НДС налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что НДС на сегодняшний день является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, и является основой формирования бюджета Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании государственного бюджета привлекает к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моей дипломной работы.
Целью данной работы является изучение значения, места и роли налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Республики Казахстан.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость
ознакомление с действующей практикой расчета с бюджетом по НДС и исследование его роли в формировании бюджета Республики Казахстан.
Отражение НДС в налоговой и финансовой отчетности

Работа содержит 1 файл

основы ндс.docx

— 135.05 Кб (Скачать)

 

Схема 1 Сумма НДС, вносимая в бюджет.

 

На момент введения НДС  в Казахстане этот налог успешно  применялся в 43 странах мира, и его  применение является обязательным условием для вхождения государств в Европейское  Экономическое Сообщество.                  Налог на добавленную стоимость  явился одним из новых элементов введенных в налоговую систему РК в декабре 1991г. Это несло на себе отпечаток всех процессов, происходящих тогда в постсоветском обществе. Именно в это время Казахстан обрел официальный статус суверенного государства. Финансово-кредитная система, перешедшая в наследство от "союзного" прошлого носила отпечаток прежней административно-командной системы и не отвечала требованиям молодого государства, ставшего на рыночный путь экономического развития. Поэтому одним из первых законодательных актов, принятых Верховным Советом Республики явились законы "О налоговой системе в РК" и "О бюджетной системе РК", которыми непросто реформировалась действовавшая финансовая система, а создавалась новая, с учетом прогрессивных тенденций в мировой практике налогообложения. Ключевым моментом в совершенствовании этой системы и стало введение налога на добавленную стоимость вместо действовавшего ранее налога с оборота.

Взимание налога на добавленную  стоимость имело существенные преимущества: значительно расширилась база обложения  за счет его использования на всех стадиях производства. Весомым аргументом в пользу этого налога стал мировой  опыт построения налоговой системы. Практика развитых зарубежных стран  показала, что косвенные налоги постепенно эволюционизировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не реформирующую финансовые пропорции в народном хозяйстве.

 Исходя из классификации  налогов по степени оценки  объекта обложения, налог на  добавленную стоимость относится  к реальным налогам. Уплата  его определяется лишь характером  совершаемой сделки и не принимает  в расчет финансовое состояние  субъекта налогообложения. 

Налог на добавленную стоимость  в системе налогообложения относится  к косвенным налогам, т.е. взимается  с потребителей товаров, работ и  услуг путем включения в цену. Налог на добавленную стоимость  отражает экономическую реализацию государственной собственности. С  его помощью государство изымает  часть чистого дохода у производственных и торговых посредников за возможность  получения ими чистого дохода.

 Как и все косвенные  налоги, налог на добавленную  стоимость выполняет преимущественно  фискальную роль, при его введении  преследовалась также цель обеспечения  госбюджета надежным и эффективным  источником доходов. Он является  одним из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, т.к. прямо связывает налоговые поступления с ростом цен.

С помощью налога на добавленную  стоимость регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высоко развитых промышленных странах является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы избежать так называемого "разогрева экономики".

Другим экономическим  содержанием налога на добавленную  стоимость является то, что ему  присуща высокая налоговая дисциплина, саморегуляция, автоматическое освобождение от налога производственных затрат.

