Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере регионов России;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала………………………………………………………………………..3
1.1. Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база………………………………………………………………………………..3
1.2. Сущность налогового потенциала региона……………………………….12
1.3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала ……….....14
Глава 2. Налоговый потенциал регионов……………………………………22
2.1. Межрегиональные различия в удельных налоговых доходах…………...22
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений……………….....23
2.3. Налоговая нагрузка……………………………...………………………….27
2.4. Структура налоговых поступлений………………….……………………29
2.5. Территориальная структура поступлений в федеральный бюджет…….36
Глава 3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона………………………………………………………...…40
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности……………4040
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы…………………………………………51
Приложение 1………………………………………………………………….52
Несмотря на высокую стабильность региональных пропорций, смена спада экономическим ростом в 1999 г., а с ним и появление совершенно новых соотношений в динамике экономического развития отдельных субъектов Федерации привели к некоторым заметным изменениям в показателях удельных налоговых доходов, рассчитанных в процентах к среднероссийскому уровню. Так, примерно на 20–30 п.п. повысились значения показателей в Вологодской, Мурманской и Челябинской областях (все они "перешагнули" через 100%), Якутии, Ингушетии, Красноярском крае. Наоборот, в Московской и Нижегородской областях удельные доходы снизились примерно с 130% от среднероссийского уровня до 90%. Выше 100% значение показателя в 1998 г. было и в Санкт-Петербурге. Заметный спад произошел также в Костромской, Тверской, Ульяновской, Кемеровской, Омской областях.
Уровень
экономического развития регионов является
основным, но вместе с тем не единственным
фактором межрегиональных различий
в удельных налоговых доходах. Среди
других причин, определяющих региональные
пропорции, следует назвать различия
в налоговом законодательстве субъектов
Федерации и муниципальных
2. 2. Собираемость и ликвидность налоговых поступлений
Как уже говорилось выше, наилучшим показателем собираемости налогов является доля прироста недоимки в начисленных налогах (в сумме налоговых недоимок и фактически собранных налогов). Этот индикатор – один из немногих не отличающихся стабильностью параметров, что наглядно иллюстрирует рис. 1. В отдельных регионах в анализируемые годы имело место как сокращение, так и увеличение налоговой недоимки. Типология регионов по этому показателю лишена, на наш взгляд, какого-либо смысла.
Рис. 1. Доля прироста
налоговой недоимки в начисленных налогах
по регионам (без Таймырского АО) в 1997–1999
гг.
Мне не удалось найти статистической зависимости между региональными значениями долей прироста недоимки в начисленных налогах и какими-либо другими макроэкономическими показателями. Высокой или низкой собираемостью налогов отличаются как высоко-, так и слаборазвитые регионы.
В среднем по России доля прироста недоимки в начисленных налогах составляла в 1997 г. 9,1%, в 1998 г. она заметно выросла – до 15,3%, а в 1999 г. несколько сократилась – до 12,5%. Аналогичной была динамика и отношения накопленной на конец года недоимки к собранным за этот же год налогам. Значения этого показателя составили 29,3%, 48,3% и 40,1% соответственно.
Говоря о собираемости налогов, необходимо также отметить, что доля прироста налоговой недоимки гораздо выше в региональные бюджеты, нежели в федеральный. В 1999 г. в федеральный бюджет она составила 22,5%, в то время как в региональные – 5,4%. Такое соотношение может объясняться несколькими причинами. А именно, власти регионов в отличие от федеральных властей в ряде случаев активно практикуют сбор налогов в неденежных формах, что упрощает их уплату для налогоплательщиков, кроме того, влияние региональных властей на подведомственных им территориях выше влияния федеральных властей, что, возможно, ведет к первоочередной уплате налогов в региональные бюджеты и только затем в федеральный.
По отдельным субъектам Федерации разница между долями прироста недоимки в начисленных налогах в федеральный и региональный бюджеты достигает еще больших значений. Так, например, в Магаданской области в целом доля прироста недоимки составила 17,1%, в федеральный бюджет – 84,6%, а недоимка по налогам в областной бюджет, наоборот, сократилась.
В 1999 г. было лишь 6 регионов, где доля прироста недоимки в начисленных налогах была выше для региональных бюджетов, а не для федерального. Это Калмыкия и Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Агинский Бурятский и Корякский АО, а также Самарская область (в последней недоимка в обоих случаях сократилась).
