Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой сис­темы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
 Оценка эффективности и определение путей совершенствования суще­ствующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Содержание

Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

На сегодняшний день уровень налогообложения фонда оплаты труда со­ставляет около 13% ВВП, т. е. почти треть всей налоговой нагрузки на эконо­мику. (Из них отчисления в фонд социальной защиты на 2004 г. запланированы в размере 11,92% ВВП, а отчисления в фонд занятости и чрезвычайный (черно­быльский) налог - 0.25 и 0,82% соответственно.)

Все отчисления включаются при формировании цены в себестоимость продукции, что существенно ее удорожает. Достаточно удачен апробированный опыт России и Казахстана по применению единого социального налога с рег­рессивной шкалой, позволяющей легализовать высокие доходы и заметно по­низить налоговую нагрузку на заработную плату.

Переход на систему социального страхования, основанного на актуарных расчетах рисков утраты трудоспособности, снижение общей ставки социально­го налога (системы социальных платежей) до 26% позволят, как нам кажется, решить одновременно несколько проблем: сократить общий уровень налогооб­ложения, уменьшить себестоимость продукции, обеспечить реальный подход к системе социальной защиты населения.

От системы социальных платежей неотделимо и реформирование подо­ходного налогообложения. В мероприятиях по совершенствованию налоговой системы ему уделяется незаслуженно мало внимания. В то же время реформи рование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граж­дан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, -вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Немаловажным, на наш взгляд, представляется выбор приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Налоговые вычеты на платное образование, повышение квалификации и платные медицинские услуги для налогоплательщика и членов его семьи позволят снизить объем государственных расходов на финансирова­ние непроизводственной сферы. Реформирование системы подоходного нало­гообложения должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и вели­чины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния.

Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Респуб­лики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия карди­нальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения пред­приятий различных секторов экономики и форм собственности. В существую­щих условиях обеспечить снижение налоговой нагрузки возможно при исполь­зовании эффективного финансового менеджмента, направленного на выбор оп­тимальной финансовой стратегии предприятия, управление финансовыми ре­сурсами, оборотным и основным капиталом, привлечение высококвалифициро­ванных кадров, в том числе в сфере финансов и налогообложения.

Заключение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об­ществе с момента возникновения государства. В историческом развитии нало­гов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием обще­ства менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.

Сущность налогов вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важ­нейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, прихо­дится 80 -90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогопла­тельщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Развивает и конкретизирует этот процесс налоговая система.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сбо­ров, установленных государством и взимаемых с целью создания централизо­ванного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокуп­ность принципов, способов, форм и методов их взимания. Развитие налоговой системы началось еще в древнем мире, однако тогда она характеризовалась не­развитостью и случайным характером. Наибольшие изменения в этой сфере произошли в XVI - XVIII вв., с ростом потребностей государства и необходи­мостью изыскивать новые источники государственных доходов. В настоящее время принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стра­не, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, от­ношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населе­ния.

Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то ее формирова­ние началось в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов, кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот.

К настоящему времени в республике практически создана систематизиро­ванная нормативно-методическая база налогообложения, основу которой со­ставляет принятый в 2002 году Налоговый кодекс.

Все это не означает, однако, что налоговая система достигла своего со­вершенства. Перечень налогов и сборов достаточно велик, уровень налоговой нагрузки на экономику находится на уровне 40 %, что является значительным, эластичность налоговой системы снижается, преобладает косвенное налогооб­ложение. Все вышеперечисленное, равно как и многое другое, требует совер­шенствования и реформирования.

Что касается путей совершенствования отечественной налоговой систе­мы, то ученые и специалисты предлагают различные методы, многие из кото­рых достойны внимания руководства страны.

Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки. Представляется уместным снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, изменение порядка начисления НДС и ря­да других налогов. Целесообразным было бы совершенствование налогообло­жения недвижимости, а также перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы.

В заключение можно сказать, что несмотря на активные процессы рефор­мирования, проблем в налоговой сфере Республики Беларусь достаточно, и бы­стрейшее их решение приведет к улучшению экономической ситуации в стране.

Список использованной литературы

1.     Абрамчук С. Налогообложение бюджетных организаций в 2003 году //
Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. №2. С42-49.

2.     Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических
расчетах: Теория, практика, комментарии. Мн.: ЕГУ, 2002. 395с.

3.     Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов //
Финансы и кредит. 2003. №19. С.76-86.

4.     Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и
практика. Мн.: Белпринт, 1999. 543с.

5.     Егоров В.А. Перечень налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в
бюджет Республики Беларусь и внебюджетные фонды в 2004 году (по
состоянию на 1 января 2004 г.) // Вестник Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь . 2004. №3. С. 105-111.

6.     Заяц Н.Е. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит . -
2004. № 1.С.28-30.

7.     Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. 220с.

8.     Клементьев М.И. Актуальные вопросы регулирования налогообложения
в ЕС // Аудитор. 2003. №2. С.57-62.

9.     Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь: Общая часть /
А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин., Е.А. Панасюк; Под общ. ред. О.А. Левко-
вича, Л.И. Липень. Мн.: Дикта, 2003. 287с.

Ю.Малинин А.С. Формирование государством конкурентной среды в эко­номике // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. №11.С.9-16.

П.Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь: С учетом по­ложений Налогового кодекса РБ от 19 дек. 2002г. Мн.: Молодежное, 2003. 114с.

12.Местные налоги: по-прежнему есть поле для творчества // Национальная экономическая газета. 2003. 5 декабря (№94). С. 13.

13.Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для спец.: "Экон. теория", "Экономика", "Мировая экономика". Мн.: Право и эко­номика, 2003. 74с.

14.Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и коммента­риях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под общ. ред. В.А. Гюрджан. Мн.: Светоч, 2002. 256с.

15.Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2000. 367с.

16.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-3 //

17.Неверов А.В. Налоговая политика как средство реализации стратегии ус­тойчивого развития // Белорусский экономический журнал. 2003. №4. С.55-65.

18.Образкова Т. Белорусская налоговая система далека от совершенства // Национальная экономическая газета. 2003. 30 сентября (№76). С.6.

19.Попов Е.М. Налоговый потенциал Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития // Бухгалтерский учет и анализ. 2004. №5. С.22-25.

20.Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб пособие. Мн. БГЭУ,

2003.              289 с.

21.Табала Д.Ч. Сущность налога и система налогообложения // Весшк Бела-рускага дзяржаунага эканам!чнагаушверсггэта. 2003. №3. С.65-67.

22.Терехина Е.А. Комментарий к закону Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" // Экономика. Финансы. Управление.

2004.              №1. С. 15-22.

23.Шнирман С. Налогообложение // Главный бухгалтер. 2003. №3. С.65-69.

24. Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования // Белорусский экономический журнал. 2003. №2. С.82-91.



Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь