Налоговый потенциал регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3
1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений……………….....23
2.3. Налоговая нагрузка……………………………...………………………….27
2.4. Структура налоговых поступлений………………….……………………29
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности……………4040
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение 1………………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.docx

— 165.00 Кб (Скачать)

      Процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников, осуществлялись в 2006 году в  отношении 986 организаций. Случаи, когда  в отношении должников вводилась  процедура финансового оздоровления, единичны: в 2006 году — 39, в 2О05 году — 32. Процедура внешнего управления применялась  в отношении 947 должников (в 2ОО5ГОДУ—1013).

      По  результатам проведения указанных  процедур только в 39 случаях (4%) производство по делу было прекращено в связи  с погашением задолженности и  и удовлетворением требований кредиторов.

      Списание  безнадежных долгов по налогам и  сборам как инструмент регулирования  налоговой задолженности производится налоговыми органами в соответствии со ст. 59 HK РФ.

      Порядок признания безнадежными к взысканию  и списания федеральной суммы  недоимки и задолженности по пеням  и штрафам регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке  признания безнадежными к взысканию  и списания недоимки и задолженности  по пеням и штрафам по федеральным  налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (с последующими изм. и доп.).

      Данным  Постановлением в отношении организаций  определен только один критерий для  при знания налоговой задолженности  безнадежной и подлежащей списанию — ликвидация организацш, который имеет юридическую природу и не затрагивает вопросы экономической или социальной целесообразности списание безнадежных долгов по налога», и сборам. Одновременно налога плательщик лишается права требовать признания недоимки безнадежной и ее списания в случае если указанное основание прям не предусмотрено действующим нормативным актом федерального, регионального или местного уровня, но связано с причинами экономического и (или) социального характера.

      Суммы задолженности, оставшейся не погашенной за счет конкурсной массы обанкротившейся  организации (после определения  суда о завершении конкурсного производства), а также суммы списанного безнадежного долга отражаются в формах налоговой  отчетности.

      Действенность методов и инструментов принудительной формы механизма регулирования  налоговой задолженности также  предлагается оценивать относительными показателями: одним обобщающим и  четырьмя частными.

      Обобщающий  показатель выражает отношение общей  суммы налоговой задолженности, принудительно взысканной и погашенной налогоплательщиком, к совокупной налоговой  задолженности в бюджетную систему.

      Величина  обобщающего показателя формируется  за счет результативности применения отдельных методов и инструментов, характеризуемых следующими частными показателями:

      I) результативность выставления инкассовых поручений — отношение суммы поступлений, взысканных в бесспорном порядке, к сумме по выставленным инкассовым поручениям;

  1. результативность вынесения постановления о наложении ареста на имущество — отношение суммы погашенной задолженности после получения постановления к сумме вынесенных постановлений о наложении ареста на имущество (за вычетом отозванных постановлений);
  2. результативность исполнительного производства — отношение суммы погашенной задолженности в результате исполнительных действий к сумме возбужденных исполнительных производств с выделением доли добровольного погашения после извещения налогоплательщика о возбуждении против него исполнительного производства;

      4) результативность процедур банкротства  — отношение суммы поступлений  в ходе реализации процедур  банкротства к сумме кредиторской  задолженности должника в бюджетную  систему.

      В составе методов и инструментов, применяемых в рамках принудительной формы механизма регулирования  задолженности, наиболее результативными  в 2003—2О07 гг. следует признать проведение исполнительных действий и направление  в банки инкассовых поручений, наименее результативными — дела о несостоятельности (банкротстве).

      Для оценки результативности деятельности налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в целом  предлагается использовать сводный  показатель, рассчитываемый как отношение  суммы зачтенной, погашенной и списанной  налоговой задолженности к налоговым  поступлениям в бюджетную систему.

      Динамика  сводного показателя зависит, с одной  стороны, от суммы доначисленных (за вычетом уменьшенных) платежей по результатам налоговых проверок и суммы зачтенной, погашенной и списанной налоговой задолженности, с другой. Как свидетельствуют данные таблицы, этот показатель в последние годы сохраняется в пределах 15— 20%.

 

    3.2 Совершенствование  контроля за деятельностью региональных налоговых органов 

      В настоящее время общепризнанной системы критериев и показателей, позволяющих оценивать работу региональных налоговых органов с учетом особенностей их функционирования, в том числе  отличий в территориальной (пространственной) организации, не существует.

      В литературе по данной проблематике, как  правило, встречается простое перечисление показателей, используемых в практике деятельности налоговых органов, с  подразделением их на количественные (абсолютные) и качественные (относительные).

      Количественные показатели — суммы поступлений налогов и сборов; суммы, доначисленные по результатам контрольной работы; суммы, взысканные в бюджет из доначисленных; суммы недоимки и задолженности по налогам и сборам; количество налогоплательщиков, состоящих на учете; качественные – выполнение установленных заданий по мобилизации налогов и сборов; темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года; соотношение сумм доначисленных платежей по результатам контрольной работы и объемов поступлений налогов и сборов за период; процент взыскания доначисленных сумм; количество выездных налоговых проверок за период на 1 сотрудника инспекции; доля проверок с выявленными нарушениями; суммы доначислений на 1 налоговую проверку.