В отличие от доли прироста недоимки в начисленных налогах, межрегиональные различия по доле собственных доходов региональных бюджетов, поступающих в денежной форме, относительно стабильны (коэффициенты корреляции между показателями за разные годы составляют 0,77–0,78). Различия по доле "живых" денег в доходах, на наш взгляд, труднообъяснимы (табл. 2.3). Хотя определенные закономерности отметить все же можно. Повышенной долей собственных доходов в денежной форме отличаются регионы торгово-финансовой специализации (Москва – 93,1% в 1997 г., Санкт-Петербург), с высокой ролью в экономике экспортных производств (Ханты-Мансийский и Ненецкий АО), свободные экономические зоны и оффшоры (Ингушетия – 94,1% в 1999 г., Калмыкия, Алтай, Якутия, Калининградская область).
Таблица 2.3.
Типология
регионов по доле поступлений
собственных доходов
в региональные бюджеты
в денежной форме в 1999
г.
Доля
доходов в денежной форме, % |
Регионы |
Население |
Более 80 | Республика Ингушетия, г. Москва (1997 г.), Ненецкий, Таймырский АО, Волгоградская, Астраханская области, Ханты-Мансийский АО, Саратовская область, г. Санкт-Петербург (1997 г.) | 21,6 млн. чел., или 14,8% |
70–80 | Калининградская область, Республики Алтай, Саха (Якутия), Корякский АО, Республика Северная Осетия-Алания, Вологодская область, Республика Калмыкия, Красноярский край, Республика Дагестан, Новгородская, Орловская, Калужская области, Ставропольский край, Ростовская, Липецкая области, Краснодарский край (1997 г.) | 25,7 млн. чел., или 17,6% |
60–70 | Республики Карелия, Адыгея, Московская, Самарская области, Приморский край, Сахалинская, Иркутская области, Карачаево-Черкесская Республика, Ленинградская, Магаданская, Тульская области, Коми-Пермяцкий АО, Республика Тыва, Владимирская область | 22,7 млн. чел., или 15,6% |
50–60 | Агинский Бурятский АО, Хабаровский край, Брянская, Смоленская области, Республика Коми, Ярославская, Белгородская, Тверская, Рязанская, Камчатская, Новосибирская, Ивановская области, Республики Башкортостан, Удмуртская, Усть-Ордынский Бурятский АО, Нижегородская, Пензенская, Челябинская, Псковская области | 31,2 млн. чел., или 21,4% |
40–50 | Республика Бурятия, Тамбовская, Томская, Оренбургская области, Чукотский АО, Чувашская Республика, Архангельская, Мурманская области, Еврейская автономная область, Свердловская, Пермская (1997 г.), Кировская, Кемеровская области, Республика Татарстан (1997 г.), Читинская, Костромская области, Республика Хакасия, Алтайский край, Воронежская область, Республики Марий-Эл, Мордовия, Тюменская, Омская области | 38,5 млн. чел., или 26,4% |
Менее 40 | Ульяновская, Курганская, Амурская, Курская области, Кабардино-Балкарская Республика, Ямало-Ненецкий (1997 г.), Эвенкийский АО | 6,2 млн. чел., или 4,3% |
В
среднем по России доля "живых"
денег в собственных доходах
региональных бюджетов составила в
1997 г. 53,9%. В 1998 г. она сократилась
до 47,9%, а в 1999 г. повысилась до 61,4%. За
исключением 11 субъектов Федерации,
во всех остальных регионах доля "живых"
денег в 1999 г. была выше их доли в 1997
г. Существенно значение показателя
сократилось в Псковской
2.3. Налоговая нагрузка
Степень
использования налогового потенциала
имеет огромное значение для оценки
перспектив изменения финансового
положения в регионе. Общепринятым
показателем, отражающим различия между
территориями (странами, регионами) в
налоговой нагрузке, является доля
налоговых поступлений в
Строго говоря, величина собираемых в регионе налогов зависит не только от объема валового регионального продукта, но и от его структуры (уровень налогообложения в России по отраслям различается), а также от структуры налогооблагаемой базы (определяющей соотношение налогов с плоской и прогрессивной шкалой налогообложения).
В этой главе мы рассмотрим самый простой показатель налоговой нагрузки – отношение собираемых на территории регионов налогов к ВРП, который несмотря на некоторую условность вполне адекватно отражает реальную действительность.
