Ндс и его роль в формировании бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:49, дипломная работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время НДС - один из важнейших налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Работа содержит 1 файл

основы ндс.docx

— 134.46 Кб (Скачать)

В Налоговом  кодексе акцентировано внимание на отнесение в налоговых целях  к работам и услугам следующих  видов деятельности:

- предоставление имущества во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды);

- предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности;

- выполнение работ, оказание услуг работодателем наемному работнику в счет заработной платы;

- выполнение работ, оказание услуг между структурными подразделениями одного юридического лица, являющимися самостоятельными плательщиками НДС.

Не являются оборотом по реализации передача или  дарение товара в рекламных целях, стоимость единицы которого не превышает  двух месячных расчетных показателей. Указанное положение является результатом многочисленных спорных ситуаций в части признания рекламных кампаний мероприятиями, связанными с предпринимательской деятельностью. Не являются, согласно НК РК, облагаемым оборотом отгрузка давальческих товаров, возвратной тары, вывоз товара за пределы РК для проведения выставок, культурных и спортивных мероприятий и подлежащих обратному ввозу, а также возврат товара.

Ставки  налога на добавленную стоимость 

 Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.

 Обороты по реализации товаров, работ, услуг, указанные в статьях 242 - 245 НК РК, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

      В случае не подтверждения в соответствии со статьями 243 - 245 НК РК оборота по реализации товаров и услуг, облагаемого по нулевой ставке, указанный оборот по реализации товаров и услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 12%     

При импорте  товаров на территорию Республики Казахстан  для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу таможенного  союза физическими лицами в порядке  и на условиях, установленных таможенным законодательством таможенного  союза и (или) Республики Казахстан, уплата налога на добавленную стоимость  осуществляется путем уплаты таможенных пошлин, налогов по единым ставкам  таможенных пошлин, налогов или в  виде совокупного таможенного платежа.

 Размеры  и порядок уплаты единых ставок  таможенных пошлин, налогов, а  также совокупного таможенного  платежа устанавливаются таможенным  законодательством таможенного союза Республики Казахстан.

 При  снятии лица с регистрационного  учета по налогу на добавленную  стоимость к размеру облагаемого  оборота, определяемого в соответствии  с пунктом 2 статьи 238 НК РК, применяется ставка налога на добавленную стоимость:

1) по  товарно-материальным запасам - действующая  на дату снятия лица с регистрационного  учета по налогу на добавленную  стоимость;

2) по  основным средствам, нематериальным  и биологическим активам, инвестициям  в недвижимость - действовавшая на  дату их приобретения.

Существенной  особенностью налогового законодательства является определение места реализации товара (работ, услуг), что вносит определенность в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Согласно НК Республики Казахстан определено, что облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением оборота, местом реализации которого не является Республика Казахстан. Так, для товара местом реализации является место начала транспортировки товара, если товар перевозится поставщиком, получателем или третьим лицом и, в остальных случаях, — место передачи товаpо-получателю

Свои  особенности имеет место реализации работ и услуг. Если местом реализации товаров (работ, услуг) не является Республика Казахстан, то оборот по реализации не является облагаемым оборотом. Местом реализации услуг и работ признается место:

- нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны с этим имуществом;

- фактического осуществления работ, услуг, если они связаны с движимым имуществом;

- фактического оказания услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, спорта;

- предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг, в том числе консультационных, аудиторских, юридических, адвокатских, рекламных и т.д.;

- осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные выше.

В определении  облагаемого оборота при получении  работ, услуг от нерезидента, не являющегося  плательщиком НДС в РК, место реализации является определяющим условием.

- Налог  на добавленную стоимость относится  в зачет в том налоговом  периоде, в котором получены  товары, работы, услуги.

- По  товарам, работам, услугам, приобретенным  в целях освобожденного оборота,  но использованным в целях  облагаемого оборота, сумма налога  на добавленную стоимость по  выписанным поставщиками счетам-фактурам  относится в зачет в том  налоговом периоде, в котором  они использованы в целях облагаемого  оборота, по ставке, действующей  на дату приобретения данных  товаров, работ, услуг.

В случае реализации объекта незавершенного строительства налог на добавленную  стоимость по товарам, работам, услугам, использованным в процессе строительства  данного объекта, ранее предназначенного для реализации в виде оборота, освобождаемого от налога на добавленную стоимость  относится в зачет по ставке, действующей  на дату приобретения указанных товаров, работ, услуг, в том налоговом  периоде, в котором осуществляется реализация объекта незавершенного строительства.

     Для налогоплательщиков особый интерес  представляют правила отнесения  в зачет сумм налога на добавленную  стоимость.

При определении  суммы налога, подлежащей взносу в  бюджет, получатель товаров, работ, услуг  имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая  основные средства, нематериальные и  биологические активы, инвестиции в  недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие  условия:

1) получатель  товаров, работ, услуг является  плательщиком налога на добавленную  стоимость.

