Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:40, реферат

Описание работы

Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, элементы и методы налогового планирования
1.2 Характеристика основных этапов налогового планирования на предприятии
1.3 Налоговое планирование в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Элементы и особенности организации налогового планирования на предприятиях
2.2 Анализ эффективности налогового планирования компании на современном этапе в Республике Казахстан
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы налогового планирования в отечественных компаниях
3.2 Тенденции и перспективы совершенствования организации налогового планирования на уровне компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в РК.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

1. Выбор места нахождения  юридического лица.

При выборе местонахождения  юридического лица довольно интересные возможности открывают свободные  экономические зоны, где предусмотрен льготный режим налогообложения.

Так, налогооблагаемый доход  юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, подлежит облажению подоходным налогом по ставке 20 % при обычной ставке 30 %.

Кроме того, на территории СЭЗ  действует режим свободной таможенной зоны. Обороты по реализации товаров, не зависимо от страны их происхождения, вывозимых с территории Р.К. на территорию СЭЗ и заявленных для последующего экспорта за СНГ, освобождаются от уплаты акцизов и облагаются налогом  на добавленную стоимость по нулевой  ставке

Обложение по нулевой ставке означает начисление сумм налога на добавленную  стоимость в размере равном нулю. Налогоплательщик, реализующий товары по нулевой ставке, имеет право  на зачет (уменьшение платежей в бюджет) или возмещение из бюджета сумм налога по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам или услугам, используемым в предпринимательской  деятельности.

При импорте сырья, материалов, комплектующихся из-за пределов Р.К. на территорию СЭЗ, их переработке и  экспорте готовой продукции за пределы  СНГ налог на добавленную стоимость  и акцизы не надо платить ни при  экспорте , ни при импорте.

2. Выбор организационно - правовой формы осуществления  предпринимательской деятельности.

С принятием Закона от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве», подкрепленного указом Президента Р.К. от 6 марта 1997г. «О мерах по усилению государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства», предпринимательскую деятельность практически на одинаковых основаниях можно осуществлять как через юридическое лицо, так и от имени физического лица - индивидуального предпринимателя, в собственности или в аренде которого может находиться любое имущество, включая предприятия как имущественный комплекс. Однако в отличие от юридического лица, который платит подоходный налог по ставке 30% от налогооблагаемого дохода, индивидуальный предприниматель вправе платить подоходный налог на основе налогового патента.

К тому же предприниматели - физические лица не являются плательщиками  отчислений пользователей автомобильных  дорог в Дорожный фонд. Поэтому  есть смысл сопоставить размер подлежащих к уплате налогов в случае, когда  определенная предпринимательская  деятельность будет осуществляться от имени одного индивидуального  предпринимателя, уплатившего налог  на основе налогового патента. С точки  зрения ныне существующих размеров платы  за патент, в большинстве случаев  размер этой платы будет гораздо  ниже размера подлежащего уплате юридическим лицом налога.

Или другой пример. Некоммерческие организации освобождаются от уплаты подоходного налога. При этом они  могут заниматься предпринимательской  деятельностью. Правда, Указ о налогах  предусматривает, что доходы от такой  деятельности подлежат налогообложению. Между тем, основное отличие коммерческих организаций от некоммерческих заключается  в том, первые преследуют извлечение дохода в качестве основной цели своей  деятельности, вторые- не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют чистый доход между участниками. В этом же заключается отличие предпринимательской деятельности от непредпринимательской. Как экономическая категория, «чистый доход» представляет собой доход (валовую выручку), оставшийся после производства предусмотренных налоговым законодательством вычетов и уплаченных налогов. Заработная плата входит в состав вычетов, и ее выплата не рассматривается как способ распределения чистого дохода и вообще не является свидетельством того, что деятельность, приносящая доход, относится к предпринимательской деятельности. Надо так же отметить, что соотношение между некоммерческой деятельностью и разрешенной уставом предпринимательской деятельностью не выступает каким либо критерием для признания или напротив, непризнания юридического лица некоммерческой организацией. Поэтому, если, скажем, товарищество с ограниченной ответственностью (коммерческая организация) реорганизуется в некоммерческую организацию в виде общественного фонда, имеющего благородную цель в виде бесплатного ремонта квартир детей-сирот, то эта организация может осуществлять туже самую строительную деятельность, которой занималось в виде ТОО. Разумеется, надо будет отремонтировать пару другую квартир детей-сирот. Однако понесенные при этом издержки наверняка будут компенсированы той выгодой, которое получит данное лицо от осуществления своей деятельности в форме некоммерческой организации. К тому же общество получит реальную материальную поддержку в виде бесплатно отремонтированных квартир, принадлежащих социально уязвимым членам.

 

3. Использование налоговых  льгот.

Посредством льгот государство освобождая налогоплательщика полностью или частично от уплаты налогов, решает самые разнообразные задачи: социальные, экономические, политические. В результате, пользование налогами не только вполне легитимная вещь, но и отвечает интересам государства. И в данном случае задача налогового планирования заключается в том, чтобы ввести налогоплательщика в то состояние, которое соответствовало бы признакам льготируемого субъекта.

Так, совокупный годовой  доход производственной организации, в которой инвалиды составляют не менее 30% от общего числа их работников, дополнительно уменьшается на 2-кратную  сумму расходов по оплате труда инвалидов, на государственное социальное страхование  и в государственный фонд содействия, касающихся инвалидов. Поэтому, если, скажем, производственный кооператив состоит  из двух человек (а именно такое количество его членов определено законодательством  в качестве минимального), один из которых  является инвалидом, а остальные  работают в качестве наемных работников, то такой кооператив вполне подходит под признаки льготируемого субъекта.

