Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.
Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43
На сегодняшний день уровень налогообложения фонда оплаты труда составляет около 13% ВВП, т. е. почти треть всей налоговой нагрузки на экономику. (Из них отчисления в фонд социальной защиты на 2004 г. запланированы в размере 11,92% ВВП, а отчисления в фонд занятости и чрезвычайный (чернобыльский) налог - 0.25 и 0,82% соответственно.)
Все отчисления включаются при формировании цены в себестоимость продукции, что существенно ее удорожает. Достаточно удачен апробированный опыт России и Казахстана по применению единого социального налога с регрессивной шкалой, позволяющей легализовать высокие доходы и заметно понизить налоговую нагрузку на заработную плату.
Переход на систему социального страхования, основанного на актуарных расчетах рисков утраты трудоспособности, снижение общей ставки социального налога (системы социальных платежей) до 26% позволят, как нам кажется, решить одновременно несколько проблем: сократить общий уровень налогообложения, уменьшить себестоимость продукции, обеспечить реальный подход к системе социальной защиты населения.
От системы социальных платежей неотделимо и реформирование подоходного налогообложения. В мероприятиях по совершенствованию налоговой системы ему уделяется незаслуженно мало внимания. В то же время реформи рование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, -вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Немаловажным, на наш взгляд, представляется выбор приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Налоговые вычеты на платное образование, повышение квалификации и платные медицинские услуги для налогоплательщика и членов его семьи позволят снизить объем государственных расходов на финансирование непроизводственной сферы. Реформирование системы подоходного налогообложения должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния.
Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности. В существующих условиях обеспечить снижение налоговой нагрузки возможно при использовании эффективного финансового менеджмента, направленного на выбор оптимальной финансовой стратегии предприятия, управление финансовыми ресурсами, оборотным и основным капиталом, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе в сфере финансов и налогообложения.
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.
Сущность налогов вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 -90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.
Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Развивает и конкретизирует этот процесс налоговая система.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Развитие налоговой системы началось еще в древнем мире, однако тогда она характеризовалась неразвитостью и случайным характером. Наибольшие изменения в этой сфере произошли в XVI - XVIII вв., с ростом потребностей государства и необходимостью изыскивать новые источники государственных доходов. В настоящее время принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения.
Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то ее формирование началось в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов, кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот.
К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, основу которой составляет принятый в 2002 году Налоговый кодекс.
Все это не означает, однако, что налоговая система достигла своего совершенства. Перечень налогов и сборов достаточно велик, уровень налоговой нагрузки на экономику находится на уровне 40 %, что является значительным, эластичность налоговой системы снижается, преобладает косвенное налогообложение. Все вышеперечисленное, равно как и многое другое, требует совершенствования и реформирования.
Что касается путей совершенствования отечественной налоговой системы, то ученые и специалисты предлагают различные методы, многие из которых достойны внимания руководства страны.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки. Представляется уместным снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, изменение порядка начисления НДС и ряда других налогов. Целесообразным было бы совершенствование налогообложения недвижимости, а также перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы.
В заключение можно сказать, что несмотря на активные процессы реформирования, проблем в налоговой сфере Республики Беларусь достаточно, и быстрейшее их решение приведет к улучшению экономической ситуации в стране.
Список использованной литературы
1. Абрамчук С. Налогообложение бюджетных организаций в 2003 году //
Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. №2. С42-49.
2. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических
расчетах: Теория, практика, комментарии. Мн.: ЕГУ, 2002. 395с.
3. Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов //
Финансы и кредит. 2003. №19. С.76-86.
4. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и
практика. Мн.: Белпринт, 1999. 543с.
5. Егоров В.А. Перечень налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в
бюджет Республики Беларусь и внебюджетные фонды в 2004 году (по
состоянию на 1 января 2004 г.) // Вестник Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь . 2004. №3. С. 105-111.
6. Заяц Н.Е. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит . -
2004. № 1.С.28-30.
7. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. 220с.
8. Клементьев М.И. Актуальные вопросы регулирования налогообложения
в ЕС // Аудитор. 2003. №2. С.57-62.
9. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь: Общая часть /
А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин., Е.А. Панасюк; Под общ. ред. О.А. Левко-
вича, Л.И. Липень. Мн.: Дикта, 2003. 287с.
Ю.Малинин А.С. Формирование государством конкурентной среды в экономике // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. №11.С.9-16.
П.Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь: С учетом положений Налогового кодекса РБ от 19 дек. 2002г. Мн.: Молодежное, 2003. 114с.
12.Местные налоги: по-прежнему есть поле для творчества // Национальная экономическая газета. 2003. 5 декабря (№94). С. 13.
13.Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для спец.: "Экон. теория", "Экономика", "Мировая экономика". Мн.: Право и экономика, 2003. 74с.
14.Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под общ. ред. В.А. Гюрджан. Мн.: Светоч, 2002. 256с.
15.Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2000. 367с.
16.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-3 //
17.Неверов А.В. Налоговая политика как средство реализации стратегии устойчивого развития // Белорусский экономический журнал. 2003. №4. С.55-65.
18.Образкова Т. Белорусская налоговая система далека от совершенства // Национальная экономическая газета. 2003. 30 сентября (№76). С.6.
19.Попов Е.М. Налоговый потенциал Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития // Бухгалтерский учет и анализ. 2004. №5. С.22-25.
20.Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб пособие. Мн. БГЭУ,
2003. 289 с.
21.Табала Д.Ч. Сущность налога и система налогообложения // Весшк Бела-рускага дзяржаунага эканам!чнагаушверсггэта. 2003. №3. С.65-67.
22.Терехина Е.А. Комментарий к закону Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" // Экономика. Финансы. Управление.
2004. №1. С. 15-22.
23.Шнирман С. Налогообложение // Главный бухгалтер. 2003. №3. С.65-69.
24. Шулейко О.Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования // Белорусский экономический журнал. 2003. №2. С.82-91.