2) поставщиком,  являющимся плательщиком налога  на добавленную стоимость на  дату выписки счета-фактуры, выписан  счет-фактура или другой документ, представляемый на реализованные  товары, работы, услуги на территории  Республики Казахстан; 

3) в  случае импорта товаров налог  на добавленную стоимость уплачен  в бюджет и не подлежит возврату  в соответствии с условиями  таможенной процедуры; 

4) при  постановке лиц, на регистрационный  учет по налогу на добавленную  стоимость данные лица имеют  право на зачет сумм налога  на добавленную стоимость по  остаткам товаров (включая основные  средства, нематериальные и биологические  активы, инвестиции в недвижимость) на дату постановки на учет  по налогу на добавленную стоимость. 

 Суммой  налога на добавленную стоимость,  относимого в зачет, является  сумма налога, которая: 

1) подлежит  уплате поставщикам по выписанным  счетам-фактурам с выделенным  в них налогом на добавленную  стоимость.

2) подлежит  уплате по счетам-фактурам, по  договору финансового лизинга  (за исключением договора возвратного  лизинга), но не более суммы  налога, приходящейся на размер  облагаемого оборота лизингодателя,  определяемой на дату совершения  оборота.

3) подлежит  уплате по счетам-фактурам, по  договорам возвратного лизинга; 4) подлежит уплате по счетам-фактурам, в части, приходящейся на стоимость  полученных в отчетном налоговом  периоде периодических печатных  изданий и иной продукции средства  массовой информации, включая размещенные  на интернет - ресурсе в общедоступных  телекоммуникационных сетях; 

5) указана  в грузовой таможенной декларации, оформленной в соответствии с  таможенным законодательством таможенного  союза и таможенным законодательством Республики Казахстан, уплачена в установленном порядке в бюджет Республики Казахстан и не подлежит возврату в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и условиями таможенной процедуры;

6) указана  в платежном документе или  документе, выданном налоговым  органом и подтверждающем уплату  налога на добавленную стоимость. 

7) выделена  отдельной строкой в проездном  билете, выдаваемом на железнодорожном  или воздушном транспорте с  указанием идентификационного номера  налогоплательщика - перевозчика; 

8) выделена  отдельной строкой в электронном  билете, выдаваемом на воздушном  транспорте с указанием идентификационного  номера и номера свидетельства  о постановке на регистрационный  учет по налогу на добавленную  стоимость налогоплательщика - перевозчика,  при одновременном выполнении  следующих условий: 

  • наличие посадочного талона;
  • наличие документа, подтверждающего факт оплаты стоимости электронного билета;

9) указана  в документах, применяемых поставщиком  коммунальных услуг, расчеты за  которые производятся через банки; 

10) указана  в инвентаризационной описи остатков  товаров, составленной на дату  постановки на регистрационный  учет по налогу на добавленную  стоимость, при условии ее подтверждения. 

11) указана  в документе на выпуск товаров  из государственного материального  резерва, выписанном уполномоченным  органом по государственным материальным  резервам по форме, установленной  законодательством Республики Казахстан.

12) указана  в декларации по косвенным  налогам по импортированным товарам  и совпадает с суммой налога  на добавленную стоимость по  импортированным товарам, отраженной  в заявлении о ввозе товаров  и уплате косвенных налогов,  содержащем отметку налогового  органа, а также уплачена в  установленном порядке в бюджет  Республики Казахстан. 

В таком  документе:

  • по товарам, обороты по реализации которых относятся к необлагаемым оборотам, указывается "Без НДС";
  • по остальным товарам указывается сумма налога на добавленную стоимость в пределах суммы налога, уплаченной при поставке данных товаров в государственный материальный резерв, и которая определена таким образом, как если бы стоимость выпускаемых товаров включала сумму налога на добавленную стоимость по ставке, действующей на дату их выпуска.

Существует 2 метода определения налога на добавленную  стоимость относимый в зачет:

  1. Пропорциональный метод

     По пропорциональному методу  налог на добавленную стоимость,  относимый в зачет, определяется  исходя из удельного веса облагаемого  оборота в общей сумме оборота. 

  1. Раздельный метод

При определении  налога на добавленную стоимость, относимого в зачет по раздельному методу, плательщик налога на добавленную стоимость  ведет раздельный учет по расходам и суммам налога на добавленную стоимость  по полученным товарам, работам, услугам, используемым для целей облагаемых и необлагаемых оборотов.

Банки, организации, осуществляющие отдельные  виды банковских операций, микрокредитные организации, использующие пропорциональный метод отнесения в зачет, имеют  право на применение раздельного  метода по учету сумм налога на добавленную  стоимость по оборотам, связанным  с получением и реализацией залогового имущества (товаров).

При передаче имущества в финансовый лизинг лизингодатель, использующий пропорциональный метод  отнесения в зачет, имеет право  на применение раздельного метода по учету сумм налога на добавленную  стоимость по оборотам, связанным  с передачей имущества в финансовый лизинг.

Информация о работе Ндс и его роль в формировании бюджета