Это, прежде всего, увеличение темпов роста производства в отраслях, связанных с инвестиционной  и торгово-посреднической деятельностью, производством пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, текстильного и швейного производства, металлургическим производством, что в свою очередь привело к росту мобилизованных на территории республики доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

     За 2007 год в бюджеты всех уровней  поступило налоговых и неналоговых  доходов в сумме 8 255 929 тыс. рублей, из них в федеральный бюджет – 1 529 320 тыс. рублей, в консолидированный бюджет республики – 5 408 123 тыс. рублей, в бюджеты субъектов Российской Федерации от перераспределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты – 1 318 486 тыс. рублей. По сравнению с показателем 2006 года поступления в целом выросли на 916 579 тыс. рублей, в том числе в бюджет республики – на 876 882 тыс. рублей.

     В истекшем году на счет республиканского бюджета зачислено доходов, администрируемых  налоговыми органами, в сумме 3 507 682 тыс.рублей. Исполнение по данному администратору составило 97,2 %, и 121,8 % к показателям предыдущего года.

     Доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты  и алкогольную продукцию, поступающие в республиканский бюджет в результате их перераспределения между субъектами Российской Федерации, поступило в сумме   230 721 тыс.рублей, или 6,1 %. Поступления в бюджет по доходам от уплаты налога на имущество организаций также значительны и составили 341 362 тыс.рублей, или 9 % всех доходов.

     Несмотря  на то, что по сравнению с прошлым  годом произошел значительный рост доходов республиканского бюджета, плановые бюджетные назначения 2007 года выполнены на 96,3 %.

За 2008 год  общий размер поступлений в бюджет РСО – Алания по акцизам составил 755432,5 тыс. руб., что говорит об ухудшении собираемости по акцизам в целом по республике. Т.е. плановые показатели не выполнены на 63,9%. По данный факт обратил внимание и Парламент РСО – Алания. Ведь из года в год показатели по данному налогу снижаются почти в два раза. Огромное недовыполнение плановых показателей за 2008 год наблюдается по акцизам на спирт этиловый из пищевого сырья, производимый на территории РФ, исполнение составляет – 14,8%. А также по акцизам на вина, производимых на территории РФ, исполнение составляет 35,5%, а также по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории РФ. Так вместо ожидаемых 618858 тыс. руб., они составили всего 105929 тыс. руб., отношение составляет 17,1%.  Превышение плановых показателей наблюдается лишь по нескольким видам подакцизных товаров, так, в частности, по акцизам на пиво, производимых на территории  РФ. Вместо планируемых 7680 тыс. руб. в бюджет РСО – Алания поступило 9503,5 тыс. руб., т.е. на 23,7% больше.

Таблица № 2.3

Доходы  республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания за 2008 год (тыс. руб.)13_ 

    Наименование  показателя
План Кассовое исполнение %
        1
    3
    4
5
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ - всего
    5 279 055,0
3 712 475,6 70,3
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ
    2 541771,0
2 333 721,7 91,8
Налог на прибыль организаций
    924 083,0
    796 719,0
86,2
Налог на доходы физических лиц
    1 617 688.0
    1 537 002,7
95,0
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    2 090 641,0
755 432,5 36,1
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
    2 090 641,0
755 432,5 36,1
Акцизы  на спирт этиловый (в  том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации
    199 881.0
29 553,0 14,8
Акцизы  на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации  
    2.1
 
Акцизы  на вина, производимые на территории Российской Федерации
    1 023 350,0
    363 487,3
35,5
Акцизы  на пиво, производимое на территории Российской Федерации
      7 680.0
    9 503,5
123,7
Акцизы  на алкогольную продукцию  с объемной долей  спирта этилового  свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации
    618 858,0
105 929.0 17,1
Акцизы  на алкогольную продукцию  с объемной долей  спирта этилового  свыше 9 до 25 процентов  включительно (за исключением  вин), производимую на территории Российской Федерации  
    116,1
 