4. Размещение доходов  налогоплательщика.

От того, как налогоплательщик распорядится полученным доходом, во многом зависит размер подлежащего к  уплате налога, поскольку конструкция  подоходного налога, используемого  в Казахстане, такова, что объектом облажения выступает не сам доход, именуемый «совокупный годовой доход», куда включаются денежные и другие средства за реализованный товар (работы, услуги), полученные (подлежащие к получению) налогоплательщиком, а так называемый «налогооблагаемый доход», который определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами.

Следовательно, для того чтобы уменьшить размер уплачиваемого  налога, надо либо уменьшить получаемый доход, либо увеличить расходы, относящиеся  к вычетам. Первый путь явно бесперспективен, поскольку смыслом любой предпринимательской  деятельности является получение дохода. При этом мы не касаемся темы о том, что в силу высокого уровня налогообложения  заниматься предпринимательской деятельностью  вообще бессмысленно, т.к. весь доход  изымается посредством налога.

Первое, на что следует  обратить внимание, так это на элементарное использование тех возможностей, которые представлены налоговым  законодательством. Между тем приходится констатировать, что в силу низкой квалификации своих работников.

Ответственных за ведение  объекта налогообложения и исчисление размера налога, налогоплательщик переплачивает  налоги, в результате того, что, не произведя  всех установленных законом вычетов, завышает сумму налогооблагаемого  дохода. Здесь в первую очередь  следует обратить внимание вычеты, связанные с амортизацией, с использованием категории «нематериальные активы», корректировки на инфляцию, индексации основных фондов, приобретение технологического оборудования, категория, заметим, запутанная, но вполне понятная для понимания  ввиду сложности и запутанности текстов Указа о налогах и  соответствующих инструкций. И это  приводит к тому, что бухгалтера налогоплательщика просто-напросто не понимают, как обсчитать размеры  этих вычетов и как вообще их производить.

Есть и специальные  способы осуществления таких  расходов, которые можно отнести  к вычетам, и которые благоприятно сказываются не только на режиме налогообложения, но и на хозяйственной деятельности в целом. Здесь можно упомянуть  о заемных операциях, совершении банковских операций и особенно страхования, где суммы страховых платежей относятся к вычетам, а полученное страховое возмещение не входит в состав доходов.

Например, согласно Налоговому кодексу РК при исчислении налогооблагаемой базы из дохода вычитаются суммы по полученным кредитам.  Допустим, АО имеет 2 способа привлечения капитала:

1. Выпуск акций - при  распределении доходов следует  выплачивать дивиденды по 20%;

2. Оформить кредит под  20% годовых.

Таблица 1 - Пример распределения  и исчисления налоговых преференций  по КПН исходя из способа привлечения  капитала.

 

Действия

Вариант 1, Тыс. тг.

 Вариант 2, Тыс. тг.

 

1

Выпуск акций

4000,0

-

 

2

Кредит

-

4000,0

 

3

Дивиденды

800,0

-

 

4

Вознаграждения банку

-

800,0

 

5

СГД

10000,0

10000,0

 

6

Вычеты

4000,0

4800,0

 

7

Налогооблагаемый доход

6000,0

5200,0

 

8

Ставка КПН

20%

20%

 

9

КПН

1200,0

1040,0

 
         

Таким нехитрым образом отнесения  расходов по привлечению капитала можно  сократить налоговые выплаты  в бюджет на сумму 160000 тенге.

В заключении отметим, что  налоговое планирование представляет собой законную минимизацию налогов  и поэтому не формирует состава  налогового правонарушения, т.е. представляет собой правомерные действия налогоплательщика. Поэтому оно не подлежит осуждению ни с юридических, ни с моральных позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ эффективности  налогового планирования компании  на современном этапе в Республике  Казахстан

Заключительным этапом налогового планирования является расчет эффективности  предполагаемой оптимизации с учетом издержек на его осуществление.

Исполняя налоговые  обязанности, налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном действующим законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик в целях получения различных налоговых преимуществ и послаблений, а также уменьшения размера подлежащих уплате налогов и сборов может предпринять и целенаправленные действия, направленные на получение налоговых льгот, т.е. добиться для себя приемлемых условий налогообложения.

Уменьшение размера налоговых  обязанностей посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование  всех предоставленных законодательством  льгот, налоговых освобождений и  других законных способов и приемов  принято именовать налоговой  оптимизацией. В данном случае налоговые  платежи сводятся к минимуму (или, скорее, к оптимуму) на законных основаниях, в отличие от уклонения от уплаты налогов, совершаемого с применением  незаконных методов и схем.

Текущая налоговая оптимизация  предполагает применение некоторой  совокупности методов, позволяющих  снижать налоговое бремя для  налогоплательщика в каждом конкретном случае. Перспективная налоговая  оптимизация основывается на применении таких приемов и способов, которые  уменьшают налоговое бремя налогоплательщика  в процессе его деятельности, имея долговременный характер и учитывая возможные изменения как внешних так и внутренних, влияющих на уровень налогообложения, факторов.

Методы налоговой оптимизации  основываются на использовании особенностей налогообложения предусматриваемых  в отношении определенных объектов налогообложения, в отношении определенных субъектов налогообложения и  в отношении определенных видов  деятельности субъектов налогообложения, действующих на отдельных территориях.

Метод уменьшения (или изменения) объекта налогообложения имеет  целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению или  замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в  целях налоговой оптимизации  такой организационно-правовой формы  ведения бизнеса, в отношении  которой действует более благоприятный  режим налогообложения.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход  на осуществление таких видов  деятельности, которые облагаются налогом  в меньшей степени, по сравнению  с теми, которые осуществлялись.

Информация о работе Налоговое планирование