 Из всех вышеперечисленных  функций налога на добавленную  стоимость в момент его введения  в Казахстане все же доминирующей  была и остается фискальная  функция. Удельный вес налога  на добавленную стоимость в  доходах государственного бюджета  за период с 1992 (35,4 %) по 2000 (10,2 %) годы неуклонно снижался, причинами  чего является не только снижение  объемов производства, но и противоречия  между экономической сущностью  налога и особенностями его  применения в экономической ситуации  сложившейся в Казахстане. При  введении налога на добавленную  стоимость не было спрогнозировано  влияние налога на производственные  отношения, не проанализированы  функции этого налога с учетом  казахстанской конъюнктуры. На  момент введения налога на  добавленную стоимость господствовал  натуральный обмен, и экономика  характеризовалась спадом производства, всеобщим дефицитом товаров и  услуг и быстрорастущей инфляцией.  Введение в этот период налога  на добавленную стоимость со  ставкой 28 % еще более усугубило  ситуацию, ускорило рост цен и  снижение покупной способности.  В результате большинство промышленных  и сельскохозяйственных предприятий  оказалось не в состоянии обеспечить  не только самофинансирование, но  и простое воспроизводство. В  связи с этим позднее ставка  была снижена до 20%,а по некоторым  продовольственным товарам и  сельскохозяйственным продуктом  до 10 %. С 1 июля 2001 г. ставка налога  на добавленную стоимость составляла - 16 %. Но  ставка налога на добавленную  стоимость с 2009 года стала   равна 12 процентам. Это сделало  казахстанскую ставку НДС одной  из самых низких в мире среди  стандартных ставок этого налога, при этом начиная с 2009 года был предусмотрен поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС.

Возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость  до 12 процентов появилась в условиях, когда в экономике республики наблюдаются позитивная динамика, стабильный экономический рост, что благотворно  влияет на налоговые отчисления, наполняемость  и сбалансированность бюджета.

За счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут  меньше отвлекаться оборотные средства, особенно это будет ощутимо для  предприятий, у которых торгово - производственный цикл составляет три и более месяцев, очень высока доля живого труда и основная масса увеличения стоимости товара приходиться на последнюю фазу производства. Снижение ставки позволяет таким предприятиям экономить оборотные средства и снижает налоговую нагрузку.

Вместе с тем снижение ставки НДС приведет к резкому  сокращению поступлений по налогу на добавленную стоимость в республиканский  бюджет. Поэтому, чтобы не допустить срыв финансирования социальных программ, на налоговые органы ложится большая ответственность по обеспечению доходной части бюджета.

Налог на добавленную стоимость  предполагалось целиком направлять в госбюджет. Но вскоре пришлось передать часть его регионам. Налог на добавленную  стоимость чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог  на добавленную стоимость - это один из основных финансовых источников штатов, отчисления, от которого получают города.

 Рассматривая налог  на добавленную стоимость, успешно  применяемый в странах с развитой  рыночной экономикой, нельзя забывать  о том, что там он является  элементом политики сдерживания  производства, проводимой с целью  предотвращения кризиса перепроизводства, вытеснения с рынка слабых  производителей. Применение этого  налога в условиях гипертрофированного  монитаризма и товарного дефицита полностью перекладывает его бремя на потребителя, усугубляя и без того быстрорастущую инфляцию. При этом в развитых странах налог на добавленную стоимость вводится не только в качестве тотальной меры и ставка практически никогда не превышает 20 %.

 Существует несколько  форм налога на добавленную  стоимость. Одна из них связана  с доходами предприятия и агрегированная  база этого налога является  той же, что и база общего  подоходного налога.

 Другой способ начисления  налога на добавленную стоимость  основан на зачетном методе (в  международной практике – метод  налогового кредита). Зачетный метод  исчисления налога на добавленную  стоимость используется всеми  странами ЕЭС и большинством  государств, применяющих налог на  добавленную стоимость.  В Казахстане  этот метод исчисления принят  в 1995 году, и сохраняется в Налоговом  Кодексе.

 Зачетный метод строится  на вычете налога, уплаченного  при приобретении товаров (товаров,  услуг), из суммы налога, начисленной  по реализованной продукции. Таким  образом, уплате в бюджет подлежит  не вся сумма начисленного  налога, а  только разница между  налогом  по облагаемому обороту   и  зачетной суммы налога  на добавленную стоимость. 

 В целом положения  по налогу на добавленную стоимость,  представленные в Налоговом   Кодексе сохранили свою преемственность.   

 Изучив накопленный  за эти годы опыт, мы можем  сказать, что НДС прочно вошел  в налоговую систему Казахстана. Он имеет свои достоинства,  и недостатки. С его помощью  не удалось сразу решить все  финансовые проблемы, накопившиеся  в стране. Да это вряд ли  было возможно, так как решить  их может только масштабный  комплекс мер. Но и в целом  он имеет позитивное значение и, на наш взгляд, будет функционировать в Казахстане и в обозримом будущем.