      При этом все приведенные показатели характеризуют «эффективность работы налоговых инспекций». Представляется, что использование термина «эффективность»  в рассматриваемом контексте  не совсем корректно, даже, несмотря на оговорку об отличии категории «эффективность»  применительно к контролю как  функции управления от категории  «эффективность» применительно  к производству.

      Общепризнанным  является толкование понятия «эффективность»  как соотношение затрат и результатов. Однако применительно к налоговой  службе термин «эффективность» фактически не определен.

      Тем не менее, в последние годы на федеральном  уровне были утверждены методики оценки деятельности налоговых органов  по контролю за соблюдением налогового законодательства и законодательства о применении контрольно-кассовых машин, оценки качества комплексных проверок территориальных налоговых органонов и организации дистанционного контроля. 

      Однако  все используемые в упомянутыx методиках показатели характеризуют лишь отдельные направления работы налоговых органов - преимущественно контрольной. Тем не менее работу налоговых органов исходя из возложенных на них функций следует делить на деятельность непосредственно по сбору налогов в целях наполнения доходной части всех уровней и на контрольную работу за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах.

      Для оценки деятельности предлагается использовать по каждому этих направлений 4 основных критерия — результативность, активность, эффективность, интенсивность. Критерий результативности характеризует деятельность региональных налоговых органов  по выполнению функций налогового администрирования, возложенных на них законодательством: организация в регионе процесса сбора налогов и налоговых  платежей, контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильностью исчисления и полноты внесения ими в соответствующие бюджеты налогов и иных обязательных платежей. Критерий активности позволяет оценить степень предпринятых региональными налоговыми органами усилий для выполнения задач по достижению стоящих перед ними целей. В части сбора налогов— это мероприятия по ликвидации имеющейся у хозяйствующих субъектов региона недоимки, в части контрольной работы — охват налоговым контролем состоящих на учете налогоплательщиков и уровень взыскания сумм налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы.

 

       Таблица 3. – Система комплексной  оценки деятельности региональных налоговых  органов.

Критерий Показатели
Деятельность  по сбору налогов Контрольная работа
Результативность Динамика объёмов  поступлений налогов и сборов

Динамика недоимки по сравнению 

Сумма доначислений на 1 инспектора

Сума доначислений на 1 проведенную проверку

Отношение доначисленных по результатам контрольной работы сумм к начислениям, произведённым налоговыми плательщиками самостоятельно по налоговым деклорациям

Доля проверок с выявленными нарушениями в  общем количестве выездных налоговых  проверок

Активность Уровень собираемости налогов и сборов

Объем поступлений  налогов и сборов в результате мероприятий, предпринятых инспекциями  по ликвидации недоимки

Периодичность выездных налоговых проверок

Доля налогоплательщиков, охваченных налоговым контролем, от общего числа состоящих на учёте

Процент взыскания  налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы

Доля проверок с использованием информации из внешних  источников в общем количестве проверок

Эффективность Отношение годового объёма финансовых затрат на содержание инспекции к годовому объёму поступлений  налогов и сборов Отношение годового объёма заработной платы работников инспекции, осуществляющих налоговые  проверки, к годовому объему доначислений по результатам контрольной работы
Интенсивность Количество  налогоплательщиков -недоимщиков, по отношению к которым необходимо принять меры по ликвидации недоимки, в расчете инспектор  Количество  налогоплательщиков, приходящихся  на 1 инспектора 

Площадь территории, приходящаяся на 1 инспектора

Количество выездных проверок в расчёте на 1 инспектора отдела выездных проверок

 

 

       Критерий эффективности позволяет  оценить экономический эффект от вложения трудовых, материальных, финансовых затрат в организацию деятельности по налоговому администрированию, т. е. степень целесообразности содержания налогового органа.

      Критерий  интенсивности характеризует нагрузку инспекции в целом и каждого  ее сотрудника в отдельности.

      Предлагаемая  методика комплексной оценки включает 8 групп показателей, образующих информационные подсистемы (таблица 3), и может быть использована органами налоговой администрации  регионального уровня не только в  целях оценки деятельности подведомственных налоговых органов, но и в целях  выбора оптимального варианта территориальной  организации и численного состава  инспекций.

      Приведенный в таблице перечень показателей  не является исчерпывающим и при  необходимости может быть дополнен: в частности, показатели активности — количеством налогоплательщиков, использующих для передачи отчетности телекоммуникационные каналы связи; показатели интенсивности — количеством  налоговых деклараций, зарегистрированных средствами программного комплекса  «Система электронной обработки  данных — местный уровень». Более  того, возможно расширение оцениваемых  направлений деятельности. В частности, в связи с актуальностью задачи повышения качества обслуживания налогоплательщиков целесообразно выделить в отдельное направление работу с налогоплательщиками.

      Данное  направление может стать основой  для разработки крайне необходимой  объективной системы комплексной  оценки деятельности налоговой службы.

 

       Заключение

      В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.

      Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.

      Определение налогового потенциала региона может  решить множество проблем и задач  регионального уровня, указать направления  деятельности по совершенствованию  проблемных аспектов.

      Налоговый  потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговый потенциал регионов