Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3
1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений……………….....23
2.3. Налоговая нагрузка……………………………...………………………….27
2.4. Структура налоговых поступлений………………….……………………29
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности……………4040
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение 1………………………………………………………………….52
Министерство образования и науки РФ
Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления
Межрегиональный институт переподготовки кадров
Кафедра
«Финансы и кредит»
Курсовая работа по дисциплине
«Налоги и налогообложение»:
Налоговый
потенциал регионов
г. Улан-Удэ
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
и методологические основы определения
налогового потенциала……………………………………………………
1.1. Принципы построения
налоговой системы России и её законодательная
база……………………………………………………………………
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость
и ликвидность налоговых
2.3. Налоговая
нагрузка……………………………...……………………
2.4. Структура
налоговых поступлений………………….…
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования
контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………..
3.1 Основные формы
регулирования налоговой
3.2 Совершенствование
контроля за деятельностью региональных
налоговых органов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение
1………………………………………………………………….52
Введение
Для
органов власти субъектов РФ одним
из важнейших направлений
Объект исследования - налоговый потенциал регионов.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Задачи курсовой работы:
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.
Структура
данной курсовой работы состоит из
введения, 3 глав, заключения, списка использованных
источников информации из 12 источников.
В первой главе рассматривается принципы
налоговой системы, понятие «налоговый
потенциал». Во второй главе приведен
анализ налогового потенциала всех регионов,
собираемость и ликвидность налоговых
поступлений. В третьей главе содержатся
рекомендации (направления совершенствования).
В работе приводится 10 таблиц и 3 рисунка.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
1.1
Принципы построения
налоговой системы
России и её законодательная
база
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Налогообложение
в любом государстве должно базироваться
на отдельных принципах –
Основоположник классической политической экономии А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов» сформулировал четыре принципа:
-
Принцип справедливости. Этот принцип
предполагает всеобщность
- Принцип определённости - сумма и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;
-
Принцип удобности – налог
должен взиматься в такое
-
Принцип экономии –
-
Налоги устанавливаются
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
-
Принцип всеобщности
-
Принцип равного
-
Принцип соразмерности. Он
-
Равное налоговое бремя. Под
налоговым бременем понимается
мера экономических
-
Налоги и сборы должны иметь
экономическое обоснование.
• государственного бюджета;
• развития экономики;
• налогоплательщика.
- Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.
Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.
При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).
-
Все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов
-
Безусловный приоритет норм, установленных
в налоговом законодательстве, над
положениями по налоговым