Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:49, дипломная работа
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время НДС - один из важнейших налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
- научно-исследовательским работам, проводимым на основании договоров на осуществление государственного заказа;
- по библиотечному обслуживанию;
- по сохранению, за исключением распространения информации и пропаганды, объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Обороты
по реализации товаров, работ,
услуг, связанных с
- реализации лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, а также материалов и комплектующих для их производства;
- реализации изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники;
- оказания медицинских (ветеринарных) услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных.
Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт следующих товаров:
- банкнот и монет национальной и иностранной валюты (кроме банкнот и монет, представляющих собой культурно-историческую ценность), а также ценных бумаг;
- товаров, осуществляемый физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза товаров, утвержденным в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
- товаров, за исключением подакцизных, ввозимых в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
- товаров, за исключением подакцизных, ввозимых в целях благотворительной помощи по линии государств, правительств государств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
- товаров, ввезенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, а также для личного пользования лицами, относящимися к дипломатическому и административно-техническому персоналу этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, консульскими должностными лицами, консульскими служащими, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, и освобождаемых в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
- товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных процедурах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов;
- лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций; изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники
- почтовых марок (кроме коллекционных);
- сырья для производства денежных знаков, осуществляемый Национальным Банком Республики Казахстан и его организациями;
- товаров, осуществляемый за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств и международных организаций;
- инвестиционного золота, кроме импортируемого Национальным Банком Республики Казахстан, при одновременном соответствии следующим условиям:
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ
ПРАКТИКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
ПО НДС, И ЕГО РОЛЬ В
2.1 Экономико-правовая
основа налога на добавленную
стоимость и его роль в
Налог на добавленную стоимость по своему экономическому существу относится к системе косвенного налогообложения. Косвенные налоги в Казахстане представлены налогом на добавленную стоимость и акцизами, являются налогами на потребление и характеризуются тем, что уплата их перелагается на конечного потребителя товаров, работ или услуг. По этой причине существует мнение об их несправедливости. Однако налог на добавленную стоимость является наиболее стабильным источником дохода бюджета и менее всего подверженным различным способам уклонения от его уплаты. Как считают некоторые экономисты, косвенные налоги служат экономической опорой развития государств с переходной экономикой.
Как следует
из понятия «налог на добавленную
стоимость» он связан с добавленной
стоимостью, представляющей собой прирост
стоимости, добавленной в процессе
производства и обращения товаров
(работ, услуг). На каждом этапе технологического
процесса продукция, по мере ее обработки
от сырья до готового изделия, приобретает
качества, увеличивающие ее стоимость,
эквивалентную количеству затрат на
доводку продукции до ее готовности
к выпуску и реализации. При
обращении товаров в торгово-
Налог на добавленную стоимость, как налог косвенный, с доходами или имуществом налогоплательщика не связан, и устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу. Налог на добавленную стоимость на отпускную цену товара начисляет продавец, он же осуществляет уплату налога в бюджет с полученного дохода от реализации (облагаемого оборота). Покупатель, оплативший товар с учетом НДС, сумму налога определяет как зачет, т.е. зачитывает в уменьшение платежей в бюджет. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и суммой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Обратим внимание, что применение понятия «оплата» используется для лучшего понимания сущности исчисления НДС, тогда как существующий в системе налогообложения метод начисления факт оплаты для начисления налога не принимает.
Экономическим
основанием налога на добавленную стоимость
является добавленная стоимость, то
есть превышение стоимости товаров,
работ, услуг над производственными
затратами. Хотя прямо это и не
указано в Кодексе. Единственное
упоминание об экономическом основании
налога на добавленную стоимость
как о добавленной стоимости
содержится только в самом названии
налога. Вывод о том, что предметом
налога на добавленную стоимость
является добавленная стоимость, основан,
в частности, на самом порядке
исчисления и уплаты налога, выбранном
законодателем. Данный порядок основан
на косвенном методе (метод зачета
по счетам) взимания НДС, применяемом
в мировой практике как раз
для налогообложения
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и суммой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги.
Эффективность
применения НДС доказана зарубежным
опытом, так как именно этот налог
(исходя из интересов государства) сочетается
с либерализацией цен — чем
выше цены, тем больше сумма налога
(при неизменной ставке). Первоначально
НДС был введен во Франции, а затем
распространен в странах
Основной направленностью введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства.
В условиях нестабильности экономики неправомерное применение НДС негативно отражается не только на потребителях, но и отрицательно воздействует на производителей.
Несрабатывание в полной мере принципа оборачиваемости приводит зачастую к исчислению НДС на практике не с добавленной стоимостью, а как разницы между налогом, полученным от покупателей, и налогом, уплаченным поставщиком по приобретенным товарам (работам и услугам).
Таким образом, налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. По экономическому содержанию - это часть добавленной стоимости, которая изымается в государственный бюджет. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Как правило,
основным источником доходов бюджета
являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов
государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей
системой налоговых платежей и поступлениями
неналоговых средств
Конституция
Республики Казахстан от 30.08.1995 года
объявила обязанность уплачивать законно
установленные налоги, сборы и
другие обязательные платежи в бюджет
уже долгом и обязанностью каждого.
Налоги являются важнейшими финансовыми
поступлениями в
С позиции
корпоративных финансовых интересов
НДС способствует отвлечению денежных
средств из оборота предприятия.
В связи с этим налог подвергался
и подвергается критике, вплоть до предложений
по его упразднению. С точки зрения
государственных финансовых интересов,
НДС выполняет функцию
Налоговым
обязательством признается обязательство
налогоплательщика перед
Предприятие
становится налогоплательщиком с момента
государственной регистрации. Это
означает, что оно должно уплачивать
в бюджет и во внебюджетные фонды
налоги, акцизы, сборы и иные обязательные
платежи. Нарушение этой обязанности
влечет административную ответственность
для предприятия и его