Расходы
лизингодателя, связанные с приобретением
имущества, подлежащего передаче
в финансовый лизинг, рассматриваются
как расходы, понесенные для
целей облагаемого оборота.
Исламские
банки, использующие пропорциональный
метод отнесения в зачет, имеют
право на применение раздельного
метода по учету сумм налога на добавленную
стоимость по оборотам, связанным
с приобретением и передачей
имущества в рамках финансирования
торговой деятельности в качестве торгового
посредника с предоставлением коммерческого
кредита в соответствии с банковским
законодательством Республики Казахстан.
Плательщики
налога на добавленную стоимость, использующие
раздельный метод отнесения в
зачет, при определении суммы
налога на добавленную стоимость, подлежащего
отнесению в зачет по товарам,
работам, услугам, используемым одновременно
для целей облагаемых и необлагаемых
оборотов, имеют право на применение
удельного веса облагаемого оборота
в общем обороте.
Методы
отнесения в зачет суммы НДС |
.
Раздельный
метод
Плательщик
НДС ведет раздельный учет по расходам
и суммам НДС по полученным товарам,
работам услугам, используемым для
целей облагаемых и не облагаемых
оборотов |
Пропорциональный
метод
НДС, относимый
в зачет, определяется, исходя из удельного
веса облагаемого оборота и общей
сумме оборота
|
Схема 1
Методы отнесения в зачет суммы
НДС
Основанием
для начисления и зачета НДС является
факт отгрузки товара, выполнения работ,
оказания услуг, подтверждаемый счетом-фактурой.
Применяемый в налогообложении
метод начисления предполагает начисление
налога к уплате не по фактически произведенным
расчетам (оплате), а с момента
выполнения работ, предоставлении услуг,
отгрузки товара с целью реализации
на основании подтверждающих документов
и налоговых счетов-фактур. Соответственно
налог, относимый в зачет, учитывается
также независимо от времени оплаты.
Например, предприятие выполнило
для другого предприятия ремонтно-строительные
работы, при этом подписаны акты
приемки выполненных работ и
подрядчиком выставлен заказчику
счет-фактура, которым документы
приняты к оплате, но еще не оплачены.
С момента выполнения работ предприятия
производят соответствующие начисления.
Как правило, расчеты между предприятиями
осуществляются в порядке предоплаты,
но операция считается завершенной
по выполнению работ, оказанию услуг, отгрузке
товара, и соответствующие начисления
и зачеты производятся в порядке
установленном НК РК.
2.2 Роль НДС в бюджете
Республике Казахстан
В
системе национального налогообложения
значительное место занимает налог
на добавленную стоимость (НДС). Как
основной источник доходной части госбюджета,
он представляет собой форму изъятия
в бюджет определенной части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и обращения товаров
работ и услуг, а также отчислений
при импорте товаров. Налог на
добавленную стоимость, подлежащий
уплате в бюджет, определяется как
разница между суммами налога
на добавленную стоимость, начисленными
за реализованные товары, работы и
услуги, и суммами налога, подлежащими
уплате за приобретенные товары, выполненные
работы или оказанные услуги.
Сумма
НДС,
начисленного по облагаемым оборотам
|
минус
Сумма, НДС, относимого в зачет |
Организации,
осуществляющие переработку сельскохозяйс-
твенного
сырья, и организации,
применяющие специальный налоговый
режим для юридичес-
ких лиц-производителей
сельскохо-
зяйственной продукции
и сельских
потребительских
кооперативов уменьшается на 70%. |
Схема
1 Сумма НДС, вносимая в бюджет.
На
момент введения НДС в Казахстане
этот налог успешно применялся в
43 странах мира, и его применение
является обязательным условием для
вхождения государств в Европейское
Экономическое Сообщество.
Налог на добавленную стоимость
явился одним из новых элементов
введенных в налоговую систему
РК в декабре 1991г. Это несло на
себе отпечаток всех процессов, происходящих
тогда в постсоветском обществе.
Именно в это время Казахстан
обрел официальный статус суверенного
государства. Финансово-кредитная система,
перешедшая в наследство от "союзного"
прошлого носила отпечаток прежней
административно-командной системы
и не отвечала требованиям молодого
государства, ставшего на рыночный путь
экономического развития. Поэтому одним
из первых законодательных актов, принятых
Верховным Советом Республики явились
законы "О налоговой системе в РК"
и "О бюджетной системе РК", которыми
непросто реформировалась действовавшая
финансовая система, а создавалась новая,
с учетом прогрессивных тенденций в мировой
практике налогообложения. Ключевым моментом
в совершенствовании этой системы и стало
введение налога на добавленную стоимость
вместо действовавшего ранее налога с
оборота.
