При
этом важно принять во внимание,
что таможенную деятельность характеризует
чрезвычайная динамичность, что оказывает
немаловажное значение на формирование
и функционирование данной системы
и ее составных частей.
Особенно
это замечание касается развития
нормативно-правовой базы таможенного
дела, его отдельных блоков: например,
развития функций таможенных органов,
порядка перемещения через таможенную
границу РФ товаров и транспортных средств,
государственной службы в таможенных
органах, таможенного оформления и контроля,
таможенных платежей и других направлений
таможенного дела.
2.2
Нормативно-правовая
база таможенных органов
Динамизм
нормативно-правового регулирования
надо всесторонне учитывать, обеспечить
слежение за коррективами таможенного
законодательства в ходе формирования
и функционирования системы таможенных
органов и ее структурных единиц.
В
качестве примера можно привести
такие нормативно-правовые акты, как
Дисциплинарный Устав таможенной службы
РФ, утвержденный Указом Президента РФ
от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному
оформлению и таможенному контролю товаров,
перемещаемых через таможенную границу
РФ физическими лицами и не предназначенных
для производственной или коммерческой
деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января
1999 г. № 38), Инструкцию о порядке заполнения
грузовой таможенной декларации (утвержденную
ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 – и ряд других
нормативно-правовых актов. Только учитывая
весь массив нормативно-правовой базы,
на основании которой действует в настоящее
время система таможенных органов РФ можно
представить себе картину, отражающую
специфику функционирования системы таможенных
органов РФ и ее составных частей.
Прежде
всего в этой связи следует
отметить тот факт, что все звенья
таможенной системы представляют собой
органы федеральной власти. Это обусловлено
тем, что они предназначены для практической
реализации полномочий РФ в области таможенного
регулирования и внешнеэкономических
отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции
РФ) и финансируется за счет средств государственного
федерального бюджета, а так же иных предусмотренных
законодательством РФ источников.
Взаимоотношения
в системе таможенных органов
основываются на принципе сочетания
централизации и децентрализации
– каждый нижестоящий таможенный
орган подчинен вышестоящему. Кроме
того, структура каждого таможенного органа
характерна в целом для органа исполнительной
власти.
2.3
Правовые и организационные
особенности составных
частей системы таможенных
органов РФ
Первый
уровень. Государственный
таможенный комитет
Российской Федерации (ГТК
РФ). Согласно Таможенному Кодексу, это
центральный федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий непосредственное
руководство таможенным делом в Российской
Федерации.
В
системе таможенных органов ГТК РФ является
функциональным, организационным и методическим
центром данной системы, направляет деятельность
всех звеньев, способствуя ее развитию
и укреплению целостности.
ГТК
РФ возглавляет таможенное дело в
России, взаимодействуя с другими
органами исполнительной власти (федеральными,
субъектов РФ и местными), общественными
объединениями; руководствуется Конституцией
РФ, Таможенным кодексом, другими федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента
РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, а также Положением
о ГТК РФ.
Функционирует
либо с опорой на службы центрального
аппарата, либо через непосредственно
и оперативно подчиненные объекты: региональные
таможенные управления, таможни и таможенные
посты, подведомственные лаборатории,
учебные заведения, научно-исследовательские
учреждения, вычислительные центры и др.
Финансируется
из федерального бюджета, а также
из иных предусмотренных законодательством
РФ источников (так, все валютные средства,
поступающие от внеплановых таможенных
доходов и сборов, направляются в
валютный фонд ГТК РФ с целью развития
материально-технической базы и социального
сектора).
ГТК
РФ является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного
герба Российской Федерации и
со своим наименованием, счета (в
том числе валютные) в банках и других
кредитных учреждениях.
Основные
задачи ГТК РФ:
- участие в
разработке таможенной политики РФ и реализация
этой политики с учетом результатов научно-исследовательских
работ по развитию системы, мирового опыта
и опыта международного сотрудничества;
- обеспечение
в пределах своей компетенции экономической
безопасности, защиты хозяйственных интересов
государства, единства его таможенной
территории; внедрение таможенных регуляторов,
ориентированных на приоритеты развития
экономики и планы интеграции России в
мировое хозяйство;
- контроль
за соблюдением законодательства по таможенному
делу и иных актов, исполнение которых
обязаны отслеживать ГТК РФ и нижестоящие
органы.
Основные
функции ГТК РФ:
- подготавливает
проекты, программы совершенствования
таможенного дела, политики и законодательства
в этой сфере, разрабатывает правовой,
экономический и организационный механизмы
совершенствования; внедряет их на ролях
куратора (организатора), координатора
и контролера;
- использует
для вышеназванных целей результаты научно-исследовательских
и опытных работ, в частности выводы, касающиеся
принятия и апробации решений об эффективности
норм ТК и другого законодательства применительно
к конкретным хозяйственным операциям
и товарам;
- участвует
в разработке средств развития экономических
отношений России с мировым сообществом
(международная производственная кооперация,
экспорт-импорт, иностранные инвестиции
и т.д.), контролирует внедрение этих средств;
- участвует
в разработке и организует реализацию
общеэкономической и торговой политики
применительно к товарам и транспорту,
перемещаемым через таможенную границу
РФ;
- обеспечивает
самостоятельно, через нижестоящие структуры
и, при необходимости, совместно с другими
правоохранительными органами защиту
таможенной зоны и объектов инфраструктуры,
охрану общественного порядка, нравственности,
жизни и здоровья человека, животных и
растений, окружающей природной среды,
защиту интересов российских потребителей
ввозимых товаров;
- организует
и координирует борьбу с контрабандой,
иными преступлениями в сфере таможенного
дела;
- обеспечивает
выполнение таможенными органами РФ функций
органов дознания по таким преступлениям
и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность;
- организует
борьбу с нарушениями таможенных правил
и административными правонарушениями,
посягающими на нормальную деятельность
таможенных органов РФ;
- содействует
борьбе с международным терроризмом и
пресечению незаконного вмешательства
в деятельность международной гражданской
авиации;
- контролирует
поступление первичных данных о ситуации
на таможенной территории, организует
их анализ и группировку в качестве исходного
материала: для научно-исследовательских
работ, для ведения Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности, для
общей и специальной таможенной статистики,
представляемой Президенту РФ, Федеральному
Собранию, Правительству РФ, другим властным
органам для информирования государственных
органов, предприятий, учреждений и граждан,
в том числе путем публикации данных в
официальных изданиях и в СМИ;
- принимает
и координирует меры правовой защиты физических
и юридических лиц от ущемляющих их прав
и интересов;
- разрабатывает
проекты международных договоров по таможенным
вопросам, согласует их с другой стороной
и представляет Правительству РФ для заключения,
входит в Правительство с инициативами
о присоединении Российской Федерации
к действующим договорам;
- взаимодействует
с таможенными и иными компетентными органами
иностранных государств;
- руководит
деятельностью таможенных атташе в представительствах
РФ за границей;
- обеспечивает
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации должностных лиц и специалистов
как для подведомственных объектов, так
и для учреждений, предприятий и организаций
других отраслей;
- создает,
финансирует, реорганизует, ликвидирует
региональные таможенные управления и
таможни, лаборатории, вычислительные
центры, базы материально-технического
снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные
и иные предприятия и организации, деятельность
которых способствует решению задач ГТК
РФ;
- издает в
пределах своей компетенции нормативные
акты по таможенному делу, действующие
на всей территории РФ и обязательные
для исполнения всеми государственными
органами, физическими и юридическими
лицами независимо от форм собственности
и подчиненности.
Для
выполнения вышеназванных функций
ГТК РФ наделяется соответствующими
полномочиями, в том числе правом:
- определять
особенности правового регулирования:
таможенных режимов, деятельности таможенных
брокеров и специалистов по таможенному
оформлению;
- ограничивать
или запрещать ввоз определенных категорий
товаров в свободные таможенные зоны либо
хранение их на свободных складах, устанавливать
упрощенный, льготный порядок перемещения
физическими лицами товаров не для коммерческих
целей;
- запрашивать
у государственных органов исполнительной
власти всех уровней, у предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности
и подчиненности, а также у должностных
лиц и граждан документы и сведения, необходимые
для выполнения возложенных на Комитет
функций, получать такие документы и сведения;
выступать в роли государственного заказчика
продукции (работ, услуг);
- образовать
координационные и экспертные советы,
временные творческие коллективы и рабочие
группы по проблемам таможенного дела;
привлекать на договорной основе научные
учреждения, ученых и специалистов, включая
зарубежных к решению этих проблем;
- осуществлять
иные правомочия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Организационная
структура ГТК
РФ. Задачи и функции, т.е. основные направления
деятельности таможенных органов, определяют
внутреннюю структуру ГТК России. Организационная
структура ГТК России состоит из следующих
элементов: 1) руководство ГТК России; 2)
аппарат ГТК России, состоящий из управлений
и отделов.
1)
Среди структурных элементов ведущая
роль принадлежит руководству, в состав
которого входят:
- Председатель
ГТК РФ назначается на должность и освобождается
от нее Президентом РФ, действует на принципах
единоначалия и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных задач и функций.
Осуществляет общее руководство системой
и непосредственно курирует инспекцию
при председателе ГТК, дежурную службу,
работу коллегии ГТК, обеспечивает взаимодействие
с правоохранительными и другими государственными
органами РФ, распределяет обязанности
между своими заместителями и устанавливает
степень их ответственности, подписывает
(утверждает) нормативные акты (в пределах
компетенции ГТК РФ) и организует проверки
их исполнения.
- Заместители
Председателя ГТК РФ по его представлению
назначаются на должность и освобождаются
от нее Правительством. Обязанности между
заместителями распределяются председателем
ГТК. Заместители курируют работу структурных
подразделений Комитета.
- Коллегия
ГТК России. Члены коллегии ГТК России
утверждаются Правительством РФ по предоставлению
председателя ГТК России. Коллегия на
своих регулярно проводимых заседаниях
рассматривает важнейшие вопросы, связанные
с деятельностью ГТК России. На заседаниях
коллегии заслушиваются отчёты руководителей
центрального аппарата ГТК России, других
таможенных органов, подведомственных
предприятий, организаций и учреждений.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами
ГТК России. В случае разногласий между
председателем ГТК России и коллегией
председатель ГТК России проводит в жизнь
своё решение, докладывая о возникших
разногласиях в Правительство РФ.
2)
Структура аппарата ГТК России
предоставлена следующими основными управлениями
и отделами.
- Управление
таможенного контроля (УПК) планирует
работу таможенных органов по осуществлению
таможенного контроля и организует в этих
целях взаимодействие с пограничными
войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными
и другими государственными органами.
- Управление
по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил организует мероприятия
по борьбе с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства.
- Правовое
управление играет роль головного разработчика
нормативных актов ГТК, консультанта и
отчасти координатора других разработчиков.
- Таможенно–тарифное
управление (ТТУ) обеспечивает подготовку
предложений по тарифному регулированию,
приведение этих мер в действие, а также
контролирует исполнение разработанных
мероприятий.
- Управление
федеральных таможенных доходов (УФТД)
отвечает за организацию и контроль полной
и своевременной уплаты экспортно-импортных
пошлин и таможенных сборов, за разработку
концепции, технологии и единой политики
в этой области, а также осуществляет надзор
за декларированием товаров и работой
таможенных органов в свободных экономических
зонах.
- Отдел валютного
контроля (ОВК) руководит деятельностью
подчинённых ему отделов (групп) валютного
контроля и таможенных органов на местах.
- Управление
таможенной статистики и анализа организует
и объединяет деятельность по ведению
таможенными органами таможенной статистики
в соответствии с ТК РФ и иными актами
законодательства РФ по таможенному делу.