Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что НДС на сегодняшний день является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, и является основой формирования бюджета Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании государственного бюджета привлекает к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моей дипломной работы.
Целью данной работы является изучение значения, места и роли налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Республики Казахстан.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость
ознакомление с действующей практикой расчета с бюджетом по НДС и исследование его роли в формировании бюджета Республики Казахстан.
Отражение НДС в налоговой и финансовой отчетности
- товаров, ввезенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульскими должностными лицами, консульскими служащими, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемых в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
- товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных процедурах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов;
- лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций; изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники
- почтовых марок (кроме коллекционных);
- сырья для производства денежных знаков, осуществляемый Национальным Банком Республики Казахстан и его организациями;
- товаров, осуществляемый за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств и международных организаций;
- инвестиционного золота, кроме импортируемого Национальным Банком Республики Казахстан, при одновременном соответствии следующим условиям:
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС, И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РК
2.1 Экономико-правовая основа
налога на добавленную
Налог на добавленную стоимость по своему экономическому существу относится к системе косвенного налогообложения. Косвенные налоги в Казахстане представлены налогом на добавленную стоимость и акцизами, являются налогами на потребление и характеризуются тем, что уплата их перелагается на конечного потребителя товаров, работ или услуг. По этой причине существует мнение об их несправедливости. Однако налог на добавленную стоимость является наиболее стабильным источником дохода бюджета и менее всего подверженным различным способам уклонения от его уплаты. Как считают некоторые экономисты, косвенные налоги служат экономической опорой развития государств с переходной экономикой.
Как следует из понятия
«налог на добавленную стоимость» он
связан с добавленной стоимостью,
представляющей собой прирост стоимости,
добавленной в процессе производства
и обращения товаров (работ, услуг).
На каждом этапе технологического процесса
продукция, по мере ее обработки от
сырья до готового изделия, приобретает
качества, увеличивающие ее стоимость,
эквивалентную количеству затрат на
доводку продукции до ее готовности
к выпуску и реализации. При
обращении товаров в торгово-
Налог на добавленную стоимость, как налог косвенный, с доходами или имуществом налогоплательщика не связан, и устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу. Налог на добавленную стоимость на отпускную цену товара начисляет продавец, он же осуществляет уплату налога в бюджет с полученного дохода от реализации (облагаемого оборота). Покупатель, оплативший товар с учетом НДС, сумму налога определяет как зачет, т.е. зачитывает в уменьшение платежей в бюджет. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и суммой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Обратим внимание, что применение понятия «оплата» используется для лучшего понимания сущности исчисления НДС, тогда как существующий в системе налогообложения метод начисления факт оплаты для начисления налога не принимает.
Экономическим основанием налога
на добавленную стоимость является
добавленная стоимость, то есть превышение
стоимости товаров, работ, услуг
над производственными
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и суммой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги.
Эффективность применения НДС
доказана зарубежным опытом, так как
именно этот налог (исходя из интересов
государства) сочетается с либерализацией
цен — чем выше цены, тем больше
сумма налога (при неизменной ставке).
Первоначально НДС был введен
во Франции, а затем распространен
в странах Европы. Он по праву
называется «европейским налогом», поскольку
одним из обязательных условий для
вхождения в европейское
Основной направленностью введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства.
В условиях нестабильности
экономики неправомерное
Несрабатывание в полной мере принципа оборачиваемости приводит зачастую к исчислению НДС на практике не с добавленной стоимостью, а как разницы между налогом, полученным от покупателей, и налогом, уплаченным поставщиком по приобретенным товарам (работам и услугам).
Таким образом, налог на добавленную
стоимость (НДС) является одним из широко
распространенных косвенных налогов
во многих странах с рыночной экономикой.
По экономическому содержанию - это
часть добавленной стоимости, которая
изымается в государственный
бюджет. Добавленная стоимость
Как правило, основным источником
доходов бюджета являются налоги
или платежи, адекватные им. Состав
и структура доходов
Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года объявила обязанность уплачивать законно установленные налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет уже долгом и обязанностью каждого. Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 85% доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Налоговая система тесно связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь обеспечить в определенной степени доходы бюджета.
С позиции корпоративных
финансовых интересов НДС способствует
отвлечению денежных средств из оборота
предприятия. В связи с этим налог
подвергался и подвергается критике,
вплоть до предложений по его упразднению.
С точки зрения государственных
финансовых интересов, НДС выполняет
функцию основного и
Налоговым обязательством признается
обязательство
Предприятие становится налогоплательщиком
с момента государственной
Налогоплательщики, кроме получения регистрационного номера налогоплательщика, должны встать на учет как плательщики налога на добавленную стоимость .
Постановка
на регистрационный учет по
налогу на добавленную
Обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость подлежат
- юридические лица-резиденты,
нерезиденты, осуществляющие
Обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость не подлежат:
- государственные учреждения;
- структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
- лица, деятельность, которых подлежит обложению налогом на игорный бизнес, фиксированным налогом и единым земельным налогом соответственно.
В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, определенного в соответствии с Налоговым кодексом РК, лица, обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.
Размер оборота определяется нарастающим итогом:
- вновь созданными юридическими
лицами-резидентами, филиалами,
- физическими лицами, вновь
вставшими на регистрационный
учет в налоговых органах в
качестве индивидуальных
- налогоплательщиками,
снятыми с регистрационного