К сожалению, данные по ВРП публикуются Госкомстатом России с заметным (примерно двухлетним) опозданием: при подготовке книги мы располагали данными только за 1998 г. Еще одним недостатком официальных данных является отсутствие информации по валовому продукту автономных округов.
Типология регионов по отношению налоговых поступлений к ВРП в 1998 г. представлена в табл. 2.4. При среднем по России значении показателя в 20,3%, максимальные его значения имели место в Калмыкии (47,4%), Москве и Московской области (28,4% и 25,8% соответственно), Республике Алтай (25,7%), Санкт-Петербурге (24,2%), Тюменской области (включая автономные округа) – 23,6%. Напротив, минимальные значения налоговой нагрузки были в Дагестане (9,8%), Тыве (9,8%), Амурской области (11,7%).
Таблица 2.4.
Типология
регионов по отношению
налоговых поступлений
к валовому региональному
продукту в 1998 г.
Отношение
налоговых поступлений к ВРП |
Регионы |
Население |
Менее 15% | Республики Дагестан, Тыва, Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатская область, Республики Адыгея, Кабардино-Балкарская, Бурятия, Архангельская область, Республики Мордовия, Карачаево-Черкесская, Новгородская область, Республика Саха (Якутия), Читинская область, Приморский, Ставропольский края, Иркутская область, Республика Марий-Эл, Алтайский край | 23,2 млн. чел., или 15,9% |
15–17,5% | Курганская область, Республика Карелия, Чукотский АО, Вологодская, Смоленская области, Республика Северная Осетия-Алания, Курская, Псковская, Белгородская области, Республика Хакасия, Мурманская, Орловская, Брянская, Волгоградская, Тамбовская, Ивановская области, Республика Коми, Липецкая, Ростовская области, Республика Башкортостан, Тульская, Пермская, Астраханская, Воронежская, Кировская области | 38,6 млн. чел., или 26,5% |
17,5–20% | Краснодарский край, Костромская, Тверская области, Чувашская Республика, Томская область, Красноярский, Хабаровский края, Республика Татарстан, Омская, Магаданская, Владимирская, Ульяновская, Пензенская, Сахалинская, Оренбургская области, Ингушская Республика, Ярославская, Кемеровская, Саратовская, Калужская области | 36,8 млн. чел,. или 25,2% |
20–22,5% | Самарская, Новосибирская, Калининградская, Свердловская, Рязанская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская области, Удмуртская Республика | 23,6 млн. чел., или 16,2% |
Более 22,5% | Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Алтай, Московская область, г. Москва, Республика Калмыкия | 23,7 млн. чел., или 16,2% |
Повышенные значения доли налогов в ВРП в Республиках Калмыкия и Алтай и, в меньшей степени, в Ингушетии связаны с функционированием на их территории так называемых оффшорных зон: налоги платят предприятия, зарегистрированные в названных республиках, но фактически функционирующие в других регионах. Это является наиболее ярким примером влияния проводимой властями субъектов Федерации налоговой политики на уровень налоговой нагрузки в регионе.
Другой
закономерностью в
Повышенные значения доли налогов в ВРП в Республиках Калмыкия и Алтай и, в меньшей степени, в Ингушетии связаны с функционированием на их территории так называемых оффшорных зон: налоги платят предприятия, зарегистрированные в названных республиках, но фактически функционирующие в других регионах. Это является наиболее ярким примером влияния проводимой властями субъектов Федерации налоговой политики на уровень налоговой нагрузки в регионе.
Другой
закономерностью в
2.4. Структура налоговых поступлений
Рассмотрение
структуры налоговых
Структура налогов по их видам в целом по России в 1999 г. представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура налоговых поступлений в России в 1999 г.
Больше половины всех налоговых поступлений дают всего 2 налога – на добавленную стоимость и прибыль предприятий и организаций. Вместе с подоходным налогом с физических лиц они составляют 65% налоговых доходов. Среди акцизов наиболее велика доля акцизов на природный газ (6,6%) и акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия (2,3%). В платежах за природные ресурсы выделяются платежи за недра (3,9% налоговых поступлений) и земельный налог (1,3%). Среди местных налогов и сборов заметную роль играет лишь налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (5,3%; формально местным является и земельный налог, однако статистикой он относится к платежам за природные ресурсы). Кроме названных 8 налогов, а также приведенных на рис. 2.3 налога на имущество предприятий и налога с продаж, все остальные налоги в России в 1999 г. давали менее 1% налоговых доходов.