Взимание
налога на добавленную стоимость
имело существенные преимущества: значительно
расширилась база обложения за счет
его использования на всех стадиях
производства. Весомым аргументом в
пользу этого налога стал мировой
опыт построения налоговой системы.
Практика развитых зарубежных стран
показала, что косвенные налоги постепенно
эволюционизировали к единому, равномерно
распределяемому налогу на добавленную
стоимость, не обременяющему какую-либо
группу товаров и не реформирующую
финансовые пропорции в народном
хозяйстве.
Исходя
из классификации налогов по
степени оценки объекта обложения,
налог на добавленную стоимость
относится к реальным налогам.
Уплата его определяется лишь
характером совершаемой сделки
и не принимает в расчет
финансовое состояние субъекта
налогообложения.
Налог
на добавленную стоимость в системе
налогообложения относится к
косвенным налогам, т.е. взимается
с потребителей товаров, работ и
услуг путем включения в цену.
Налог на добавленную стоимость
отражает экономическую реализацию
государственной собственности. С
его помощью государство изымает
часть чистого дохода у производственных
и торговых посредников за возможность
получения ими чистого дохода.
Как
и все косвенные налоги, налог
на добавленную стоимость выполняет
преимущественно фискальную роль,
при его введении преследовалась
также цель обеспечения госбюджета
надежным и эффективным источником
доходов. Он является одним
из эффективных средств предотвращения
инфляционного обесценивания бюджетных
средств, т.к. прямо связывает
налоговые поступления с ростом
цен.
С помощью
налога на добавленную стоимость
регулируется сфера потребления, и
основной целью его применения в
высоко развитых промышленных странах
является стремление к снижению платежеспособного
спроса, чтобы избежать так называемого
"разогрева экономики".
Другим
экономическим содержанием налога
на добавленную стоимость является
то, что ему присуща высокая
налоговая дисциплина, саморегуляция,
автоматическое освобождение от налога
производственных затрат.
Из
всех вышеперечисленных функций
налога на добавленную стоимость
в момент его введения в
Казахстане все же доминирующей
была и остается фискальная
функция. Удельный вес налога
на добавленную стоимость в
доходах государственного бюджета
за период с 1992 (35,4 %) по 2000 (10,2 %)
годы неуклонно снижался, причинами
чего является не только снижение
объемов производства, но и противоречия
между экономической сущностью
налога и особенностями его
применения в экономической ситуации
сложившейся в Казахстане. При
введении налога на добавленную
стоимость не было спрогнозировано
влияние налога на производственные
отношения, не проанализированы
функции этого налога с учетом
казахстанской конъюнктуры. На
момент введения налога на
добавленную стоимость господствовал
натуральный обмен, и экономика
характеризовалась спадом производства,
всеобщим дефицитом товаров и
услуг и быстрорастущей инфляцией.
Введение в этот период налога
на добавленную стоимость со
ставкой 28 % еще более усугубило
ситуацию, ускорило рост цен и
снижение покупной способности.
В результате большинство промышленных
и сельскохозяйственных предприятий
оказалось не в состоянии обеспечить
не только самофинансирование, но
и простое воспроизводство. В
связи с этим позднее ставка
была снижена до 20%,а по некоторым
продовольственным товарам и
сельскохозяйственным продуктом
до 10 %. С 1 июля 2001 г. ставка налога
на добавленную стоимость составляла
- 16 %. Но ставка налога на добавленную
стоимость с 2009 года стала
равна 12 процентам. Это сделало
казахстанскую ставку НДС одной
из самых низких в мире среди
стандартных ставок этого налога,
при этом начиная с 2009 года
был предусмотрен поэтапный переход
на возврат всего превышения
суммы НДС.
Возможность
снижения ставки налога на добавленную
стоимость до 12 процентов появилась
в условиях, когда в экономике
республики наблюдаются позитивная
динамика, стабильный экономический
рост, что благотворно влияет на
налоговые отчисления, наполняемость
и сбалансированность бюджета.
За счет
снижения ставки НДС у налогоплательщиков
будут меньше отвлекаться оборотные
средства, особенно это будет ощутимо
для предприятий, у которых торгово
- производственный цикл составляет три
и более месяцев, очень высока
доля живого труда и основная масса
увеличения стоимости товара приходиться
на последнюю фазу производства. Снижение
ставки позволяет таким предприятиям
экономить оборотные средства и
снижает налоговую нагрузку.
Вместе
с тем снижение ставки НДС приведет
к резкому сокращению поступлений
по налогу на добавленную стоимость
в республиканский бюджет. Поэтому,
чтобы не допустить срыв финансирования
социальных программ, на налоговые органы
ложится большая ответственность по обеспечению
доходной части бюджета.
