Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике

Автор: v*******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития акцизов 6
1.2. Понятие и признаки акцизов 9
1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами 15
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет РСО - Алания за 2006-2008 гг. 29
2.2. Анализ задолженности поступлений по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г. 41
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 49
Заключение 57
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

акцизы Абаев.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

     Перечень  облагаемых акцизом продукции формируется  в соответствии с определенными  целями, среди которых, кроме фискальной, можно выделить следующие:

  • необходимость перераспределения сверх высоких доходов от производства и реализации отдельных видов продукции (например, отдельных видов минерального сырья);
  • потребность ограничения производства и потребления, "социально опасных" товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. В связи с этим традиционными подакцизными товарами являются алкогольные напитки и табачные изделия. В некоторых странах, в частности в США и странах западной Европы применяется так называемый "экологический" акциз;
  • необходимость перераспределения доходов высокооплачиваемых слоев населения, посредством установления акциза на так называемые "предметы роскоши", спрос на которые мало эластичен по цене. В мировой практике в эту категорию традиционно входят яхты, мотоциклы, легковые автомобили. Это определяет перераспределительную функцию налогов.

     Однако  состав подакцизных товаров не всегда формируется исходя из выше перечисленных  принципов. Поскольку акциз является налогом, способным оперативно увеличивать доходы государства, в периоды чрезвычайных ситуаций (войн, стихийных бедствий), когда расходы государства резко возрастают, грань различия между универсальным и индивидуальным акцизом несколько стирается. В стремлении быстро увеличить свои доходы государство облагает акцизом основную массу товаров повседневного потребления.

     В налоговой системе современной  России перечень подакцизных товаров  в целом отвечает классическим принципам  акцизного налогообложения и  включает «социально опасные» товары: все виды спиртовой и алкогольной продукции, широкий ассортимент табачных изделий (курительный табак, сигареты, сигариллы, папиросы), еще эту группу называют «отрицательные - экстерналии» (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

  1. Ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным 
    расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;
  2. Ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным
  3. расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т. д.;

     Состав  подакцизной продукции наряду с  другой составляющей механизма подакцизного налогообложения - налоговой ставкой — определяет потенциал акциза как фискального инструмента. В этой роли акциз выполняет функцию пополнения государственного бюджета денежными средствами, занимая одно из значимых мест в системе государственных налоговых доходов. Особое значение акциз как фискальный инструмент имеет в странах с переходной экономикой, для которых в целом характерна опора на косвенные налоги в силу отсутствия достаточной и стабильной базы для прямого обложения (из-за слаборазвитого производства, низких доходов населения и т.д.). Так, на сегодня за счет акциза формируется около пятой части налоговых доходов таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша.

     В России довольно широкий круг товаров, облагаемых акцизом, и достаточно высокие ставки налога на протяжении последних лет обеспечивают акцизу заметную роль в формировании государственных доходов, прежде всего на федеральном уровне; в 1995-2005г.г. его доля в налоговых доходах федерального бюджета в среднем составляла около 20%.

     Помимо  фискальной функции акциз, как и  любой другой налог, имеет и регулирующее назначение. Регулирующая функция акциза проявляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить:

  1. воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров;
  2. влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, лишения потребительских характеристик продукции;
  3. регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.5

     Ограничивающее  воздействие акцизов на объем  производства (и как следствие — на объем потребления) применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является алкоголь.

     Механизм  ограничивающего регулирования  посредством акциза можно описать  следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства, а значит и рыночного предложения, подакцизного продукта в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост и при прочих равных условиях - снижение спроса. Однако эффективность данного направления регулирующего воздействия акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферами обращения подакцизной продукции, насколько прочны преграды для проникновения подакцизной продукции на рынок без обложения акцизом.

     Другое  направление регулирующего воздействия  акциза - стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции - на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции.

     Воздействие посредством акциза на рентабельность производства отдельных товаров позволяет несколько снизить интерес производителей к вхождению в такие сферы бизнеса, как производство алкоголя, табака, добыча минерального сырья. Эти производства объективно обладают высокой рентабельностью в силу низких затрат и высоких рыночных цен на готовую продукцию. Акциз изымает в бюджет часть сверхнормативной прибыли, с одной стороны, и препятствуют «перегреву» экономики в данных производственных сферах - с другой.

     Таким образом, на сегодняшний день индивидуальный акциз является одним из основных по своему значению фискальным инструментом, обеспечивающим стабильные поступления в бюджет страны.

     Рассматривая  направления регулирующего воздействия  акциза, следует отметить, что не все из них реализованы на сегодняшний  день в России.

     Одним из основных проявлений регулирующей функции акциза в современной налоговой системе РФ является регулирование рентабельности вида товаров, например таких, как алкогольные напитки. Как было отмечено выше, алкоголь объективно, в силу низких затрат на производство и высоких рыночных цен, является высокорентабельным товаром.

     В случае с алкогольной продукцией, установление более высоких ставок акциза на крепкие напитки призвано стимулировать производителя к  переходу на производство менее крепкого алкоголя (а покупателя, соответственно, к переходу на потребление менее вредных слабоалкогольных напитков).

     Особый  интерес вызывает механизм применения акцизов в области проведения протекционистской политики государства.

     Обложение акцизами легковых автомобилей носит  исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 112,5 кВт (150 л.с.) практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и еще ранее было определено в законе «Об акцизах». «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров».

     Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

     Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с  импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

     Основная  задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и  мировой торговли, связанные с двойным налогообложением.

     Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам.

     Однако  такое важное направление регулирования, потенциально присущее индивидуальному акцизу, как влияние на сокращение производства и потребления «социально опасных» товаров, в настоящее время в России не реализовано. Например, сокращение производства алкоголя, в условиях отсутствия действенного государственного контроля над производством и реализацией алкогольной продукции, не приводит к адекватному снижению его потребления. Падение производства легальных производителей - законопослушных налогоплательщиков - легко и быстро дополняется продукцией «теневиков», доля которых на российском рынке на протяжении - последних лет устойчиво превышает 50%. В итоге, если производство, например, такой основной составляющей алкогольной продукции, как водка и спирт, за период с 1995г. по 2005г. увеличилось в целом на 11,2%, уровень потребления данной продукции за этот же период вырос более чем в 2 раза.

     Таким образом, регулирующая функция акциза в налоговой системе России реализована далеко не полностью. Более того, подчас она имеетобратный эффект - высокий акциз подрывает производство легальных производителей, стимулирует их уход «в тень». В итоге страна несет экономические и социальные убытки: бюджет страны не получает потенциально высоких доходов, ухудшается структура потребляемой населением продукции, и как следствие - рост смертности, преждевременное сокращение экономически активного населения, ухудшение генофонда.

     По  подакцизным товарам применяются  как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки едины по всей территории РФ.

     1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами

 

     Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 22 "Акцизы" НК РФ, а в отношении акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяется ТК РФ.

     Налогоплательщиками акциза признаются:

  1. Организации;
  2. Индивидуальные предприниматели;
  3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.6

     Лица, совершающие операции с денатурированным этиловым спиртом, обязаны получить свидетельство о регистрации, которые  выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • производство денатурированного этилового спирта и свидетельство на его производство;
  • производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которого используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на ее производство;
  • производство спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельства на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

     Организация, имеющая свидетельство, обязана  отчитываться перед налоговым органом, выдавшим свидетельство, об использовании денатурированного этилового спирта в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

     Лицам, совершающим операции с прямогонным  бензином, выдаются свидетельства о регистрации, если они осуществляют следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина - свидетельство на производство прямогонного бензина;
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, - свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Информация о работе Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике