Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:40, реферат
Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.
ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, элементы и методы налогового планирования
1.2 Характеристика основных этапов налогового планирования на предприятии
1.3 Налоговое планирование в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Элементы и особенности организации налогового планирования на предприятиях
2.2 Анализ эффективности налогового планирования компании на современном этапе в Республике Казахстан
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы налогового планирования в отечественных компаниях
3.2 Тенденции и перспективы совершенствования организации налогового планирования на уровне компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
С другой стороны, в условиях
бурного экономического роста в
Казахстане в последние годы вопросы
эффективности ведения бизнеса,
в том числе эффективности
налогообложения, не являлись приоритетными
для большинства компаний. Но с
изменением экономической ситуации
можно ожидать повышения
Особого внимания заслуживает
связь системы налогообложения
МСБ с пенсионным обеспечением предпринимателей
этой сферы экономики и их наемных
работников. Исследования показали, что
общие схемы пенсионного
Малый и средний бизнес
во многих странах мира рассматриваются
как особые объекты, заслуживающие
в силу своей роли в экономике
специальных систем (или режимов)
налогообложения. Отличия от общего
режима налогообложения, принятого
в национальной экономике, могут
прослеживаться по всем упомянутым компонентам:
основанию налога, его ставке и
характеру администрирования. При
этом часто встречающиеся в
Однако, несмотря на достаточно ясные плюсы тщательного выбора оптимального и экономного варианта «налогового поведения», компания может столкнуться с определенными трудностями.
Так, сложно выявить грань
между законными способами и
методами экономии налоговых расходов
и уклонением от уплаты налогов. Между
эффективным использованием схем, предложенных
законом, и использованием мнимых или
притворных сделок. Ведь в том и
другом случае действия компаний формально
соответствуют требованиям
Сейчас эта проблема очень актуальна. Ведь налоговые ораны, пользуясь формулировками судебных решений, признают, что любой, кто что-то не заплатил, нарушил пределы, установленные законом, и должен понести ответственность.
Однако этим все проблемы не заканчиваются. Есть еще и чисто «технические» сложности для процесса планирования каких-то действий налоговых отношений:
1. Слабое развитие налогового законодательства (слишком много неясностей и пробелов). С одной стороны, если есть пробел или спорное толкование, этим как раз и можно воспользоваться. Но с учетом риска, что пробел закроют не в пользу вашего варианта поведения.
2. Очень большой объем законодательства для анализа.
3. Частые изменения, что
также затрудняет планирование.
Схему действия приходится
4. Неоднозначность в изменении налоговой практики - очень сложно предугадать, куда повернет.
5. Несогласованность позиций налоговых органов (например, позиции по уплате налога на имущество для лизинговых компании по отношению к имуществу, которое передано в лизинг).
6. Недолговечность налоговых льгот.
7. У многих органов
есть контрольные функции, но
нет единства подходов. А профессионализм
страдает. К тому же плохо прописан
сам процесс вынесения решений.
Все эти факторы делают достаточно затруднительным планирование на долгое время. Вернее, делают самым важным в планировании постоянное отслеживание ситуации и корректировку. А для этого нужны отдельные люди. К тому же будет трудно на практике постоянно менять курс компании. Более продуманным на этом фоне выглядит планирование поведения для отдельной сделки. Хотя, несомненно, пытаться стоит - ведь в любом случае лучше иметь несовершенный план действий, чем действовать наобум.
В принципе можно сказать, что действующие законы вполне позволяют выбрать ту систему уплаты налогов, те виды и место деятельности копании, которые наиболее оптимальны.
В условиях кризиса незапланированный отток денежных средств на погашение налоговых претензий или арест счетов налоговыми органами может привести к прекращению бизнеса. Снижение и предотвращение налоговых рисков позволит не только предотвратить потери денежных средств, но и увеличить чистую прибыль за счет уменьшения размера налоговых резервов, признанных в финансовой отчетности.
Сегодня большинство казахстанских
компаний недостаточно эффективно работают
над снижением налоговых
Зачастую после предъявления налоговых претензий избежать рисков не поможет даже высококвалифицированный налоговый юрист, особенно в случае, если риск обусловлен ошибками или недоработками в документации, формулировками договоров и прочими факторами, которые невозможно исправить после предъявления претензий.
И хотя над теми, кто занимается налоговым планированием, незримо навис домоклов меч - использование судами абстрактных понятий «недобросовестность» и «разумность», отказываться от законных методов оптимизации не стоит. Нужно всего лишь провести тщательную проверку разработанных методов и схем деятельности (если позволяют средства - с привлечением специалистов в этом направлении).
Смысл налогового планирования - это работа на опережение.
3.2 Тенденции и
перспективы совершенствования
организации налогового
Как показывает практика крупнейших
зарубежных компаний, развитие принципов
управления налоговыми рисками и
обязательствами требует
По мере усиления международной
интеграции казахстанских компаний
и их выхода на международные рынки
капитала мы ожидаем дальнейшую трансформацию
налоговых функции
Как показывает практика, большинству
компаний предстоит еще пройти большой
путь для построения эффективной
налоговой функции в
Другим направлением работы налоговой функции, актуальным для бизнеса в условиях кризиса, может стать повышение общей эффективности налогообложения компании.
Основная проблема в определении
понятия «налоговой эффективности»
состоит в определении границы
между «эффективностью
«Оптимизация совокупного
Наиболее доступными признаками, свидетельствующими
о возможности повышения
1. Эффективная ставка КПН;
2. Большая сумма невычитаемых расходов для целей КПН;
3. Низкая оборачиваемость и
4. Наличие налоговых убытков
в отдельных компаниях группы
при налоговой прибыли в
Анализ причин налоговой неэффективности
может выявить значительные резервы
повышения эффективности
В большинстве случаев наиболее очевидными причинами неэффективности налогообложения является излишний консерватизм исполнителей, отвечающих за расчет налогов. Консерватизм может являться следствием отсутствия единого подхода в компании к оценке налоговых рисков одновременно с недостаточной мотивацией для повышения налоговой эффективности, что приводит к принятию исполнителями наиболее консервативных с точки зрения риска решений.
Другой наиболее распространенной
причиной налоговой неэффективности
является недостаточная работа с
первичными документами. Зачастую бухгалтер
предпочитает не вычитать расход для
налога на прибыль и НДС из-за
недостатков в первичных
Ценой налоговой неэффективности могут являться миллионы тенге переплаченных налогов, длительное «замораживание» денежных средств в невозмещенном НДС и отложенных налоговых активах и, как следствие, значительное снижение финансовых показателей компании.
Однако, как показывает практика, зачастую налоговая неэффективность не может быть устранена простыми методами, поскольку является следствием комплекса недостатков в управлении налоговыми обязательствами - таких как недостаточная автоматизация, низкая квалификация или нехватка персонала, неэффективная организация налогового отдела, отсутствие мотивации и пр. Поэтому для эффективного управления налоговыми рисками и устранения налоговой неэффективности необходим системный подход к построению системы управления налоговыми обязательствами в компании. Такая система должна позволять осуществлять «активное» управление налоговыми рисками (т.е. своевременно выявлять и устранять риски до появления их в актах налоговой проверки), а также выявлять и устранять источники налоговой эффективности. Как показывает практика крупнейших компаний, подобная система должна базироваться на следующих основных принципах:
1) Разработка единых критериев оценки налоговых рисков
Понятие «налогового риска» и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев. соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут). Распространенный в казахстанских компаниях подход к оценке налоговых рисков исходя из факторов соответствия/несоответствия позиции налоговых органов и вероятности обнаружения (найдут/не найдут) в большинстве случаев не удовлетворяет внутренним потребностям организации.
Такой подход часто не соответствует
принципам оценки налоговых рисков
для целей составления
Для обеспечения единообразия оценки
налоговых рисков необходимо разработать
и согласовать с
Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов) при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.
Также целесообразно включить в состав налоговых рисков риск неэффективности налогообложения, что позволяет создать необходимую мотивацию для отслеживания налоговой эффективности принимаемых бизнес - решений в компании.