Исполнение НДС на 01.12.2011 года в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года (2010) тыс. тг

Наименование платежа

Факт  ГБ   на 01.12.2010 г.

План ГБ   на 01.12.2011 г.

Факт ГБ    на 01.12.2011 г.

Отклонение (гр.4-гр.3)          

%  (гр.4/гр.3)    

Отклонение (гр.4-гр.2)                 

темп роста, в % (гр.4/гр.2) 

 НДС на товары внутреннего  производства

267 893 952

258 863 547

305 957 091

47 093 544

118,2

38 063 139

114,2

НДС на импортируемые товары, всего

389 519 600

525 052 540

543 531 951

18 479 411

103,5

154 012 351

139,5


 

Исполнение НДС в 2010 году составило 267,8 млрд. тенге - по товарам  внутреннего производства и 389,5 млрд. тенге -  по импортируемым товарам. Налог на добавленную стоимость, выполнен, на это повлияла положительная динамика развития экономики страны, введение механизма распределения  таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления. Не плохие результаты, но при сравнении данных 2010 года с данными 2011год, можно увидеть следующие цифры. В 2011г. НДС на товары внутреннего производства составил 305,9 млрд. тенге, в сравнении с 2010 годом он увеличился на 38,1 млрд. тенге, и темп роста составил 114,2% также НДС по товарам внутреннего производства, перевыполнил план установленный на 2011г на 47,1 млрд. тенге и исполнение составило 118,2 %. Перевыполнение связано с ростом поступлений по ряду налогоплательщиков.  НДС на импортируемые товары в 2011 составил 543,5 млрд. тенге году и также увеличился по сравнению с 2010г. на 154,0 млрд. тенге, темп роста составил 139,5 %.  И соответственно перевыполнил план установленный на 2011г. правда не на много, 18,6 млрд. тенге за счет роста импорта в страну, исполнение составило 103,5%.

 

 

2.3 Финансовый учет расчетов с бюджетом по НДС и отражение НДС в налоговой и финансовой отчетностимость учет бюджет

На предприятии ТОО «Ника-К» бухгалтерский учет осуществляет специальная служба – бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, который назначается и освобождается директором ТОО.

Главный бухгалтер действует в  соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за все вопросы ведения бухгалтерского учета и обладает правом второй подписи финансовых документов, ответственность за финансово- хозяйственную деятельность возлагается на руководителя предприятия.

Ведение финансового, производственного  и налогового учета производится на основе Гражданского кодекса Республики Казахстан, Законов Республики Казахстан  «О бухгалтерском учете», Кодекса  Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет», международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, разработанного в соответствии с  МСФО.

Синтетический учет расчетов с бюджетом по данному налогу на предприятии ТОО «Ника-К» ведется на группе счетов 3100 "Обязательства по налогам" раздела 3 «Краткосрочные обязательства», счета которого предназначены для обобщения информации о начислении и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а именно: 3130 «Налог на добавленную стоимость». Как уже было рассмотрено выше, облагаемым оборотом по налогу на добавленную стоимость является оборот по реализации.

Реализация готовой продукции  – это совокупность операций, в  результате которых продукция, произведенная  предприятием, переходит в собственность  покупателя. При этом, объектами  бухгалтерского учета являются готовая  продукция в двух оценках: по фактической  себестоимости и по учетным ценам, доходы от реализации готовой продукции  или объем реализации (выручка), расходы  по реализации готовой продукции, косвенные  налоги – акцизы, налог на добавленную  стоимость.

Учет расчетов с покупателями, заказчиками  за отгруженные товарно-материальные ценности ведется на счете 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей  и заказчиков» по каждому виду товарной продукции. В основу расчетов с покупателями по счетам к получению  положен принцип начисления, который предусматривает отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности доходов от реализации товаров с момента перехода права собственности на них к покупателю, независимо от времени поступления оплаты. Записи по дебету счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» производятся на основании предъявленных покупателям, заказчикам к оплате счетов, расчетных документов и налоговых счетов-фактур.

Информация о работе НДС налоги