Автор: v*******@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития акцизов 6
1.2. Понятие и признаки акцизов 9
1.3. Законодательство в области налогообложения акцизами 15
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов в республиканский бюджет РСО - Алания за 2006-2008 гг. 29
2.2. Анализ задолженности поступлений по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г. 41
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 49
Заключение 57
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и особенности акцизов 6
1.1. История возникновения и развития
акцизов
1.2. Понятие и признаки акцизов
1.3. Законодательство в области
налогообложения акцизами
Глава 2. Анализ поступления акцизов в бюджет РСО – Алания 29
2.1. Анализ поступления акцизов
в республиканский бюджет РСО
- Алания за 2006-2008 гг.
2.2. Анализ задолженности поступлений
по акцизам в бюджет РСО - Алания в 2009 г.
Глава 3.
Проблемы и перспективы
совершенствования
акцизного налогообложения
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, для реализации государством своих функций. Они выполняют множество функций. Две основные их функции: фискальная и регулирующая, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. И именно на примере акцизов это проявляется наиболее ярко. Во-первых, акцизы с момента их введения в налоговую систему являются одним из самых важных доходных источников как федерального, так и регионального бюджетов, их фискальное значение трудно переоценить. Во-вторых, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов, приспособлены для государственного регулирования производства и истребления широкого круга товаров.
Акцизы с момента их введения и по сей день являются причинами дебатов в парламенте, также они широко обсуждаемы в прессе и в трудах известных ученых. Законодательство в данной области является хаотическим, непонятным и противоречивым, это можно объяснить лишь тем, что акцизы - относительно новое явление в российской экономике, так как в советское время в нашей стране данный вид косвенного налога отсутствовал, как и множество других налогов ныне действующих в РФ.
В экономической литературе вопросы акцизного налогообложения занимают одно из центральных мест, исходя из чего можно предположить, что акцизное налогообложение является сложным и непонятным.
Акцизы в РФ появились после 60-го перерыва на основании Федерального закона № 1993-1 от 6 декабря 1991 года - «Об акцизах», который действовал до ввода в действие главы 22 "Акцизы" части 2-ой НК РФ. Необходимо отметить, что этот закон был небезупречным в обновленной России. За десять лет применения в него было внесено множество изменений и дополнений. Нестабильность законодательного регулирования усугублялась применением многочисленных подзаконных актов Президента РФ, Правительства РФ, Государственной налоговой службы РФ и Министерства Финансов России. С принятием соответствующей главы части 2 НК РФ налогоплательщики связывали надежды на стабилизацию правового регулирования в области акцизного налогообложения и на снижение уровня налогового изъятия. Для государства же было важным пресечь случаи необоснованного ухода от налогообложения акцизами, порождаемые несовершенством действующего законодательства. Но принятые соответствующие законодательные акты не оправдали ожиданий, ни тех, ни других. С момента принятия соответствующего документа и по сегодняшний день в него было внесено множество изменений и дополнений, однако недостатков все еще хватает. Именно это и послужило выбору темы дипломной работы.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что акцизы является одной из основных доходных статей бюджета РФ, а законодательство в данной области требует совершенствования.
Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение экономической сущности и особенностей акцизов, анализа поступлений акцизов в бюджет РСО - Алания, а также рассмотрение проблем и перспектив развития акцизного налогообложения в будущем.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом исследования
В дипломной работе применялись следующие методы исследования:
Теоретической основой дипломного исследования явились концепции отечественных и зарубежных экономистов, а также федеральные и региональные законодательные акты.
Эмпирическая база дипломного исследования представлена статистическими данными Комитета Российской Федерации по статистике, материалами справочников и ежегодников Минэкономики России, материалами ежегодных Статистических сборников и текущей отчетности по Северному Кавказу и Республики Северная Осетия - Алания.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.1
По мере развития государства возникла "светская десятина", которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной.
Многие стороны современного государства восходят к истокам Древнего Рима. В Римской империи существовали как прямые, так и косвенные налоги. Одним из косвенных налогов является акциз. В прежние времена акциз называли иначе: пошлиной, податью, сбором, а иногда просто налогом. Механизм обложения, действовавший в те времена, известен лишь приблизительно, что не позволяет точно узнать, когда акцизы появились впервые. Предполагается, что акцизы появились именно в Римской империи. В казну Рима в 162-121 гг. до н.э. поступали сборы, взимаемые в связи с освобождением рабов, а также товаров, доставляемых морем в Рим не для собственного употребления. И тем и другим, по существу облагались предметы роскоши. В Древнем Египте эпохи 12-13 династии взимался налог на пиво. Конечно, это еще не акцизы в современном понимании, но его можно считать прообразом таковых.
Позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь в конце 9в. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" - за перевоз через реку, "гостиная" пошлина - за право иметь склады, "торговая" пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажи" - штраф за прочие преступления.
В конце 15в и начале 16в косвенные налоги взимались через систему пошлин и отпусков, главными из которых были таможенные и винные. Немецкий дипломат З. Герберштейн (1486-1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записках о Московитских делах: "Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги".2
Во время царствования Алексея Михаиловича (1629-1676) велись войны со шведами и поляками. Эти войны требовали огромных расходов. В связи с этим были увеличены как прямые так налоги, так и косвенные. В частности, акциз на соль был увеличен с 5 до 20 коп. за пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. В конце 17 - начале 18 вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались от 5 до 25 %. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они не в малой степени сдерживали развитие торговли.
Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Дэмэсон писал в 1666г., что акциз "способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги..."
Таким образом, можно сказать, что "эра акцизов" началась в Европе примерно с 17 столетия, а в России - с 18, и представляла собой достаточно пеструю картину их использования. В определенных ситуациях, когда достоинства "затмевали" недостатки, акцизы восхваляли "до небес", иногда, наоборот, считали крайне несправедливым, разорительным для основного населения и потому практически неприемлемым.3
Но
акцизное обложение распространено
очень широко и в современной
мировой налоговой практике, где
применяется достаточно успешно. В
свою очередь, в РФ оно существует с 1992г.
и имеет как положительные, так и резко
отрицательные результаты. Именно косвенные
налоги представляют определенные удобства
и в отношении фискальной техники, так
как число плательщиков сравнительно
ограничено и контролируемо. С фискальных
позиций только через акцизы и пошлины
можно получить налог с бедного населения,
причем в очень больших размерах, в то
время как другими методами их никогда
не добыть. Что касается богатых, то с увеличением
их дохода податная способность возрастает
не пропорционально росту, а прогрессивно.
Данный вид обложения имеет большое удобство
для власти и в политическом отношении.
Имеется в виду скрытность величины налога,
отсутствие сознания уплаты, невозможность
проверки соразмерности обложения.
1.2.
Понятие и признаки акцизов
Акциз является косвенным налогом, который устанавливается государством и включается в цену товаров определенного перечня и оплачиваются покупателем. Сегодня наряду с НДС, акцизы выступают основным доходообразующим налогом. Как и все косвенные налоги, акциз переложим, т.е. реальным носителем их является конечный потребитель подакцизной продукции. Именно в связи с этим можно сформулировать определение акцизов.4
Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они - один из важных источников доходов бюджета; во-вторых, это - средство регулирования спроса и предложения. Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары для изъятия в доход бюджета части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров. Они уплачиваются предприятиями и организациями, которые добывают или вырабатывают подакцизные виды товаров.
Информация о работе Особенности акцизного налогооблжения в современной экономической практике