Налоговое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:40, реферат

Описание работы

Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, элементы и методы налогового планирования
1.2 Характеристика основных этапов налогового планирования на предприятии
1.3 Налоговое планирование в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Элементы и особенности организации налогового планирования на предприятиях
2.2 Анализ эффективности налогового планирования компании на современном этапе в Республике Казахстан
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы налогового планирования в отечественных компаниях
3.2 Тенденции и перспективы совершенствования организации налогового планирования на уровне компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в РК.docx

— 89.18 Кб (Скачать)

Примером использования  этого метода может служить превращение  торговой организации в торгового  агента или комиссионера, работающего  по "чужому" поручению с "чужим" товаром за определенное вознаграждение.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации  в государстве, предоставляющем  при определенных условиях льготное налогообложение.

Комплексное и целенаправленное использование перечисленных методов  налоговой оптимизации для получения  максимального экономического эффекта  и называется налоговым планированием. Использование этих методов в  сочетании с заменой налоговой  юрисдикции представляет собой широко используемое в мире международное  налоговое планирование. Причем налоговое  планирование может с успехом  применяться как организациями, так и физическими лицами.

Налоговая оптимизация является зависимым от финансового планирования действием на предприятии, и характеризует  величину предприятия и величину его налоговых отчислений в бюджет. Само собой, налоговое планирование, как и финансовое планирование и прогнозирование, зависит от масштабов предприятия: если величина отчислений в бюджет не превышает 15% - в налоговом планировании нет необходимости, так как финансовое положение фирмы является нормальным и уменьшение налоговых выплат пожжет повлечь ненужные финансовые проверки со стороны налоговых органов. Если же налоговое планирование в общей сумме доходов предприятия составляет более 50%, в налоговом планировании так же нет необходимости, так как предприятию легче перейти в другую сферу деятельности, либо каким-то другим образом повысить эффективность своей деятельности. 

Помимо представленных выше методов налоговой оптимизации эффективность налогового планирования в компании определяется расчетным путем.

Как известно, налоговое  планирование осуществляется в несколько  этапов. По такому же принципу приоритетности можно подразделять и оценку эффективности налогового планирования и бюджетирования (составления сметы затрат по налоговым выплатам и отчислениям в бюджет).

На первом этапе оценки эффективности налоговой оптимизации  осуществляется систематизация информации о налоговых платежах за предыдущий период, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых условиях налогообложения. Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки организации - отношения сумм начисленных организации и уплаченных (если не полностью уплачены по причине недостаточности денежных средств, то и по уплаченным добавляется сумма недоимки отчетного года) налогов и сборов в течении года выручки организации:

Налоги в бюджет = начисленная  сумма / уплаченные налоги и сборы. 

Другими словами, определяется, какая часть выручки потрачена  на уплату налогов. Кроме того, необходимо рассчитать показатели налогового бремени  для отдельных налогов по объекту  обложения.

На основе полученных данных составляется прогноз налоговых  платежей на будущий период.

На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов, он показывает, как изменяется величина того или иного налога при изменении  налоговой базы или ставки налога.

На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей, при этом, кроме нормативов и льгот  следует обратить внимание на минимизацию налога на имущество (переоценка), а также использовать установленные законодательством изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов.

На четвертом этапе  оценки эффективности налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда  и какие налоги необходимо заплатить. Это позволит избежать просрочки  и пени.

Налоговой бюджет эффективен не только сам по себе, сколько в  рамках существующей системы финансового бюджетирования.

Как один из операционных бюджетов он должен согласоваться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета  по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в  бюджет таким образом, чтобы ко времени  уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного числа денежных потоков.

Например, даны расчеты предприятия А за отчетный период:

1. чистый денежный поток  организации (ЧДП)- 4100 тыс.тг.,

2. сумма дивидендов, выплаченных  собственником (Д) - 400 тыс.тг.,

3.налоговые издержки, оплаченные в течении периода (НИ) - 3500 тыс.тг.,

4. выплаты по краткосрочным  займам и крдитам (КиЗ) - 300 тыс.тг.,

5. Уровень запасов ТМЗ:

- на начало периода  (ТМЗН) - 300 тыс.тг.,

- на конец периода (ТМЗК) - 500 тыс.тг.,

6. Предполагаемая налоговая  оптимизация позволит сократить  налоговые издержки на 600 тыс.тг. (НО)

Необходимо определить коэффициент  достаточности денежного потока (КДДП) до и после налоговой оптимизации.

1. Расчет коэффициента  достаточности чистого денежного  потока до налоговой оптимизации:

 

Кддп =

4100

= 0,89 < 1

 
 

500 + (500 - 300) + 400 + 3500

   
       

2. Расчет коэффициента  достаточности денежных потоков  после налоговой оптимизации:

 

Кддп =

4100

= 1,025 > 1

 
 

500 + (500 - 300) + 400 + (3500 - 600)

   
       

Резюме:

Мероприятия по налоговой  оптимизации позволили увеличить  коэффициент достаточности собственных  средств и достаточности денежных потоков предприятия, то есть избежать штрафов и пени за несвоевременную  уплату налогов в бюджет.

И, наконец, производиться  расчет экономической эффективности  налоговой оптимизации.

Приведем пример по оценке эффективности налоговой оптимизации. Необходимо рассчитать экономический эффект и эффективность предполагаемой оптимизации :

Талица 2 - Пример оценки эффективности налогового планирования на основе расчетных показателей.

 

Показатели

Условные обозначения

Значения показателей

 
   

Без налоговой оптимизации

С налоговой оптимизацией

 

1. Ставка налога

S

20

20

 

2. Сумма налоговой базы

Б

125500

100000

 

3. Издержки, связанные с налоговой оптимизацией (тенге)

НО

-

5000

 
         

 

Ход решения:

1. Рассчитаем сумму КПН:

а) без налоговой оптимизации:

КПН = 125500 * 20% = 25100 тенге

б) с налоговой оптимизацией:

КПН = 100000 * 20% = 20000 тенге

2. Определим экономическую  эффективность от проведенной  налоговой оптимизации по КПН:

Эно = Нбо - Но - НО

Эно = 25100 - 20000 - 5000 = 100 тенге

3. Определим коэффициент  экономической эффективности от  проведения налоговой оптимизации:

Kопт = (Эно/ НО) * 100% = 100 / 5000 *100 = 2%

Таким образом, как видно  из получившихся показателей, налоговое  планирование, проведенное на данной корпорации, не эффективно, так как  составляет всего 2% от полученного  совокупного годового дохода, то есть эффективность его в денежном эквиваленте составляет всего 100 тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Проблемы налогового  планирования в отечественных  компаниях

Система налогообложения  как единство трех компонентов - основания  для определения налога, его ставка и характер администрирования - оказывает  значительное воздействие на функционирование малого и среднего бизнеса. При этом значимыми являются все три так  называемых компонента. Так, выбранное  основание для установления налога может оказывать искажающее влияние  на поведение фирм; величина ставки может быть чрезмерной; а избранный  порядок налогового администрирования  даже при низкой ставке - возлагать  значительные издержки налогоплательщиков. Например, ежеквартальная уплата небольшого по величине налога потребует от индивидуального  предпринимателя сравнительно больших (для него) затрат на ведение специального учета и отчетности, обусловленных  необходимостью найма бухгалтера. Вместе с тем, издержки предпринимателей в  процессе налогообложения оказываются  доходами (в том числе теневыми) работников налоговых органов, а  выгоды фирм от снижения ставки налогообложения  означают снижение доходов бюджета  и тому подобное. Поэтому совершенствование  системы налогообложения способно оказать существенное позитивное влияние  на развитие сектора МСБ, если осуществляемые изменения будут учитывать их последствия для всех заинтересованных сторон, затрагиваемых этими изменениями.

В условиях значительного  снижения налоговых поступлений  в бюджет в связи с финансовым кризисом активное управление налоговыми рисками становится особенно актуальным, поскольку позволяет сократить  объем налоговых доначислений по результатам проверок, которые могут  стать особенно болезненными для  компаний, испытывающих проблемы с  текущей ликвидностью.

Актуальность задачи эффективного управления налоговыми рисками подтверждается результатами исследования вопросов управления налоговыми рисками, проведенного компанией  «Эрнст энд Янг» в 2008 году. Исследование охватывало 541 представителя высшего руководства компаний из 18 стран, в чью компетенцию входят вопросы налогообложения.

Традиционно принято разделять  факторы налогового риска на внешние и внутренние. Согласно результатам исследования респондентов из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), к ключевым внешним факторам риска относятся:

- Изменения налогового  законодательства и правоприменительной  практики (88% респондентов указали  на этот фактор риска как  существенный)

- Изменение правил отражения  налогов в финансовой отчетности

В качестве ключевых «внутренних» факторов риска респондентами были отмечены:

- Недостаточность ресурсов  налоговых департаментов компаний (52%)

- Недостаточная автоматизация  процесса подготовки налоговых  деклараций (59%)

- Недостаточный уровень  осведомленности о налоговых  рисках органов корпоративного  управления компаний (54%)

- Отсутствие процедур  оценки налоговых последствий  существенных операций компаний (56%).

Интересно отметить, что, несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, налоговые менеджеры  различных стран компаний видят  риски по-разному. Наиболее показательным  отличием является само определение  налогового риска. Большинство отечественных  компаний определяют налоговый риск исключительно как риск предъявления налоговых претензий и налоговых  доначислений. В то же время крупные  международные компании включают в  это понятие также риск неэффективности  налогообложения, то есть риск переплаты  налогов. Это отличие является концептуальным, поскольку именно более широкое  определение налогового риска создает  необходимые стимулы для внедрения  в компании полноценной системы  внутреннего контроля, позволяющей  не только предотвратить или снизить  дополнительные доначисления налогов, но и достичь оптимального для  конкретной компании уровня налогообложения.

Также отечественные компании-участницы  опроса отмечают, что основными факторами  налогового риска являются внешние  факторы, такие как частые изменения  законодательства и позиции налоговых  органов, в то время как иностранные  компании считают, что внутренние факторы  являются определяющими при возникновении  налогового риска.

Большинство компаний отметили, что в ходе налогового планирования в ближайшие годы они будут  стремиться к минимизации рисков. Вместе с тем эти же компании уделяют  значительно меньше времени налоговому планированию в своей повседневной деятельности (в среднем 10%) по сравнению  с компаниями в мире (например, 20% для респондентов из стран БРИК). Другой проблемой для налоговых  функций компаний остается внутрикорпоративная  коммуникация по налоговым вопросам. Лишь 24% респондентов отметили, что  регулярно отчитываются перед советом  директоров или комитетом по аудиту по налоговым вопросам (45% в странах БРИК).

Различия в понимании  налогового риска и его факторов компаниями объясняются, прежде всего, разными стадиями развития налогового законодательства и практики налогового администрирования в Казахстане и странах, в которых налоговое  законодательство и принципы налогового администрирования эволюционировали на протяжении десятков лет. В ряде стран на законодательном уровне установлены обязательства компаний иметь эффективную и формализованную  систему внутреннего контроля (например в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли для компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах США), в других странах (например, в Голландии) наличие формализованной системы внутреннего контроля, подтвержденной независимым аудитором, является основанием для освобождения компании от налоговой проверки.

Информация о работе Налоговое планирование