Автор: v*******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития акцизов 6
1.2. Понятие и признаки акцизов 9
1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами 15
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет РСО - Алания за 2006-2008 гг. 29
2.2. Анализ задолженности поступлений по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г. 41
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 49
Заключение 57
Список использованной литературы
Действующие в настоящее время налоговые ставки являются едиными на всей территории РФ и разделяются на два вида:
В
большинстве случаев
Следует сказать, что с момента принятия и до настоящего времени 22 глава НК претерпела немало изменений, перечень облагаемых товаров часто менялся, пересматривались и менялись ставки акцизов. Вообще, налоговое законодательство - самое динамично меняющееся в современной экономике России и акцизное налогообложение занимает в этой динамике одну из лидирующих позиций. Рассматривая порядок исчисления и уплаты акцизов, необходимо заметить, что налоговый период по акцизам устанавливается как календарный месяц. Величина налога определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Сумма акциза в регистрах бухгалтерского учета должна быть выделена отдельной строкой на основании первичных документов: накладных, приходно-кассовых ордеров, актов выполненных работ, счетов-фактур. В противном случае исчисление акциза расчетным путем по этим документам не производится.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая величина налога представляет собой сумму, полученную путем сложения сумм налога, исчисленных для каждого вида изделия, облагаемых акцизом по разным ставкам. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета товаров и сырья, облагаемых по разным ставкам, применяется максимальная ставка.
Сумма акциза по подакцизным товарам в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Общая сумма акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами (за исключением нефтепродуктов) определяется по итогам налогового периода (т.е. каждого календарного месяца) как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров. По операциям с подакцизными нефтепродуктами, признаваемым объектом налогообложения, общая сумма акциза определяется отдельно от сумм акциза по другим подакцизным товарам.
При этом если налогоплательщик не ведет раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) подакцизного товаров, облагаемых по разным ставкам, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.
Налоговая база по подакцизным нефтепродуктам определяется как их объем в натуральном выражении. По нефтепродуктам, для которых установлены разные ставки акцизов, налоговая база определяется отдельно по каждой налоговой ставке. При этом должен быть обеспечен раздельный учет производства и реализации таких товаров. В противном случае единая налоговая база определяется по всем операциям, совершенным нефтепродуктами.
Ст. 200 НК РФ предусмотрены определенные вычеты при уплате акциза по подакцизным товарам. Так при определении суммы налогового обязательства, подлежащей уплате в бюджет, из суммы акциза по реализованным товарам исключается сумма акциза, уплаченная поставщикам указанных товаров или таможенным органам. В счет-фактурах, первичных и расчетных документах сумма акцизов выделяется отдельной строкой.
Сумма начисленного акциза у налогоплательщика относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Установлены налоговые вычеты, которые в ряде случаев позволяет налогоплательщику уменьшить общую сумму налога.
За внешней простотой расчетов скрывается достаточно много нюансов
и аспектов, которые необходимо учитывать. Например, если сумма акциза, уплаченная поставщикам, окажется больше суммы акциза, начисленного по реализованным товарам, она подлежит зачету в счет платежей последующих налоговых периодов; если в течение трех налоговых периодов эта сумма не была зачтена, она подлежит возврату налогоплательщику. В целях налогообложения законодательством установлен порядок определения даты реализации подакцизных товаров. Уплата налога производится исходя из фактической реализации подакцизных товаров.10
В соответствии с п. 4 ст. 204 "Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами" акцизы по подакцизным товарам уплачиваются там, где эти товары производятся, а также по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров.
При реализации спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной продукции, пива, табачной продукции, автомобилей легковых и мотоциклов уплата акциза происходит исходя из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период равными долями в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и не позднее 15-го числа второго месяца следующего за отчетным.
Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, осуществляется в целом за налоговый период (месяц), а затем рассчитанная сумма делится на две равные части и уплачивается в бюджет в выше указанные сроки.
При этом налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, совершаемые операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ.
Глава 2. Анализ поступлений
акцизов в бюджет РСО-Алания.
2.1
Анализ поступлений
акцизов в бюджет РСО
– Алания за период
с 2006-2008гг.
Действующая
в Российской Федерации система
налогообложения акцизов
Рассмотрим
динамику поступлений акцизов в бюджет
РСО - Алания по основным видам налогов,
а так же проведем оценку эффективности
акцизного налогообложения за три предыдущих
года.
Таблица № 2.1.
