Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.
Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43
По состоянию на 1 января 2004 года действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источника уплаты могут быть объединены в 9 укрупненных групп. [7]
1. Налоги и сборы, включаемые юридическими лицами в выручку от реализации товаров (работ, услуг), и именно:
^ Налог на добавленную стоимость. Объектом обложения тут выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения). Основная ставка этого налога с 2004 года составляет 18% (ранее - 20 %).
•^ Налог с продаж автомобильного топлива, которым облагаются операции по реализации на территории нашей страны автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого топлива.
•^ Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог и сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом. Ставка сбора в 2005 году составила 3,9 %, а облагается им выручка от реализации товаров (работ, услуг).
^ Акцизы. Подакцизными товарами в Республике Беларусь являются: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы (за исключением некоторых видов); алкогольная продукция (за исключением коньячного спирта и виноматериалов); пиво; табачная продукция; нефть сырая; автомобильное топливо, масло для дизельных и карбюраторных двигателей; ювелирные изделия; микроавтобусы и автомобили легковые (за исключением предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов). Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров или в процентах от стоимости товаров.
2. Налоги на прибыль и доходы. В эту группу входят:
^ Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль составляет 24 %.
Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %.
^ Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Этим налогом облагаются дивиденды, роялти, лицензии, другие доходы по перечню, определенному Советом Министров, по ставке 15 %; доходы от долговых обязательств (требований) любого вида, в частности облигаций (кроме государственных), векселей, займов (вкладов, депозитов, кредитов, пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) (10%); плата за фрахт в связи с осуществлением международных перевозок (6%); стоимость товаров, ввезенных и реализованных на выставках, выставках-продажах, ярмарках (10 %).
•^ Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществляется из совокупного дохода физических лиц в денежной и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки подоходного налога составляют 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существуют фиксированные суммы налога.
3. Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на себестоимость продукции (работ, услуг):
•^ Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Налоговой базой является фонд заработной платы, а ставка равняется 5 %.
^ Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Нужно отметить, что этот фонд с 2004 года включен в состав республиканского бюджета. Объектом налогообложения для работающих граждан выступают все виды выплат. Ставки варьируются в зависимости от рода деятельности.
•^ Земельный налог, который взимается с земельного участка, предоставленного в установленном порядке во владение, пользование или собственность.
^ Налог за пользование природными ресурсами (относится на себестоимость в пределах установленных лимитов). Им облагаются объемы используемых природных ресурсов, объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и объемы переработанных нефти и нефтепродуктов в размере 1 евро за тонну.
^ Плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде (также относится на себестоимость в пределах установленных лимитов), взимаемая с объема этих отходов.
^ Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета по ставке 1,6 % от стоимости добытых полезных ископаемых из разведанных за счет средств бюджета месторождений.
•^ Плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.
•^ Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования.
^ Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
4. Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты:
^ Оффшорный сбор. Он взимается по ставке 15 % с перечисленных
денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу, по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне; с исполненного обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне; с переходящих в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.
5. Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств,
остающихся в их распоряжении:
•^ Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении
плательщиков, объектов незавершенного строительства по годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений по годовой ставке 0,1 %
•^ Налог на приобретение транспортных средств, налоговой базой которого является цена приобретения автомобильного транспортного средства без учета НДС, а ставка равна 5 %.
^ Местные налоги и сборы. Нужно отметить, что не все эти налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, а именно налог с продаж товаров в розничной торговле и налог за услуги, оказываемые объектами сервиса, включаемые в выручку, а также сбор с заготовителей, относимый на себестоимость. В 2004 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-
Налог с продаж товаров в розничной торговле. Ставка налога не
может превышать 5 % выручки от реализации товаров отечественного произ
водства и 15 % выручки от реализации товаров иностранного производства.
Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса. Ставка этого
налога составляет 10 %, хотя в 2003 году она была 5 %.
Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстанов
ление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов между
городного сообщения и содержание ведомственного городского электрического
транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).
Ставка по целевым сборам составляет 4 % суммы прибыли, остающейся в рас
поряжении после налогообложения (в 2003 году — 5 %).
Сборы с пользователей инфраструктуры соответствующих ад
министративно-территориальных единиц.
Сбор с заготовителей (за осуществление промысловой заготовки
(закупки) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации), ставка по которому равна 5 % стоимости объема заготовки (закупки).
Курортный сбор (за нахождение физических лиц в санаторно-
курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории со
ответствующих административно-
3 % от стоимости путевки.
Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной
границы Республики Беларусь через пункты пропуска в размере 0,5 базовой ве
личины на одно физическое лицо на день уплаты (в 2003 году - 3 евро).
6. Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности:
•^ Налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Объектом налогообложения выступают доходы банков, кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также доходы иных юридических лиц от операций с ценными бумагами. Налоговая ставка составляет 30 % для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и 40% для иных юридических лиц.
^ Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. Налоговой базой выступает разность между суммой выручки от организации лотерейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи, а ставка равна 8 %.
^ Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.
7. Упрощенная система налогообложения, в которую входят:
^ Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является валовая выручка, а ставка составляет 2 %.
^ Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
•^ Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Базовые ставки этого налога установлены в евро за месяц осуществления деятельности.
8. Другие налоги и сборы:
•^ Государственная пошлина, которая взимается с юридических действий и документов, имеющих юридическую силу, выдаваемых в специальных учреждениях, имеющих на то полномочия. Ставки госпошлины устанавливаются Советом Министров.
9. Платежи во внебюджетные фонды:
^ Отчисления в инновационные фонды, уплачиваемые в размере до 0,25 % себестоимости товаров (работ, услуг). В зависимости от специфики деятельности могут устанавливаться повышенные нормативы отчислений.
•^ Отчисления в фонд развития строительной науки, взимаемые в размере 0,5 % стоимости строительно-монтажных работ.
^ Платежи в государственный внебюджетный фонд гражданской авиации.
Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким (табл. 1).
Таблица 1. Динамика реальной и номинальной налоговой нагрузки на
экономику Беларуси, %
Показатель | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | |
Темпы роста ВВП | 92,4 | 83,3 | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 105,8 | 104,0 | |
Номинальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
налоговая |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
нагрузка на | 65,0 | 62,8 | 47,2 | 46,9 | 43,1 | 41,6 | 39,7 | 40,7 | 42,08 | |
экономику (с |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
учетом |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ФСЗН) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Реальная на- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
логовая на- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
грузка на | 49,6 | 49,4 | 42,6 | 39,2 | 41,9 | 41Д | 42,4 | 42,2 | 41,5 | |
экономику (с |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
учетом |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ФСЗН) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Недоимки по |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
платежам в |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
бюджет и | 15,4 | 13,4 | 4,6 | 7,7 | 1,2 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,9 | |
внебюджет- |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
ные фонды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|