Акцизы  на алкогольную продукцию  с объемной долей  спирта этилового  до 9 процентов включительно (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации
      3 146,0
289,6 9,2
Доходы  от уплаты акцизов  на дизельное топливо, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
    52 055,0
55 442.9 106,5
Доходы  от уплаты акцизов  на моторные масла  для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в  консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
      3 723,0
2 543,7 68,3
Доходы  от уплаты акцизов  на автомобильный  бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в  консолидированные  бюджеты субъектов  Российской Федерации
    166 345,0
    175 131,1
105,3
Доходы  от уплаты акцизов  на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению  в консолидированные  бюджеты субъектов  Российской Федерации   208,0  
Доходы  от уплаты акцизов  на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин), подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации   253,6  
Доходы  от уплаты акцизов  на алкогольную продукцию  с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
    15 603,0
12 972,6 83,1
НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
    177 614,0
213 119,0 120,0
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
    177 193,0
211 628,0 119,4
Единый  сельскохозяйственный налог
      421,0
1 491,0 354,2
НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО
    455 766,0
399 284,2 87,6
Налог на имущество организаций
    381 200.0
376 964.0 98,9
Транспортный  налог
    74 566,0
22 594,5 30,3
Налог на игорный бизнес   -274,3  
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
    13 263,0
9 457,8 71,3
Налог на добычу полезных ископаемых
    13 179.0
9 454,2 71,7
Сбор  за пользование объектами животного  мира
      84.0
3,6 4,3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
      203,0
265,6 130,8
 

     Рассмотрим  динамику поступлений акцизов в бюджет РСО - Алания за период  2006 по 2008 года.

     Общие поступления по налогам в бюджет РСО – Алания с 2006 по 2007 года изменились на 1053225 тыс. руб. или на 39,2%. Это связано с благоприятной экономической ситуацией в республике. Поступления по акцизам в 2007 году увеличились на 113205 тыс. руб. или на 43,2%. Это, в основном, повышение поступлений по спирту этиловому из пищевого сырья и вина. Так, по этиловому спирту поступления в 2007 году увеличились на 32212 тыс. руб. или на 35,6%. А по акцизам вин, производимых на территории РФ на 57887 тыс. руб. или на 13,8%. По акцизам на пиво, поступления в бюджет РСО – Алания в 2007 году уменьшились на 61 тыс. руб. или на 98,9%.

     В 2008 году произошло резкое сокращение как общих налоговых поступлений, так и акцизов. Необходимо отметить, что если общие налоговые поступления уменьшились на 25355 тыс. руб., то поступления по акцизам снизились почти в два раза и по сравнению с 2007 годом составили 70,7%. Наибольшее снижение наблюдается по акцизам на этиловый спирт из пищевого сырья и меньше, чем в 2007 году на 75,9%. Так, сильно снизились поступления акцизов на вина и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% и составили 76,2% и 46% соответственно. Повысились ненамного поступления по акцизам на пиво и составили 64,5% или на 3728 тыс. руб.

     Такое снижение связано с неэффективностью проведения мероприятий налогового контроля, а так же с финансовым кризисом, который в самом «разгаре» на сегодняшний момент. Проблема низких налоговых поступлений по республике на протяжении последнего года очень обсуждаемо в парламенте РСО – Алания. Для его решения принимается немало усилий, которые, будем надеяться, окажутся эффективными. Ведь было время, когда наша республика занимала лидирующее позиции в этой отрасли. 

Таблица № 2.4.

Динамика  поступлений акцизов в бюджет РСО – Алания за 2006 – 2008 гг.14 

 
Наименование  показателей
Факт

2006 год

(тыс.  руб.)

Факт

2007 год

(тыс.  руб.)

Факт

2008 год

(тыс.  руб.)

Отклонение 2007 от 2006 гг. Отклонение 2008 от 2007 гг.
Абс.

(тыс.  руб.)

Отн.