Доходы
республиканского бюджета Республики
Северная Осетия – Алания за 2006 год
(тыс. руб.)11
Наименование показателей |
План |
Факт |
Исполнение в % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 927 480 | 2 684 606 | 91,7 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ | 1 510 248 | 1 609 258 | 106,6 |
Налог на прибыль организаций | 550 407 | 666 835 | 121,2 |
Налог на доходы физических лиц | 959 841 | 942 423 | 98,2 |
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ),
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
910 800 | 955 803 | 104,9 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
910 800 |
955 803 |
104,9 |
в том числе: | |||
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации | 75 776 | 90 525 | 119,5 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию , производимую на территории Российской Федерации | 160 | 160 | 100,0 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации | 959 | 2 202 | 229,6 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации | 6 | 80 | 1333,3 |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации | 4 | 0 | 0,0 |
Акцизы на вина, производимые на территории Российской Федерации | 333 050 | 418 936 | 125,8 |
Акцизы на пиво, производимое на территории Российской Федерации |
5 187 |
5 837 |
112,5 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации | 282 108 |
212 751 |
75,4 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта с 9 до 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации | -16 |
||
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации | 1 500 |
1 293 |
86,2 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации по расчетам за 2003 год | -3 |
||
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 47 902 |
54 290 |
113,3 |
Доходы от уплаты акцизов на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 3 310 |
3 484 |
105,3 |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 150 763 |
155 282 |
103,0 |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | | ||
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 135 |
199 |
147,4 |
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты Российской Федерации | 9 940 |
10 783 |
108,5 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 104 596 | 113 444 | 108,5 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на совокупный доход | 104 150 |
113 098 |
108,6 |
Единый сельскохозяйственный налог | 446 | 346 | 77,6 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 396 309 | 414 007 | 104,5 |
Налог на имущество организаций | 320 610 | 337 688 | 105,3 |
Транспортный налог | 25 792 | 12 126 | 47,0 |
Налог на игорный бизнес | 49 907 | 64 193 | 128,6 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
5 407 |
5 989 |
110, 8 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 5 333 | 5 958 | 111,7 |
Сбор за пользование объектами животного мира | 74 | 31 | 41,9 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ | 120 | 112 | 93,3 |
В 2006 году, как и в предшествующие несколько лет, экономика Республики Северная Осетия - Алания характеризовалось стабильностью, устойчивым ростом, увеличением производственных мощностей, что в свою очередь позитивно повлияло на рост доходной базы республики.
Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета в целом 3 008 238 тыс. рублей фактически исполнены в объеме 3 191 795 тыс.рублей, или на 106,1 %. Основными бюджетообразующими источниками доходов являются налог на прибыль организаций (20,9 % доходов), налог на доходы физических лиц (29,5 %) и акцизы.
Доходы республиканского бюджета, администрируемые Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия –Алания, в целом исполнены в объеме 2 879 561 тыс.рублей, или 106,0 % от плановых назначений.
При этом, несмотря на перевыполнении плана по акцизам в целом (104,7 %), по отдельным видам наблюдается недовыполнение. Так, по акцизам на алкогольную продукцию крепостью выше 25 градусов исполнение составило 75,4 %, сумма недопоступления - 69 357 тыс. рублей. Основной причиной невыполнения плана явилось то, что с 1 января 2006 г. вступили в силу положения федерального законодательства, ужесточающие требования к деятельности по производству и обороту спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также неподготовленность предприятий отрасли к введению единой государственной автоматизированной системы учета этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Значительное сокращением поступлений объемов производства алкогольной продукции в республике связано также с отсутствием специальных марок нового образца для маркировки алкогольной продукции. В результате на предприятиях алкогольпроизводящей отрасли произошел спад производства, а некоторые и вовсе прекратили свою деятельность.
Таблица № 2.2.
Доходы
республиканского бюджета Республики
Северная Осетия – Алания за 2007 год
(тыс. руб.)12_
Наименование показателей |
План |
Факт |
Исполнение в % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 3 837 133 | 3 737 831 | 97,4 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ | 1 878 840 | 2 128 632 | 113,3 |
Налог на прибыль организаций | 558 040 | 875 504 | 156,9 |
Налог на доходы физических лиц | 1 320 800 | 1 253 128 | 94,9 |
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ),
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 391 322 | 1 069 008 | 76,8 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 1 391 322 | 1 069 008 | 76,8 |
в том числе: | |||
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации | 128 820 | 122 737 | 95,3 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию | 97 | ||
Акцизы на вина, производимые на территории Российской Федерации | 501 448 | 476 823 | 95,1 |
Акцизы на пиво, производимое на территории Российской Федерации | 5 482 | 5 776 | 105,4 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации |
526 670 |
230 135 |
43,7 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта с 9 до 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации | 0 |
515 |
|
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации | 1 320 |
2 223 |
168,4 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации по расчетам за 2003 год | -19 |
||
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 49 958 |
53 971 |
108,0 |
Доходы от уплаты акцизов на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 4 033 |
3 031 |
75,2 |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 153 689 |
159 040 |
103,5 |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 7 650 |
1 264 |
16,5 |
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 204 | 250 | 122,5 |
Доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты Российской Федерации | 12 048 | 13 165 | 109,3 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 150 283 | 151 708 | 100,9 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на совокупный доход | 149 933 | 150 946 | 100,7 |
Единый сельскохозяйственный налог | 350 | 762 | 217,7 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 409 090 | 381 035 | 93,1 |
Налог на имущество организаций | 343 110 | 341 362 | 99,5 |
Транспортный налог | 65 980 | 20 221 | 30,6 |
Налог на игорный бизнес | 19 452 | ||
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 7 487 | 7 250 | 96,8 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 7 401 | 7 225 | 97,6 |
Сбор
за пользование объектами |
86 | 25 | 29,0 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ | 111 | 198 | 178,4 |
Информация о работе Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике