Налоговый потенциал регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3
1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений……………….....23
2.3. Налоговая нагрузка……………………………...………………………….27
2.4. Структура налоговых поступлений………………….……………………29
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности……………4040
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение 1………………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.docx

— 165.00 Кб (Скачать)

     Именно по 10-ти названным основным налогам был рассчитан показатель дисперсии, типология регионов по которому представлена в табл. 2.5. Среднее значение дисперсии по России равнялось 81,6, минимальное – 26,6 – в Омской области, в остальных регионах дисперсия составляла не менее 60. Межрегиональные различия по рассматриваемому показателю складываются, на наш взгляд, стихийно. В одну группу регионов попадают как высоко-, так и слаборазвитые регионы. Хотя стоит отметить, что для экономически слаборазвитых регионов со слабой диверсифицированностью экономики характерна, как правило, повышенная дисперсия.

Таблица 2.5.

Типология регионов по степени  диверсифицированности  
структуры налоговых поступлений по видам налогов в 1999 г.

Дисперсия Регионы Население
Менее 80 Омская область, Республика Бурятия, Смоленская область, Республика Мордовия, Амурская, Костромская  области, Алтайский край, Магаданская  область, Республики Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Ивановская область, Республики Чувашская, Марий Эл, Дагестан, Псковская, Кировская области, Республика Коми, Кемеровская, Белгородская области 31,9 млн. чел.,  
или 21,9%
80–100 Приморский  край, Ульяновская, Тульская, Курская, Тюменская, Астраханская, Московская, Рязанская, Саратовская, Волгоградская, Иркутская, Ростовская, Пензенская, Сахалинская, Тамбовская области, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Усть-Ордынский  Бурятский АО, Курганская, Новгородская, Камчатская, Брянская области, Еврейская  автономная область, Карачаево-Черкесская Республика 41,6 млн. чел.,  
или 28,5%
Дисперсия Регионы Население
100–120 Нижегородская, Владимирская области, Республика Хакасия, Архангельская, Тверская, Новосибирская, Ленинградская области, г.Москва, Читинская, Калининградская области, Республика Карелия, Томская область, Хабаровский край, Воронежская, Оренбургская, Калужская, Пермская области, Республика Тыва, Таймырский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика 44,2 млн. чел.,  
или 30,3%
120–170 Республика  Северная Осетия-Алания, Свердловская, Мурманская, Липецкая области, Коми-Пермяцкий, Ненецкий АО, г.Санкт-Петербург, Ярославская, Челябинская области, Красноярский край, Эвенкийский, Чукотский АО, Орловская область, Республика Саха (Якутия), Самарская область 25,9 млн. чел.,  
или 17,7%
Более 210 Республика  Алтай, Агинский Бурятский, Корякский  АО, Вологодская область, Республики Ингушетия, Калмыкия 2,3 млн. чел.,  
или 1,6%

     Наличие определенной зависимости между  структурой налоговых поступлений  и социально-экономической ситуацией  в регионе более наглядно демонстрирует  табл. 2.6, где представлены субъекты Федерации с максимальной долей  отдельных налогов. Для слаборазвитых  территорий характерна повышенная доля налогов, облагаемая база которых в  наименьшей степени зависит от результатов  хозяйственной деятельности (по крайней мере, в российских условиях). Это налог на имущество предприятий, земельный и подоходный налоги.

Таблица 2.6.

Структура налоговых поступлений  по видам налогов  в 1999 г., %

Налог Среднее  
по РФ
Максимум 
по РФ
Регионы  
с максимальным значением
Налог на прибыль 25,9 80,2 Республика  Калмыкия
Подоходный  налог 13,6 41,5 Чукотский АО
Налог на добавленную стоимость 26,4 45,1 Самарская область
Акциз на спирт, водку и ликеро-водочные изделия 2,3 38,5 
37,6 
22,0
Республики  Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская  
Карачаево-Черкесская
Акциз на природный газ 6,6 25,3 
11,0
г.Москва, 
Московская область
Налог с продаж 2,3 8,2 Чувашская Республика
Налог на имущество предприятий 5,9 22,0 Чукотский АО
Платежи за пользование недрами 3,9 39,5 Ненецкий АО
Земельный налог 1,3 4,2 Усть-Ордынский  Бурятский АО
Налог на содержание жилищного фонда и  социально-культурной сферы 5,3 10,5 Липецкая область
 

