Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой сис­темы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
 Оценка эффективности и определение путей совершенствования суще­ствующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Содержание

Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

По состоянию на 1 января 2004 года действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняе­мых функций и источника уплаты могут быть объединены в 9 укрупненных групп. [7]

1. Налоги и сборы, включаемые юридическими лицами в выручку от реализации товаров (работ, услуг), и именно:

^ Налог на добавленную стоимость. Объектом обложения тут высту­пают обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на та­моженную территорию Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения). Основная ставка этого налога с 2004 года составляет 18% (ранее - 20 %).

•^ Налог с продаж автомобильного топлива, которым облагаются опе­рации по реализации на территории нашей страны автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого топлива.

•^ Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельско­хозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользова­телей автомобильных дорог и сбор на формирование местных целевых бюд­жетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расхо­дов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом. Ставка сбора в 2005 году составила 3,9 %, а облагается им выручка от реализации товаров (работ, услуг).

^ Акцизы. Подакцизными товарами в Республике Беларусь являются: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы (за исключени­ем некоторых видов); алкогольная продукция (за исключением коньячного спирта и виноматериалов); пиво; табачная продукция; нефть сырая; автомо­бильное топливо, масло для дизельных и карбюраторных двигателей; ювелир­ные изделия; микроавтобусы и автомобили легковые (за исключением предна­значенных для профилактики и реабилитации инвалидов). Ставки акцизов ус­танавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подак­цизных товаров или в процентах от стоимости товаров.

2. Налоги на прибыль и доходы. В эту группу входят:

^ Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации то­варов (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от вне­реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операци­ям. Ставка налога на прибыль составляет 24 %.

Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %.

^ Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляю­щих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Этим налогом облагаются дивиденды, роялти, лицензии, другие доходы по пе­речню, определенному Советом Министров, по ставке 15 %; доходы от долго­вых обязательств (требований) любого вида, в частности облигаций (кроме го­сударственных), векселей, займов (вкладов, депозитов, кредитов, пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) (10%); плата за фрахт в связи с осуществлением международных перевозок (6%); стоимость товаров, ввезенных и реализованных на выставках, выставках-продажах, ярмарках (10 %).

•^ Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществля­ется из совокупного дохода физических лиц в денежной и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки подоходного налога состав­ляют 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существуют фиксированные суммы налога.

3. Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на се­бестоимость продукции (работ, услуг):

•^ Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государствен­ный фонд содействия занятости. Налоговой базой является фонд заработной платы, а ставка равняется 5 %.

^ Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты насе­ления Министерства труда и социальной защиты. Нужно отметить, что этот фонд с 2004 года включен в состав республиканского бюджета. Объектом нало­гообложения для работающих граждан выступают все виды выплат. Ставки ва­рьируются в зависимости от рода деятельности.

•^ Земельный налог, который взимается с земельного участка, предос­тавленного в установленном порядке во владение, пользование или собственность.

^ Налог за пользование природными ресурсами (относится на себе­стоимость в пределах установленных лимитов). Им облагаются объемы исполь­зуемых природных ресурсов, объемы выводимых в окружающую среду выбро­сов (сбросов) загрязняющих веществ и объемы переработанных нефти и нефте­продуктов в размере 1 евро за тонну.

^ Плата за размещение отходов производства и потребления в окру­жающей среде (также относится на себестоимость в пределах установленных лимитов), взимаемая с объема этих отходов.

^ Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета по ставке 1,6 % от стоимости добытых полезных ископаемых из разведанных за счет средств бюджета месторождений.

•^ Плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.

•^ Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования.

^ Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.

4.              Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты:
^ Оффшорный сбор. Он взимается по ставке 15 % с перечисленных

денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту, зарегистри­рованному в оффшорной зоне, иному лицу, по обязательству перед этим нере­зидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне; с исполненного обязатель­ства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегист­рированным в оффшорной зоне; с переходящих в соответствии с законодатель­ством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент, зарегистрированный в оффшорной зоне.