(%)

Абс.

(тыс.  руб.)

Отн.

(%)

 
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
 
2684606
 
3737831
3712476 1053225 139,2  
-25355
 
99,3
В том числе              
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ),

РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
 
 
955803
 
 
 
 
1069008
755433 113 205 143,2  
 
 
 
-313576
 
 
 
 
70,7
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  
 
 
955803
 
 
 
1069008
755433 113 205 143,2  
 
 
-313576
 
 
 
70,7
в том  числе:              
Акцизы  на спирт этиловый (в том числе  этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации  
 
 
 
90525
 
 
 
 
122737
29553 32 212 135,6  
 
 
 
-93184
 
 
 
 
24,1
Акцизы  на спиртосодержащую продукцию , производимую на территории Российской Федерации  
 
 
160
 
 
 
97
2,1 -63 60,63  
 
 
-94,9
 
 
 
2,2
Акцизы  на бензин, производимый на территории Российской Федерации  
 
2202
 
 
0
0 -2 202 0  
 
0
 
 
ххх
Акцизы  на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации  
 
80
 
 
0
0 -80 0  
 
0
 
 
ххх
Акцизы  на моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации  
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
0
0 0 ххх  
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
ххх
Акцизы  на вина, производимые на территории Российской Федерации  
 
418936
 
 
476823
363487 57 887 113,8  
 
-113336
 
 
76,2
 
Акцизы  на пиво, производимое на территории Российской Федерации
 
 
 
5837
 
 
 
5776
9504 -61 98,95  
 
3728
 
 
164,5
 
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
212751
 
 
 
 
 
 
230135
105929 17 384 108,2  
 
 
 
 
 
-124206
 
 
 
 
 
 
46
 
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта с 9 до 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
-16
 
 
 
 
 
 
515
116 531 -3219  
 
 
 
 
 
-399
 
 
 
 
 
 
22,5
 
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов  (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
1293
 
 
 
 
 
 
2223
290  
 
 
 
 
 
930
 
 
 
 
 
 
171,9
 
 
 
 
 
 
-1933
 
 
 
 
 
 
13
 
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации  по расчетам за 2003 год
 
 
 
 
 
 
 
-3
 
 
 
 
 
 
 
-19
0 -16 633,3  
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
 
 
ххх
 
Доходы  от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие  распределению в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации 
 
 
 
 
 
54290
 
 
 
 
 
53971
55443 -319 99,41  
 
 
 
 
1472
 
 
 
 
 
102,7
Доходы  от уплаты акцизов на масло для  дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской  Федерации   
 
 
 
 
 
 
3484
 
 
 
 
 
 
 
3031
2544 -453 87  
 
 
 
 
 
 
-487
 
 
 
 
 
 
 
83,9
Доходы  от уплаты акцизов на автомобильный  бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие  распределению  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  
 
 
 
 
 
 
155282
 
 
 
 
 
 
 
159040
175131 3 758 102,4  
 
 
 
 
 
 
16091
 
 
 
 
 
 
 
110
Доходы  от уплаты акцизов на прямогонный  бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
 
 
1264
208 1 264 ххх  
 
 
 
 
 
 
-1056
 
 
 
 
 
 
 
16,5
Доходы  от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации  
 
 
 
 
 
199
 
 
 
 
 
 
250
254 51 125,6  
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
101,6
Доходы  от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта   свыше 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты Российской Федерации  
 
 
 
 
 
10783
 
 
 
 
 
 
13165
 
 
 
 
 
 
12973
 
 
 
 
 
 
2 382
 
 
 
 
 
 
122,1
 
 
 
 
 
 
-192
 
 
 
 
 
 
98,5
 

     Для того чтобы лучше разобраться в динамике поступлений акцизов, необходимо рассмотреть его долю в совокупных доходах и общих налоговых поступлениях, а также проследить, какая ситуация происходит по сравнению с предыдущими годами по удельному весу акцизов в общих налоговых поступлениях.