     Лидерство Калмыкии по доле налога на прибыль  еще раз иллюстрирует оффшорную  природу ее экономики (в этой же республике минимальная доля налога на добавленную  стоимость – всего 1,7%). Повышенная доля акциза на спирт, водку и ликеро-водочные изделия свойственна северо-кавказским республикам, где велика роль соответствующих производств. Большие объемы поступлений акциза на природный газ с территории московского региона свидетельствуют о его торгово-посреднической специализации. Высокий удельный вес платежей за пользование недрами характерен для субъектов Федерации с высокой долей в экономике добывающих производств. Наряду с Ненецким АО, это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО (а вместе с ними и Тюменская область), Якутия.

     Влияние высокой зависимости субъекта Федерации  от одного налога или небольшого их числа на динамику налоговых доходов  можно проиллюстрировать, оценив, насколько  изменились бы объемы налоговых поступлений  в региональные бюджеты, если бы в 1999 г. действовало законодательство 2001 г. Нововведениями 2001 г. являются следующие: налог на добавленную стоимость полностью поступает в федеральный бюджет, в региональные бюджеты зачисляется 99% подоходного налога, представительные органы местного самоуправления получают право устанавливать собственную ставку налога на прибыль в размере не более 5%, отменяется зачислявшийся ранее в территориальные бюджеты налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Сделанная оценка в определенной степени условна: изменение поступления налога на прибыль рассчитывалось исходя из единой ставки налога на прибыль в 30%. Кроме того, не было возможности учесть введение плоской шкалы налогообложения по подоходному налогу.

     В среднем по регионам централизация  налоговых доходов в федеральном  бюджете должна усилиться. Налоговые  поступления в региональные бюджеты  в 1999 г. в условиях законодательства 2001 г. оказались на 11% меньше. При этом введение 5-процентной муниципальной ставки налога на прибыль в среднем увеличило налоговые доходы регионов на 7%. Перечисление регионам дополнительных 15% подоходного налога в среднем увеличило их налоговые доходы немногим менее чем на 4%. Зачисление НДС в полном объеме в федеральный бюджет, напротив, привело к сокращению налоговых доходов регионов на 13%, отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы – на 9%.

     При этом по отдельным субъектам Федерации  различия вышеописанного влияния очень  велики. В российских оффшорах резко  возрастают поступления за счет налога на прибыль: в Калмыкии – на 65%, Ингушетии – на 43%, Республике Алтай – на 31%. При этом Ненецкий АО и Тыва получают дополнительно лишь немногим более 1% доходов. Дополнительный доход в 11–12% дает перечисление подоходного налога в региональные бюджеты в экономически слаборазвитых Чукотском и Агинском Бурятском АО (в последнем налог на прибыль дает 35,5%). При том, что Корякский и Чукотский АО, а также Якутия теряют менее 1% доходов от перечисления НДС в федеральный бюджет, Орловская область – 34%, Калмыкия – 22%. По 1–2% доходов от отмены налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультсферы теряют Корякский и Эвенкийский АО, тогда как Липецкая, Белгородская, Самарская области, Москва и Ненецкий АО – по 14%. В результате всех изменений разброс итоговых значений таков: Орловская область теряет 32% налоговых доходов, Калмыкия приобретает 42%.

     Межрегиональные различия в отраслевой структуре  налоговых поступлений (табл. 2.7), как  и в видовой структуре налогов, связаны с уровнем экономического развития регионов. Повышенной долей  налоговых поступлений каких-либо отдельных отраслей, прежде всего  это касается отраслей сферы услуг, характеризуются, как правило, наименее экономически развитые регионы. Другим не менее важным фактором, определяющим повышенный вклад тех или иных отраслей экономики в налоговые  поступления, является специализация  регионов (например Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО – на топливной промышленности, Карелии – на лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной).

Таблица 2.7.