5.              Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств,
остающихся в их распоряжении:

•^ Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость ос­новных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении

плательщиков, объектов незавершенного строительства по годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гара­жей, иных зданий и строений по годовой ставке 0,1 %

•^ Налог на приобретение транспортных средств, налоговой базой ко­торого является цена приобретения автомобильного транспортного средства без учета НДС, а ставка равна 5 %.

^ Местные налоги и сборы. Нужно отметить, что не все эти налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, а именно налог с продаж товаров в розничной торговле и налог за услуги, оказываемые объектами сервиса, включаемые в выручку, а также сбор с заготовителей, относимый на себестоимость. В 2004 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территори­ального уровня вправе вводить на территории соответствующих администра­тивно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

     Налог с продаж товаров в розничной торговле. Ставка налога не
может превышать 5 % выручки от реализации товаров отечественного произ­
водства и 15 % выручки от реализации товаров иностранного производства.

     Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса. Ставка этого
налога составляет 10 %, хотя в 2003 году она была 5 %.

     Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстанов­
ление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов между­
городного сообщения и содержание ведомственного городского электрического
транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).
Ставка по целевым сборам составляет 4 % суммы прибыли, остающейся в рас­
поряжении после налогообложения (в 2003 году — 5 %).

     Сборы с пользователей инфраструктуры соответствующих ад­
министративно-территориальных единиц.

Сбор с заготовителей (за осуществление промысловой заготовки
(закупки) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации), ставка по которому равна 5 % стоимости объема заготовки (закупки).

     Курортный сбор (за нахождение физических лиц в санаторно-
курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории со­
ответствующих административно-территориальных единиц). Ставка по сбору -
3 % от стоимости путевки.

     Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной
границы Республики Беларусь через пункты пропуска в размере 0,5 базовой ве­
личины на одно физическое лицо на день уплаты (в 2003 году - 3 евро).

6.              Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности:

•^ Налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Объектом налогообложения выступают доходы банков, кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также доходы иных юридических лиц от операций с ценными бумагами. Налоговая ставка состав­ляет 30 % для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и 40% для иных юридических лиц.

^ Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. На­логовой базой выступает разность между суммой выручки от организации ло­терейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи, а ставка равна 8 %.

^ Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения: игровые сто­лы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.

7.              Упрощенная система налогообложения, в которую входят:

^ Единый налог для производителей сельскохозяйственной продук­ции. Налоговой базой является валовая выручка, а ставка составляет 2 %.

^ Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.

•^ Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физи­ческих лиц. Базовые ставки этого налога установлены в евро за месяц осущест­вления деятельности.

8.              Другие налоги и сборы:

•^ Государственная пошлина, которая взимается с юридических дей­ствий и документов, имеющих юридическую силу, выдаваемых в специальных учреждениях, имеющих на то полномочия. Ставки госпошлины устанавлива­ются Советом Министров.

9.              Платежи во внебюджетные фонды:

^ Отчисления в инновационные фонды, уплачиваемые в размере до 0,25 % себестоимости товаров (работ, услуг). В зависимости от специфики дея­тельности могут устанавливаться повышенные нормативы отчислений.

•^ Отчисления в фонд развития строительной науки, взимаемые в раз­мере 0,5 % стоимости строительно-монтажных работ.

^ Платежи в государственный внебюджетный фонд гражданской авиации.

Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая полити­ка того периода приобрела исключительно фискальный характер, который вы­разился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочис­ленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким (табл. 1).

Таблица 1. Динамика реальной и номинальной налоговой нагрузки на

экономику Беларуси, %

 

Показатель

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

Темпы роста ВВП

92,4

83,3

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

104,0

Номинальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

налоговая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нагрузка на

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

39,7

40,7

42,08

экономику (с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФСЗН)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реальная на-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логовая на-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузка на

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41Д

42,4

42,2

41,5

экономику (с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФСЗН)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недоимки по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

платежам в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджет и

15,4

13,4

4,6

7,7

1,2

0,5

0,3

0,5

0,9

внебюджет-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные фонды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь