Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:40, реферат

Описание работы

Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, элементы и методы налогового планирования
1.2 Характеристика основных этапов налогового планирования на предприятии
1.3 Налоговое планирование в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Элементы и особенности организации налогового планирования на предприятиях
2.2 Анализ эффективности налогового планирования компании на современном этапе в Республике Казахстан
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы налогового планирования в отечественных компаниях
3.2 Тенденции и перспективы совершенствования организации налогового планирования на уровне компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в РК.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки  зрения места расположения производств  и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов, организационно-правовых форм данных подразделений, а в условиях транснациональных  компаний - выбор оптимальной юрисдикции базовой компании и ее месторасположении.

Третий этап -- выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить  во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает  формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа  налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования  по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с  учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений  предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с  составления журнала типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета. Затем выполняется  анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными  санкциями.

Седьмой этап непосредственно  связан с организацией надежного  учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Знание налогов -- точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых  законов - своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых  органах -- отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых  проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с  налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой  задолженности, представление предприятия  в судебных органах по делам о  налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация -- планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

В ряде стран сложились  специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие  также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое  «антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Меры административного  воздействия выражаются в том, что  налоговые органы вправе требовать  своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых  документов и объяснений, обследовать  помещения. Они могут проводить  проверки и принимать решения  о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание  по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания  сделок не соответствующими требованиям  законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или  незаконного обхода налогов. К ним  относятся доктрина «существо над  формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные  органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом  законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение  налогового планирования заключается  в том, что налогоплательщик имеет  право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном  случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство  и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».

 

 

 

 

 

 

1.3 Налоговое планирование  в зарубежных странах

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. Действительно, в условиях высоких  налоговых ставок неправильный или  недостаточный учет налогового фактора  может привести к весьма неблагоприятным  финансовым последствиям или даже вызвать, банкротство предприятия. В то же время правильное использование  предусмотренных налоговым законодательством  льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширенной деятельности, новых  инвестиций за счет экономии на налогах  или даже за счет возврата налоговых  платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться на размер налоговых ставок. Напротив, размеры  налоговых ставок с точки зрения обложения коммерческой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе  было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов  компании продолжают действовать в  странах с уровнем корпорационного  налога 40--50% и не перебираются в так  называемые "налоговые гавани" (налоговые убежища), где ставки налога 2--5% или он вовсе не применяется. На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20--25%, а компании, применяющие планирование в международном масштабе, -- не свыше 10--15%. И эти ставки уже сравнимы, как мы видим, с уровнем налогообложения в странах -- налоговых гаванях. Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и налоговыми гаванями далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях те и другие играют на равных.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой  деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих  или контролирующих деятельность в  других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения  может оказаться не менее выгодным, чем в стране -- налоговой гавани. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может иногда длиться годами, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налога на 7--8 лет равносильна полному освобождению от налога. Кроме того, компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными налоговыми соглашениями. Страны -- налоговые гавани таких соглашений обычно не имеют.

Сущность налогового планирования в странах Запада состоит в  общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые  законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих  налоговых обязательств. Кроме того, необходимость налогового планирования обусловлена наличием в налоговом  праве западных стран весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной  точностью не определены либо допускают  их неоднозначное толкование. В этой сфере выбор наиболее "налогоэкономных" путей требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговых властей и нередко вступления в прямой контакт с налоговой администрацией с целью получения ее предварительной санкции на те или иные действия.

За пределами этих легальных  сфер налогового планирования находится  область противозаконного уклонения  от налогов, т.е. злоупотреблений и  различного рода махинаций, рассматриваемых  законодательством как налоговые  преступления. Границы такого уклонения  от налогов весьма неопределенны  и различаются по странам. Так, если в некоторых странах определенные злоупотребления считаются преступлениями, то в других они могут квалифицироваться  как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Бизнес активно  использует и возможности нелегального уклонения от налогов, однако и здесь  преимущественные позиции принадлежат  крупнейшим международным монополиям, которым характер их деятельности позволяет  практиковать налоговые злоупотребления  и махинации в наиболее скрытой  и недоступной для расследования  налоговыми властями форме.

Разумеется, экономия на налогах - не самая главная задача предприятия. В обычных условиях предприятие просто рассматривает налоги как некоторый внешний фактор, который, не принося предприятию никакой видимой пользы, силой закона лишает его части дохода (к примеру, как фактор холодного климата, который требует расходов на отопление производственных помещений, без чего невозможна нормальная деятельность предприятия).

Если налоги грозят поглотить  весь доход предпринимателя, он для  спасения предприятия вынужден принимать  меры. В этом случае минимизация  налогов становится для него главной  задачей, которую необходимо решить для выживания предприятия. Разумеется, предприниматель не может уволить  государство, но он может заменить его, перебравшись в другую страну. Но это -- крайнее решение, и оно требует значительных затрат, поэтому вначале предприниматель пытается сделать все возможное с целью снижения своих налоговых платежей.

В американской доктрине выделяются три основных способа избежания        налогов: перемещение доходов, отсрочка уплаты налогов и арбитраж среди   различных ставок, покоторым облагаются налогом доходы от капитала.         В следующих трёх разделах последовательно обсуждаются эти вопросы.

Отсрочка уплаты налогов. Если у вас доход находится в свободно конвертируемой валюте, допустим в долларах США, то сегодня доллар стоит дороже   доллара в сведущемгоду. Соответственно если некто имеет выбор, то лучше отложить уплату налогов. Существует несколько основных методов такой     отсрочки.

Бухгалтерские уловки. Есть много бухгалтерских способов отсрочить             констатацию получения дохода. Например, один из путей оттянуть уплату налога   на прибыль от приростакапитала при продаже актива заключается в     отсрочке даты совершения сделки. Когда отдельное лицо покупает дом или   любой     иной крупный актив, продавец часто ссужаетпокупатель некоторую сумму        денег для оплаты части стоимости покупки, которую последний  оплачивает в течение нескольких лет. Когда же фактически происходит         продажа актива и, следовательно, когда продавец должен платить налог на    прибыль от прироста капитала? Происходит ли это тогда, когда покупатель   уже «контролирует»   актив, илиже тогда, когда он окончательно выплатил   всю ссуду? Ответ зависит, по крайней мере, частично, от того, как вы             совершаете продажу. Если объект продажи не переходит вруки покупателя   до тех    пор,    пока им не получены все фонды, тогда последние выплаты     могут быть  рассмотрены скорее как часть покупной цены, чем долговые       платежи. Вэтом случае продавец имеет возможность отложить уплату налога на прибыль от прироста капитала, (такие сделки называются покупкой в рассрочку).

Прибыль на прирост капитала. Прибыль от прироста рыночной стоимости     актива, как мы уже наблюдали, облагается налогом только после реализации, которая имеет местотолько после продажи актива. Если некто покупает        актив, стоимость которого растёт, то он может отсрочить уплату налогов, не продавая этот актив. Если он захочет  продатьчасть актива с целью покупки, скажем, потребительских товаров, возможно, будет лучше занять, используя актив в качестве залога. Этот метод имеет преимущества и             вдальнейшем: если кто-то откладывает продажу вплоть до своей смерти, в этом случае не уплачивается никакой налог на прибыль от прироста капитала (даже наследниками).

Информация о работе Налоговое планирование