Отраслевая  структура налоговых  поступлений в 1999 г., %

Отрасли Среднее  
по РФ
Максимум 
по РФ
Регионы  
с максимальным значением
Промышленность 45,3 82,4 
82,1
Ямало-Ненецкий, 
Ханты-Мансийский АО
    в том числе:
     
электроэнергетика 3,4 21,1 Республика  Хакасия
топливная 14,4 81,2 
79,8
Ямало-Ненецкий, 
Ханты-Мансийский АО
    из нее:
     
    нефтедобывающая
9,7 78,3 Ханты-Мансийский АО
    нефтеперерабатывающая
1,8 26,7 
25,7
Ленинградская, 
Рязанская области
    газовая
2,0 59,4 Ямало-Ненецкий АО
    угольная
0,6 20,7 Кемеровская область
черная  и цветная металлургия 5,2 64,6 Республика  Саха (Якутия)
химическая  и нефтехимическая 2,2 21,2 Томская область
машиностроение  и металлообработка 6,9 35,2 Самарская область
лесная, деревообрабатывающая и  
целлюлозно-бумажная
1,7 35,3 
30,3
Архангельская область, 
Республика Карелия
строительных  материалов 1,1 4,8 Белгородская  область
легкая 0,6 10,6 Ивановская  область
пищевая 8,0 46,9 
46,8
Республики  Северная Осетия, 
Кабардино-Балкарская
микробиологическая 0,1 3,4 Республика  Хакасия
медицинская 0,2 2,5 Республика  Бурятия
другие  отрасли 1,3 6,7 Курганская  область
Сельское  хозяйство 1,2 13,0 Усть-Ордынский  Бурятский АО
Транспорт 15,2 32,3 г.Москва
    в том числе:
     
железнодорожный 3,3 25,0 Читинская область
трубопроводный 8,5 28,7 г.Москва
Связь 2,7 6,0 г.Санкт-Петербург
Строительство 5,8 39,3 Орловская область
Торговля  и общественное питание 9,5 71,0 
64,9 
62,8
Агинский Бурятский  АО, 
Республики Алтай, 
Ингушетия
Материально-техническое  снабжение и сбыт 2,0 16,3 Ненецкий АО
Операции  с недвижимым имуществом 0,3 3,1 Республика  Тыва
Жилищно-коммунальное хозяйство 2,2 8,4 Еврейская автономная область
Финансы, кредит, страхование, 
пенсионное обеспечение
3,6 14,0 Республика  Калмыкия
Другие  отрасли 11,7 40,9 Эвенкийский АО

     Дисперсия отраслевой структуры налоговых  поступлений (табл. 2.8) была рассчитана в ходе исследования с выделением 22 позиций (все они указаны в  табл. 2.7, то есть учитывались все  отрасли промышленности, но без подотраслей топливной промышленности, в других секторах экономики отрасли не выделялись).

Таблица 2.8.

Типология регионов по степени  диверсифицированности  
отраслевой структуры налоговых поступлений в 1999 г.

Дисперсия Регионы Население
Менее 30 Костромская, Новгородская, Смоленская, Кировская, Волгоградская, Ростовская области, Республика Бурятия, Тверская, Саратовская, Псковская области, Еврейская автономная область, Иркутская, Омская, Брянская, Курская, Тульская области, Ставропольский край, Ивановская, Воронежская, Калининградская области, Коми-Пермяцкий  АО, Алтайский, Хабаровский края, Пермская область, Республика Марий Эл, Белгородская, Новосибирская, Московская, Ярославская  области, Республики Тыва, Чувашская, Калужская  область, г.Санкт-Петербург, Приморский край 64,3 млн. чел., или 44,1%
30–40 Владимирская, Амурская области, Краснодарский край, Чукотский АО, Рязанская, Ульяновская, Нижегородская, Ленинградская, Свердловская области, Республика Хакасия, Тамбовская, Сахалинская, Пензенская, Кемеровская, Мурманская, Курганская, Читинская области 30,9 млн. чел., или 21,2%
40–60 Республика  Дагестан, Камчатская область, Республика Карелия, Томская область, Республики Адыгея, Удмуртская, Карачаево-Черкесская, Липецкая, Магаданская, Тюменская области, г. Москва, Республика Башкортостан, Челябинская  область, Республики Татарстан, Калмыкия, Самарская, Архангельская, Астраханская области 36,0 млн. чел., или 24,7%
60–80 Таймырский, Усть-Ордынский  Бурятский АО, Республика Мордовия, Орловская, Вологодская, Оренбургская области, Республика Коми, Эвенкийский  АО, Красноярский край 9,8 млн. чел.,  
или 6,7%
Более 80 Республики  Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Корякский АО, Республики Саха (Якутия), Алтай, Ингушетия, Ненецкий, Агинский Бурятский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО 5,0 млн. чел.,  
или 3,4%

Информация о работе Налоговый потенциал регионов