Налоговые реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что законодательная база в области исчисления налогов в России до сих пор имеет ряд недостатков. В связи с этим выбранная тема, является весьма актуальной. Можно констатировать, что в настоящее время начался процесс по совершенствованию бюджетной и налоговой систем Российской Федерации. Поэтому проблема формирования комплексного подхода к вопросу регулирования налоговых отношений входит в ряд наиболее актуальных, важнейших и первоочередных задач. В связи с вышесказанным выдвигается цель курсовой работы - разобраться в действующей налоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути её реформирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы налоговых реформ в РФ, их цели, задачи
1.1. Налоговая реформа до 1990 г………………….................................5

1.2. Налоговая система 1999-2009 гг…………………............................7
1.3. Стратегия развития налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………….....................14

2. Роль налоговых реформ в формировании доходов бюджетов
различных уровней

2.1. Cобираемость налогов за 2007 г. по Чувашской
Республике…………………………………………………….............................19
2.2. Cобираемость налогов за 2008 г. по Чувашской
Республике………………………………………………….................................28
2.3. Роль налоговых реформ в формировании доходов
бюджетов различных уровней……………………………….............................38
Заключение..............................................................................................43

Список литературы.....................................................................................45

Работа содержит 1 файл

налоги курсовая.doc

— 83.64 Кб (Скачать)

     Согласно  положению новой главы 23, была введена  единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Уже в 2001—2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов — стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

     Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил  существовавшие ранее взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но, несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер остается пока очень высоким, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Очевидно, что должно быть снижено налоговое бремя по ЕСН или вообще пересмотрена база налогообложения данного налога.

     Глава 21 НК РФ определила новый порядок  исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.

     Серьёзные изменения в рамках налоговой  реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001—2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).

     Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог  на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления.

     Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

     С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.

     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение  в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП.

     В целях совершенствования налогообложения  пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и акциза на нефть.

     Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.

     Отдельным вопросом реформирования налоговой  системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со сторону представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.

     Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема действовала до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Единый  налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых  услуг, розничной торговли и общественного  питания, автотранспортных услуг. Порядок расчета налогооблагаемой базы строится на значении «базовой доходности». С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам. Был также определен новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.

     С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).

     Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социально значимых товаров.

     Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

     Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %).

     На 2004 год в России действовала следующая  законодательно закрепленная система налогов и сборов[2.C.107]:

     Федеральные налоги и сборы: 

     -налог на добавленную стоимость; 

     -акцизы; 

     -налог на прибыль организаций; 

     -налог на доходы физических лиц; 

     -единый социальный налог; 

     -государственная пошлина; 

     -таможенная пошлина; 

     -налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 

     -налог на добычу полезных ископаемых; 

     -платежи за пользование природными ресурсами; 

     -налог на операции с ценными бумагами; 

     -плата за пользование водными объектами; 

     -сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 

     -сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 

     -сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

     Региональные  налоги и сборы: 

     -налог на имущество организаций; 

     -лесной доход; 

     -транспортный налог;

     -налог на игорный бизнес.

     Местные налоги и сборы: 

     -земельный налог; 

     -налог на имущество физических лиц; 

     -налог на рекламу.

     Основные  цели налоговой реформы России:

     -повышение уровня справедливости и нейтральности за счет: 

     -выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков; 

     -отмены неэффективных и негативно воздействующих на экономическую деятельность налогов; 

     -исправления деформаций в определении налоговой базы; 

     -улучшения налогового администрирования;

     -упрощения процедур обжалования действий налоговых органов; 

     -сокращения возможностей уклонения от налогообложения.

     - снижение общего налогового бремени.

     Для этого предполагается: 

     -отменить «оборотные» налоги; 

     -снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда; 

     -вывести из базы налога на прибыль все необходимые для ведения бизнеса расходы; 

     -по мере снижения расходов государства снижать ставку НДС.

     Упрощение налоговой системы за счет: 

     -установления закрытого перечня налогов и сборов; 

     -сокращения их числа; 

     -максимальной унификации налоговых баз, правил исчисления и порядка уплаты налогов.

     На 2004 год в России действовали почти  три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. [15]

     Практика  реформирования системы налогов  и сборов последних лет показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой  системы России. Проблему можно решить лишь принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет, достигнут баланс интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности. 
 
 

    1. Стратегия развития налоговой  системы Российской Федерации
 

     В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы[5.C.76].

     В этих условиях приоритетным направлением является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Информация о работе Налоговые реформы