     Удельный  вес поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ в общих налоговых поступлениях за 2006 год составляют 35,6%. В 2007 и 2008 годах этот показатель составляет 28,6% и 20,3% соответственно. Отметим, что самые низкие показатели на протяжении трех лет – в 2008 году. Так как общие налоговые поступления в 2008 году по сравнению с 2007 не так сильно уменьшились, а удельный вес акцизов в прошлом году составил 20,3%, что на 8,3% меньше, чем в 2007 году. 

     Таблица № 2.5.

     Доля  акцизов в общих налоговых  поступлениях бюджета РСО-Алания за период с 2006 -2008гг. (%)15 

        
2006

год

 
2007

год

 
2008

год

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2684606 3737831 3712476
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 955803 1069008 755433
Удельный  вес акцизов, в общих налоговых  поступлениях 35,6 28,6 20,3
 

     Из  рассмотренного нами материала можно  с уверенностью сказать, что акцизы являются важной доходной статьей республиканского бюджета. Однако, их удельный вес в общих налоговых поступления бюджета РСО-Алания из года в год сокращается. Плановые показатели и вовсе не реализуются, так из выше анализируемых таблиц мы видим, что фактические показатели почти в два раза ниже плановых назначений. В связи с этим, видится необходимым рассмотрение задолженности по данному налогу, что и будет представлено в следующем пункте второй главы.  

 

2.2. Анализ задолженности  по акцизам в  РСО – Алания  за период с  2006-2008гг

    Основной  проблемой формирования бюджетов регионов является их низкая собираемость. Формирование бюджетов на прямую зависит от того сколько и как вовремя собираются налоги и сборы. Проблем собираемости много; но самая актуальная - элементарные не платежи, т.е. задолженность (недоимка) по налоговым платежам в бюджет.

    Одной из основных причин, влияющих на низкое поступление платежей в бюджет, являются несовершенная законодательная  база, дающая возможность руководителям  предприятий безнаказанно уклоняться от уплаты налогов. В условиях общего кризиса неплатежей налоговой инспекцией проводится целенаправленная, повседневная работа по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки.

    Рассмотрим  задолженность по акцизам в РСО  – Алании за три предыдущих года, чтобы понять почему произошло такое  уменьшение поступлений за последний год. Насколько неэффективны мероприятия налоговый контроля в РСО – Алания. 

Таблица № 2.6

Задолженность по акцизам в РСО – Алания за период с 2006 г (тыс. руб.)16 
 

    Всего, в т.ч. Недоимка Рестук

урирова

нтая

зад-

дол

женность

Зад-ть,приос-ая к вз-ию в связи с введением пр. банкротства Зад-ть,приос-ая к вз-ию в связи с реш. суд. приставами Приос-тан-ые к  вз-ию
1 Акцизы, в т.ч. 475052 357477 754 32950 50467 33404
2 Спирт этиловый. из всех видов сырья 332154 269000 0 0 32453 30701
3 Спиртосодержащая  продукция 2 2 0 0 0 0
4 Табачная продукция 844 844 0 0 0 0
5 Автомобильный бензин, в т.ч.

- авт.бензин

- прям. бензин

30215

30208

7

7

0

7

0

0

0

30208

30208

0

0

0

0

0

0

0

6 Автомобильный бензин, дизельное. топливо, моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей 121 121 0 0 0 0
7 Дизельное. топливо 483 28 359 0 96 0
8 Вина 14493 10221 395 2030 714 113
9 Пиво 7476 7476 0 0 0 0
10 Алкогольная продукция  с объемом этилового спирта свыше 25% 73693 72737 0 956 0 0
11 Алкогольная продукция с объемом этилового спирта свыше 9% до 25% 15 15 0 0 0 0
12 Алкогольная продукция с объемом этилового спирта свыше 9% в части сумм по расчетам 2003г. 15556 11272 0 712 3572 0

Информация о работе Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике