Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:40, реферат

Описание работы

Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, элементы и методы налогового планирования
1.2 Характеристика основных этапов налогового планирования на предприятии
1.3 Налоговое планирование в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Элементы и особенности организации налогового планирования на предприятиях
2.2 Анализ эффективности налогового планирования компании на современном этапе в Республике Казахстан
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы налогового планирования в отечественных компаниях
3.2 Тенденции и перспективы совершенствования организации налогового планирования на уровне компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в РК.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

Согласование принципов оценки рисков внутри компании позволяет более  полно учесть интересы бизнеса и  вовлечь органы корпоративного управления в принятие решений по ключевым налоговым  вопросам.

2) Детальная проработка методологии  расчета основных налогов

Для уменьшения рисков неблагоприятной  трактовки налогового законодательства целесообразно разработать детальную  налоговую учетную политику, в  которой необходимо прописать единый подход к спорным моментам налогообложения, например способа ведения раздельного  учета по НДС, выбору момента признания  отдельных видов доходов и  расходов, и пр.

Учетная политика может также служить  инструментом планирования налоговой  нагрузки при грамотном использовании  компанией предоставленных налоговым  законодательством вариантов налогообложения (например, таких как выбор линейного  или нелинейного метода налоговой  амортизации и использование  амортизационной премии).

Учетная политика должна быть унифицирована  для разных компаний группы с тем, чтобы обеспечить единообразие решений  по спорным налоговым вопросам.

3) Четкое определение сферы ответственности  налогового отдела и его места  в организационной структуре  компании

Важно четко определить сферы ответственности  налогового отдела и распределить обязанности  между отделами компании за подготовку налоговой отчетности и выявление и оценку налоговых рисков. Это позволяет повысить ответственность соответствующих отделов/подразделений за «свою» часть процесса и общую эффективность процесса принятия решений, а также устранить широко распространенную «внутреннюю конкуренцию» между отделами. Сделать это можно путем разработки и утверждения в компании «положения о налоговом отделе» или иного аналогичного внутреннего документа.

4) Последовательное применение  единых принципов выявления и  оценки рисков с использованием  инструментов внутреннего контроля

Претворение в жизнь любых стратегических задач и решений невозможно без  эффективного контроля за их выполнением. Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают еще на этапе планирования крупных сделок и принятия ключевых бизнес-решений (таких как реструктуризация бизнеса или начало нового вида деятельности). Эффективным механизмом для выявления таких рисков является включение налогового отдела в процесс согласования крупнейших сделок и бизнес решений. Другим источником налоговых рисков является процесс подготовки налоговой отчетности. Формализация процесса выявления рискованных позиций и операций позволяет эффективно собирать информацию о рисках для ее последующего анализа и принятия решений.

Инструментами системы внутреннего  контроля (СВК) по налогам могут являться:

  • Внутренние регламенты, методологические указания и формализованные процедуры расчета налогов;
  • Должностные инструкции;
  • Система ключевых показателей (KPI) для оценки работы сотрудников, задействованных в расчете налогов и оценке налоговых рисков, и налогового отдела в целом, которая является необходимым звеном, мотивирующим сотрудников исполнять принятые в компании политики и процедуры;
  • Автоматизированные контроли в учетных системах и пр.

5) Регулярная отчетность по налоговым  вопросам перед высшим руководством  компании

Высшее руководство и аудиторский  комитет любой компании должен быть осведомлен о ключевых налоговых  рисках и прочих решениях в области  налогов, которые могут существенно  повлиять на бизнес компании, и при  необходимости вовлечен в процесс  принятия или одобрения таких  решений.

Конкретный формат, который принимает  система управления налоговыми рисками  для разных компаний, может отличаться в зависимости от особенностей корпоративной  культуры конкретной компании. Большинство  компаний реализуют такую систему  за счет большей формализации принципов  и методов управления рисков (через  внутренние приказы, политики, процедуры, регламенты и пр.) и ужесточения  требований к документации системы  внутреннего контроля. Некоторые  компании делают акцент на централизации  методологических функций и повышении  общей квалификации налоговых специалистов компании через внедрение регулярных процедур профессиональной квалификации и программ повышения квалификации. Во многих международных и некоторых  компаниях общие принципы в области  налогообложения формализованы  в «налоговой стратегии», которая  согласована с высшим руководством (совет директоров, аудиторский комитет, исполнительный орган) и утверждена приказом по компании в качестве корпоративной  политики. Независимо от способа реализации, важно, чтобы ключевые принципы системы управления налоговыми рисками работали на практике в условиях конкретной компании.

Размер налоговых обязательств значительно влияет как на объем  чистой прибыли, так и на денежные потоки компаний. Поэтому эффективное  управление налоговыми рисками и  обязательствами может стать  одним из существенных источников повышения  эффективности бизнеса и дополнительной ликвидности, которые так необходимы сегодня компаниям в условиях кризиса. Можно выделить два основных направления работы налоговых функций, которые могут принести ощутимую практическую пользу бизнесу:

  • Идентификация и снижение существующих налоговых рисков;
  • Устранение налоговой неэффективности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном материале раскрыта тема «налоговое планирование». Налоговое  планирование практикуется у зарубежных инвесторов. В Республике Казахстан  на поэтапном переходе к рыночной экономике, данное планирование не может  осуществляться так же, как у зарубежных инвесторов. В дальнейшем необходимо, чтобы экономика Казахстана провела  работу в данном направлении. Для  этого необходимо: определить работу существующих предприятий и организаций  в двух направлениях: прогрессивное  налогообложение, регрессивное налогообложение.

Прогрессивное налогообложение - если предприятие имеет высокий коэффициент  ликвидности, то необходимо ввести высокую  ставку на налоги, с учетом контроля в дальнейшем за данным предприятием.

Регрессивное налогообложение - если предприятие имеет не высокую  степень коэффициента ликвидности, то необходимо предоставить льготы на определенное время по тем или  иным налогам.

Ввиду этого, с учетом особенностей нашей экономики, необходимо планировать  налоги с последующим поступлением в государственный бюджет Республики Казахстан.

Таким образом, рассмотрев тему «налоговое планирование», можно сделать основные выводы по теме:

1. Налоговое планирование - это  действия по оптимизации и  минимизации налоговых выплат  компании в рамках существующего  законодательства.

2. Основными элементами налогового  планирования являются: состояние  бухгалтерского и налогового  учета, учетная политика, налоговые  льготы, организация сделок, налоговый  контроль, налоговый календарь, стратегия  оптимального управления и план  реализации этой стратегии, льготные  режимы налогообложения, имитационные  финансовые модели, отчетно-аналитическая  деятельность налогового менеджмента.

3. Налоговое планирование осуществляется  в семь этапов, согласуемых с  основным финансовым планом компании.

4. Методологически построение системы  налогового планирования начинается  с определения стратегических  целей предприятия в области  налогообложения. Далее в соответствии  с поставленными стратегическими  установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости  и успешности выбранных в качестве  стратегических ориентиров нормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структура  процесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализации стратегических целей налогового планирования, как было выявлено в результате исследования, является проектная структура управления налоговыми потоками, ибо она позволяет соединить элементы линейно-функциональной организационной структуры, в рамках которой происходит на практике процесс бюджетирования, и индивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля, требующий применения знаний и навыков специалистов различного профиля, начиная с работников финансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб и заканчивая маркетологами и аудиторами.

5. Успешность построения организационной  структуры не в последнюю очередь  зависит от наличия отлаженного,  рационально организованного документооборота, а также четкого определения  должностных обязанностей специалистов, занятых в процессе налогового  планирования. Последнему отводится  значительное место, ибо конкретизация  трудового статуса работников -- непременное условие успеха организации любой сферы производственной деятельности.

6. Распределение должностных обязанностей  налоговых специалистов, равно как  и корреспонденция связей между  подразделениями предприятия по  поводу налогового планирования, осуществляется на основе матрицы  принятия управленческих решений,  пример которой приведен в  третьей главе настоящей работе.

7. Организация налогового планирования  требует, помимо всего прочего,  наличия определенных ресурсов, финансовых, материально-технических,  интеллектуальных, объем и перечень  которых применительно к отдельным  мероприятиям налогового планирования  закрепляются в налоговом плане  предприятия.

8. Реализация и контроль закрепленных  в налоговом плане мероприятий  и показателей производится, в  том числе, и с использованием  электронно-вычислительной техники  и автоматизированных комплексов.

Таким образом, налоговое планирование на предприятии представляет собой  комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года

Закон Республики Казахстан «Об  индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г.

Указ Президента РК от 6 марта 1997г. «О мерах по усилению государственной  поддержке и активизации развития малого предпринимательства»

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов  В.П. Основы налоговой системы: Учебник  для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 511 с.

Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 495 с.

Агеева О.А. Учетная политика предприятия  как элемент налогового планирования// Налоговое планирование, № 3 2008, с. 5.

Вареха Ю.М. Совершенствование системы налогообложения// Аудит и финансовый анализ, № 3 2008, с. 98-101.

Горбунов А. Hалоговое планирование и снижение финансовых потерь. -- М.: Анкил, 2002.

Гуськов С. Налоги в экономике предприятий -- М.: Дашков и Ко, 2001.

Денисенко В. Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. № 29, 18 июля 2006, с. 6.

Кац И. Система внутрифирменного планирования// «Проблемы Теории и Практики Управления», № 4 1999.

Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. -- М.: АиН, 2005.

Павленко Н. Налоговое планирование // Эпиграф, № 7, март 2003.

Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. -- СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во «Полиус», 2005.

Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. -- М., 2004.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов  В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Д.Г. Черника. -- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.

Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста// ЭКО № 5, 2003, с. 53.

Черник Д.Г., Морозов В.П., Лобанов  А.В. Технология налогового контроля// Налоговый вестник, № 5, 6 2008

Фокин Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения// Экономист, № 10 2002, с. 52.

Саладзе В.Г. К чему приводит снижение налоговых платежей? // Налоговый вестник, № 1 2009, с. 108.

Мельник Д.Ю., Сосновский С.Н. Налоговое  планирование: международные аспекты// Налоговый вестник, № 6 2008, с. 103.

Мельник Д. Налоговый менеджмент -- М.: Финансы и статистика, 2009.

Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы// Консультант, № 22, 2009 г.

Найденов Е. Практическая технология гашения налоговой задолженности// Деловой визит № 11 2008, с. 28.

Окладников Д. Рационализация учетной  политики// «Проблемы Теории и Практики Управления», № 5 2007.

Гайдар Е. Тактика реформ и уровень  государственной нагрузки на экономику// Вопросы экономики, № 4, 2007, с. 4.

Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист, № 4, 2007, с. 69.

Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2005, Internet-версия.

Воловик Е. Налоговое обозрение / Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2009. - № 16.

 


Информация о работе Налоговое планирование