Налоговый потенциал регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3
1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений……………….....23
2.3. Налоговая нагрузка……………………………...………………………….27
2.4. Структура налоговых поступлений………………….……………………29
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности……………4040
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение 1………………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.docx

— 165.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

     Восточно-Сибирский государственный университет

     технологий  и управления

     Межрегиональный институт переподготовки кадров

     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Налоги и налогообложение»:

Налоговый потенциал регионов 
 
 
 

                                                       Выполнила: студентка заочного  отделения                          набора 2010 года по специальности

                                                                                           «Финансы и кредит»  

                                                                                                    Дамбиева Д. Б.

                                                    Проверила: кафедра «Финансы и кредит»              Чимитова Н. В. 
 
 
 

г. Улан-Удэ

2011 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3

1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3

1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12

1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14

Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22

2.1. Межрегиональные  различия в удельных налоговых  доходах…………...22

2. 2. Собираемость  и ликвидность налоговых поступлений……………….....23

2.3. Налоговая  нагрузка……………………………...………………………….27

2.4. Структура  налоговых поступлений………………….……………………29

2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36

Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40

3.1 Основные формы  регулирования налоговой задолженности……………4040

3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46

Заключение……………………………………………………………………..50

Список использованной литературы…………………………………………51

Приложение 1………………………………………………………………….52 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Для органов власти субъектов РФ одним  из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое  может быть достигнуто путём дальнейшего  совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.

      Объект  исследования - налоговый потенциал регионов.

      Предмет исследования - организационно-экономические  отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования  налогового потенциала региона.

      Задачи  курсовой работы:

  • изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
  • изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
  • рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

      Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.

     Структура данной курсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников информации из 12 источников. В первой главе рассматривается принципы налоговой системы, понятие «налоговый потенциал». Во второй главе приведен анализ налогового потенциала всех регионов, собираемость и ликвидность налоговых поступлений. В третьей главе содержатся рекомендации (направления совершенствования). В работе приводится 10 таблиц и 3 рисунка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ 

1.1 Принципы построения  налоговой системы  России и её законодательная база 

      Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

      Налогообложение в любом государстве должно базироваться на отдельных принципах – основополагающих идеях и положениях существующих в налоговой сфере. Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ.

      Основоположник  классической политической экономии А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов» сформулировал четыре принципа:

      - Принцип справедливости. Этот принцип  предполагает всеобщность налогообложения  и равномерность распределения  налогов между гражданами;

      - Принцип определённости - сумма и  время платежа должны быть  совершенно точно и заранее  известны налогоплательщику;

      - Принцип удобности – налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, который наиболее  удобен плательщику;

      - Принцип экономии – максимальное  сокращение издержек взимания  налога.

      - Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован  в Налоговом кодексе Российской  Федерации (статьи 13—15). Во-вторых, в  устанавливающем налог законе  должен быть определен налогоплательщик  и следующие элементы налога:

      • объект налогообложения;

      • налоговая база;

      • налоговый период;

      • налоговая ставка;

      • порядок исчисления налога;

      • порядок и сроки уплаты налога.

      - Принцип всеобщности налогообложения.  Согласно этому принципу каждая  организация и физическое лицо  без каких-либо исключений должны  посредством уплаты налогов и  сборов участвовать в финансировании  общегосударственных расходов.

      - Принцип равного налогообложения.  Он предполагает равенство всех  плательщиков перед налоговыми  законами.

      - Принцип соразмерности. Он заключается  в том, что налоговое бремя  должно быть экономически сбалансировано  с интересами плательщика и  интересы государства не должны  оказывать неблагоприятные последствия  для налогоплательщика. 

      - Равное налоговое бремя. Под  налоговым бременем понимается  мера экономических ограничений,  создаваемых отчислением средств  на уплату налогов. Не допускается  установление и применение налогов  и сборов, различающихся в зависимости  от политических, этнических, конфессиональных  и иных подобных различий между  налогоплательщиками. Согласно этому  принципу не допускается установление  дифференцированных ставок налогов  и сборов либо налоговых льгот  в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

      - Налоги и сборы должны иметь  экономическое обоснование. Поэтому,  во-первых, налоги должны быть  экономически эффективны, т.е. суммы  платежей по каждому налогу  должны многократно превышать  затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо  учитывать экономические последствия  для:

      • государственного бюджета;

      • развития экономики;

      • налогоплательщика.

      - Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      - Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

      - Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

      Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся  путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

      При внесении изменений в законодательные  акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный  закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).

      - Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах, толкуются  в пользу налогоплательщика. Этим  принципом установлена презумпция  правоты налогоплательщика, которая  направлена на обеспечение дополнительной  защиты прав налогоплательщика. 

      - Безусловный приоритет норм, установленных  в налоговом законодательстве, над  положениями по налоговым вопросам  в законодательных актах, не  относящихся к сфере налогообложения.  Так, в статье 56 Налогового кодекса  записано, что налоговые льготы  устанавливаются только законодательством  о налогах и сборах.

Информация о работе Налоговый потенциал регионов