Налог
на добавленную стоимость предполагалось
целиком направлять в госбюджет.
Но вскоре пришлось передать часть
его регионам. Налог на добавленную
стоимость чаще всего служит региональным
налогом. Например, в США налог
на добавленную стоимость - это один
из основных финансовых источников штатов,
отчисления, от которого получают города.
Рассматривая
налог на добавленную стоимость,
успешно применяемый в странах
с развитой рыночной экономикой,
нельзя забывать о том, что
там он является элементом
политики сдерживания производства,
проводимой с целью предотвращения
кризиса перепроизводства, вытеснения
с рынка слабых производителей.
Применение этого налога в
условиях гипертрофированного монитаризма
и товарного дефицита полностью
перекладывает его бремя на
потребителя, усугубляя и без
того быстрорастущую инфляцию. При
этом в развитых странах налог
на добавленную стоимость вводится
не только в качестве тотальной
меры и ставка практически
никогда не превышает 20 %.
Существует
несколько форм налога на добавленную
стоимость. Одна из них связана
с доходами предприятия и агрегированная
база этого налога является
той же, что и база общего
подоходного налога.
Другой
способ начисления налога на
добавленную стоимость основан
на зачетном методе (в международной
практике – метод налогового
кредита). Зачетный метод исчисления
налога на добавленную стоимость
используется всеми странами
ЕЭС и большинством государств,
применяющих налог на добавленную
стоимость. В Казахстане этот
метод исчисления принят в
1995 году, и сохраняется в Налоговом
Кодексе.
Зачетный
метод строится на вычете налога,
уплаченного при приобретении
товаров (товаров, услуг), из суммы
налога, начисленной по реализованной
продукции. Таким образом, уплате
в бюджет подлежит не вся
сумма начисленного налога, а
только разница между налогом
по облагаемому обороту и
зачетной суммы налога на добавленную
стоимость.
В
целом положения по налогу
на добавленную стоимость, представленные
в Налоговом Кодексе сохранили
свою преемственность.
Изучив
накопленный за эти годы опыт,
мы можем сказать, что НДС
прочно вошел в налоговую систему
Казахстана. Он имеет свои достоинства,
и недостатки. С его помощью
не удалось сразу решить все
финансовые проблемы, накопившиеся
в стране. Да это вряд ли
было возможно, так как решить
их может только масштабный
комплекс мер. Но и в целом
он имеет позитивное значение и,
на наш взгляд, будет функционировать
в Казахстане и в обозримом будущем.
Исполнение
НДС на 01.12.2011 года в сравнении
с аналогичным периодом прошлого
года (2010) тыс. тг
Наименование
платежа |
Факт
ГБ на 01.12.2010 г. |
План
ГБ на 01.12.2011 г. |
Факт
ГБ на 01.12.2011
г. |
Отклонение (гр.4-гр.3)
|
% (гр.4/гр.3)
|
Отклонение (гр.4-гр.2)
|
темп
роста, в % (гр.4/гр.2) |
НДС на товары внутреннего
производства |
267 893 952 |
258 863 547 |
305 957 091 |
47 093 544 |
118,2 |
38 063 139 |
114,2 |
НДС
на импортируемые товары, всего |
389 519 600 |
525 052 540 |
543 531 951 |
18 479 411 |
103,5 |
154 012 351 |
139,5 |
Исполнение
НДС в 2010 году составило 267,8 млрд. тенге
- по товарам внутреннего производства
и 389,5 млрд. тенге - по импортируемым
товарам. Налог на добавленную стоимость,
выполнен, на это повлияла положительная
динамика развития экономики страны,
введение механизма распределения
таможенных пошлин в связи со вступлением
в таможенный союз, увеличение поступлений
экспортной таможенной пошлины на нефть,
снижение суммы возврата НДС против
планируемого и разовые незапланированные
поступления. Не плохие результаты, но
при сравнении данных 2010 года с
данными 2011год, можно увидеть следующие
цифры. В 2011г. НДС на товары внутреннего
производства составил 305,9 млрд. тенге,
в сравнении с 2010 годом он увеличился
на 38,1 млрд. тенге, и темп роста составил
114,2% также НДС по товарам внутреннего
производства, перевыполнил план установленный
на 2011г на 47,1 млрд. тенге и исполнение
составило 118,2 %. Перевыполнение связано
с ростом поступлений по ряду налогоплательщиков.
НДС на импортируемые товары в 2011
составил 543,5 млрд. тенге году и также
увеличился по сравнению с 2010г. на 154,0
млрд. тенге, темп роста составил 139,5
%. И соответственно перевыполнил
план установленный на 2011г. правда не
на много, 18,6 млрд. тенге за счет роста
импорта в страну, исполнение составило
103,5%.