Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.
Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43
При утверждении законом конкретных налоговых форм, т.е. состава и структуры налоговой системы , большую роль играет однозначная трактовка понятий налоговой терминологии таких как «налог», «пошлина» , «сбор». Различия между ними проявляются на практике и оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки по вертикали и по горизонтали.
Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.
Пошлина — соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.
Сбор — платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующих территорий.
К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования. Но по своей экономической сущности они носят не фискальный, а компенсационный характер, т.к. предназначены для материального обеспечения трудящихся при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).
Объединяющим началом для всех налогов РБ и других стран являются элементы налоговых обязательств. К ним относятся:
объект обложения - предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, заработная плата, капитал и т.п.;
масштаб обложения — единица, которая кладется в основу измерения налога (в земельном налоге - площадь, в лесных податях - кубометр заготовленной древесины и т. п .);
единица обложения - часть объекта обложения , принимаемая за
основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной
трактовке это налогооблагаемая база);
источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль,
проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объек
ту налогообложения;
плательщик - лицо или хозяйство , выполняющее возложенные
на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом нало
гообложения;
налоговый агент или субъект налога - лицо или учреждение,
непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государ
ства ;
переложение налогов -- полное или частичное перенесение налога
его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные эко
номические отношения и которое становится носителем налога;
норма налогообложения - доля дохода , взимаемая через налоги
с налогооблагаемых объектов (тяжесть налогообложения или налоговое
бремя , гнет);
налоговая ставка - размер налога с единицы обложения . Став
ки, применяемые в налоговой практике , достаточно разнообразны . Они
зависят от вида налога и целей проводимой налоговой политики. Раз
личают прогрессивные , пропорциональные , регрессивные и другие анало
гичные ставки . В обложении доходов , товаров экспортно-импортного со
держания используются адвалорные ставки . В зависимости от техники
исчисления налогов различают: среднерасчетные , средневзвешенные , ус
редненные ставки . Некоторые налоговые методики основываются на
применении специальных шкал исчисления налогов , а именно , ступен
чатых , скользящих., прогрессивных и т.д. В них налоговые ставки увя
заны с изменениями объекта и единицы обложения . С технической
стороны ставки различаются твердые (в абсолютных величинах) , про
центные , кратные той или иной величине (например , 100-кратный раз
мер минимальной заработной платы) и т.д. При существующей в боль
шинстве стран системе исчисления налога производится по шкале ста
вок , прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода . Однако по по
вышенной ставке облагается не весь налог , а только та его часть , ко
торая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода . В
первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам , и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается . Таким образом , если самая высокая часть дохода и облагается по ставке , например , в 75% , то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя . Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога есть «эффективная налоговая ставка».
налоговый оклад -- сумма налога , уплачиваемого с одного
субъекта;
налоговый период - - время, за которое производится начисление
налога или сбора и в течении которого налогоплательщик имеет обязанности
по их уплате;
налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до
нулевого ;
налоговая санкция - увеличение налогового бремени при уста
новлении факта нарушения налогового законодательства ;
По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются одноименные статьи в налоговых законах и нормативных документах (инструкциях) . Для пошлин и сборов этот перечень ограничен . Обычно в законодательном порядке утверждается ставка , иногда объект обложения -плательщики .
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений , сборов , пошлин, и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП) . ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе : оплата труда работников , прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет , а социальные отчисления - во внебюджетные фонды).
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются :
•^ прибыль (доход) ;
•^ стоимость определенных товаров ;
^ добавленная стоимость продукции , работ, услуг;
•^ имущество юридических и физических лиц ;
^ передача имущества (дарение , наследование);
^ операции с ценными бумагами ;
•^ отдельные виды деятельности ;
•^ другие объекты , установленные законом ;
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц , квартал , год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан , зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица , и числом граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
Налоговый кодекс (любой страны, безотносительно его национальной принадлежности) декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
В настоящее время налоговое законодательство любой страны распространяет сферу своего применения, как правило, не на граждан , а на резидентов данной страны (т. е. лиц , постоянно пребывающих или проживающих в данной стране) . Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер , поскольку охватывают и организации , и граждан других стран , которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности . Особенно это характерно для стран Западной Европы , на территории которых временно или постоянно проживают миллионы граждан других стран . Некоторые категории этих граждан , будучи резидентами страны своего местопребывания , полностью попадают под действие общего налогового законодательства этой страны , налоговый статус других категорий регулируется межднародными налоговыми соглашениями . Развитые страны практически полностью охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений , и учитывая свободу миграции населения , товаров и капитала в отношении между ними , роль налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень велика.
При разработке налогового механизма важное значение имеет определение "привязки" налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства . Этот вопрос решается , как правило , на основе использования двух критериев : резиденства и территориальности .
Критерий территориальности устанавливает , что налогообложению в данной стране подлежат доходы , извлекаемые только на ее территории ; соответственно любые доходы , извлекаемые или получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в данной стране .
Критерий резиденства , напротив, предусматривает , что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов , как извлекаемых на территории данной страны , так иза ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность) , а нерезиденты только в отношении доходов , получаемых из источников в данной стране (ограниченная налоговая ответственность).
Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.
Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения в принципе исключал бы всякую возможность международного двойного обложения , то есть обложения одного и того же объекта (дохода, имущества , сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух , или более странах . Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного налогообложения путем применения первого или второго критерия , вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны . Так , для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов , помещенных за рубежом , несомненно , желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резиденства , а для стран , в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы , особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резиденства , а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности .
И все же реально как страны с развитой экономикой, так и развивающиеся страны, пользуясь своим правом на налоговый суверенитет, используют в своем национальном налогообложении оба указанных принципа. Это приводит, как уже говорилось, к международному двойному налогообложению.
Вместе с тем урегулирование двойного налогообложения путем заключения различного рода международных, в частности, межгосударственных налоговых соглашений давно является частью общегосударственной экономической политики. Таким образом, в конечном счете международные налоговые соглашения способствуют повышению международной коммерческой активности, увеличению потока капиталов между странами.
Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономикой ставят перед собой новые целевые установки и принимают принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:
•/ Создание условий, благоприятствующих инвестированию сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей.
•^ Обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований.
•^ Проведение протекционистской политики и поддержка отраслевого и территориального перелива капитала.
•^ Стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала.
•^ Обеспечение социальных потребностей всех слоев населения [11, стр. 60].
В итоге можно сказать, что грамотное построение налоговой системы -необходимое условие для развития экономически благополучного государства. Подходы к организации налоговой системы, начавшей свое развитие еще в древнем мире, постоянно претерпевали изменения, формулировались принципы построения налоговых систем. Нужно отметить, что выполнение этих принципов необходимо для эффективности налоговой системы. В Республике Беларусь не все принципы выполняются, а уровня налоговых систем развитых стран нашей стране в ближайшее время достигнуть не удастся.
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
Начавшийся в 90-х годах процесс либерализации экономической жизни на просторах бывшего СССР привел к появлению в Республике Беларусь тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а также к формированию рынка ценных бумаг и активизации внешней торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответствующих законодательных актов, направленных на обеспечение цивилизованного сбора налогов с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям. Как следствие, в начале 1992 года взамен существовавшей на базе командно-административной экономики была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.