Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой сис­темы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
 Оценка эффективности и определение путей совершенствования суще­ствующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Содержание

Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

При утверждении законом конкретных налоговых форм, т.е. состава и структуры налоговой системы , большую роль играет однозначная трактовка понятий налоговой терминологии таких как «налог», «пошлина» , «сбор». Различия между ними проявляются на практике и оказывают су­щественное влияние на эффективность действия налогового режима, рас­пределение налоговой нагрузки по вертикали и по горизонтали.

Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквива­лентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.

Пошлина — соответствующая обязательная плата за совершение го­сударственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Сбор — платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодатель­ства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующих территорий.

К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачивае­мые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: соци­альной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования. Но по своей экономической сущности они носят не фискальный, а компенсационный ха­рактер, т.к. предназначены для материального обеспечения трудящихся при на­ступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).

Объединяющим началом для всех налогов РБ и других стран являют­ся элементы налоговых обязательств. К ним относятся:

          объект обложения - предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, заработная плата, капитал и т.п.;

          масштаб обложения — единица, которая кладется в основу измерения налога (в земельном налоге - площадь, в лесных податях - кубометр заготовленной древесины и т. п .);

          единица обложения - часть объекта обложения , принимаемая за
основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной
трактовке это налогооблагаемая база);

          источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль,
проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объек­
ту налогообложения;

       плательщик - лицо или хозяйство , выполняющее возложенные
на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом нало­
гообложения;

       налоговый агент или субъект налога - лицо или учреждение,
непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государ­
ства ;

       переложение налогов -- полное или частичное перенесение налога
его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные эко­
номические отношения и которое становится носителем налога;

       норма налогообложения - доля дохода , взимаемая через налоги
с налогооблагаемых объектов (тяжесть налогообложения или налоговое
бремя , гнет);

       налоговая ставка - размер налога с единицы обложения . Став­
ки, применяемые в налоговой практике , достаточно разнообразны . Они
зависят от вида налога и целей проводимой налоговой политики. Раз­
личают прогрессивные , пропорциональные , регрессивные и другие анало­
гичные ставки . В обложении доходов , товаров экспортно-импортного со­
держания используются адвалорные ставки . В зависимости от техники
исчисления налогов различают:  среднерасчетные , средневзвешенные , ус­
редненные  ставки . Некоторые  налоговые  методики  основываются  на
применении специальных шкал исчисления налогов , а именно , ступен­
чатых , скользящих., прогрессивных и т.д. В них налоговые ставки увя­
заны с изменениями объекта и единицы обложения . С   технической
стороны ставки различаются твердые (в абсолютных величинах) , про­
центные , кратные той или иной величине (например , 100-кратный раз­
мер минимальной заработной платы) и т.д. При существующей в боль­
шинстве стран системе исчисления налога производится по шкале ста­
вок , прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода . Однако по по­
вышенной ставке облагается не весь налог , а только та его часть , ко­
торая   попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода . В

первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам , и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается . Таким образом , если самая высокая часть дохода и облагается по ставке , например , в 75% , то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя . Сумма всех частей рассчи­танного таким путем налога есть «эффективная налоговая ставка».

          налоговый   оклад -- сумма  налога , уплачиваемого   с   одного
субъекта;

          налоговый период - - время, за которое производится начисление
налога или сбора и в течении которого налогоплательщик имеет обязанности
по их уплате;

          налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до
нулевого ;

          налоговая санкция - увеличение налогового бремени при уста­
новлении факта нарушения налогового законодательства ;

По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются одноименные статьи в налоговых законах и нормативных документах (ин­струкциях) . Для пошлин и сборов этот перечень ограничен . Обычно в за­конодательном порядке утверждается ставка , иногда объект обложения -плательщики .

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений , сборов , пошлин, и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП) . ВВП образует первич­ные денежные доходы основных участников общественного производ­ства и государства как организатора хозяйственной жизни в нацио­нальном масштабе : оплата труда работников , прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет , а социальные отчисления - во внебюджетные фонды).

Законодательством  установлено,  что   объектами  налогообложения являются :

•^ прибыль (доход) ;

•^ стоимость определенных товаров ;

^ добавленная стоимость продукции , работ, услуг;

•^ имущество юридических и физических лиц ;

^ передача имущества (дарение , наследование);

^ операции с ценными бумагами ;

•^ отдельные виды деятельности ;

•^ другие объекты , установленные законом ;

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц , квартал , год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), числен­ностью граждан , зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица , и числом граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции го­сударства.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налого­плательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льго­ты, сроки платежей.

Налоговый кодекс (любой страны, безотносительно его национальной принадлежности) декларирует принципы эффективного, равного и справедли­вого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом пре­дельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не мо­гут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

В настоящее время налоговое законодательство любой страны распро­страняет сферу своего применения, как правило, не на граждан , а на рези­дентов данной страны (т. е. лиц , постоянно пребывающих или прожи­вающих в данной стране) . Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер , поскольку охватывают и организа­ции , и граждан других стран , которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности . Особенно это характерно для стран Западной Европы , на территории которых вре­менно или постоянно проживают миллионы граждан других стран . Неко­торые категории этих граждан , будучи резидентами страны своего место­пребывания , полностью попадают под действие общего налогового зако­нодательства этой страны , налоговый статус других категорий регулиру­ется межднародными налоговыми соглашениями . Развитые страны практи­чески полностью охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений , и учитывая свободу миграции населения , товаров и капитала в отношении между ними , роль налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень велика.

При разработке налогового механизма важное значение имеет определе­ние "привязки" налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства . Этот вопрос решается , как правило , на ос­нове использования двух критериев : резиденства и территориальности .

Критерий территориальности устанавливает , что налогообложению в данной стране подлежат доходы , извлекаемые только на ее территории ; соответственно любые доходы , извлекаемые или получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в данной стране .

Критерий резиденства , напротив, предусматривает , что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов , как извлекаемых на территории данной страны , так иза ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответствен­ность) , а нерезиденты только в отношении доходов , получаемых из источ­ников в данной стране (ограниченная налоговая ответственность).

Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пре­бывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.

Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения в принципе исключал бы всякую возможность международно­го двойного обложения , то есть обложения одного и того же объекта (до­хода, имущества , сделки и т.д.) в один и тот же период времени анало­гичными видами налогов в двух , или более странах . Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного налогообложения путем примене­ния первого или второго критерия , вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны . Так , для стран, граж­дане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов , помещенных за рубежом , несо­мненно , желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международ­ном масштабе на основе критерия резиденства , а для стран , в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы , особый ин­терес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резиденства , а развивающиеся стра­ны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности .

И все же реально как страны с развитой экономикой, так и развивающиеся страны, пользуясь своим правом на налоговый суверенитет, используют в сво­ем национальном налогообложении оба указанных принципа. Это приводит, как уже говорилось, к международному двойному налогообложению.

Вместе с тем урегулирование двойного налогообложения путем заключе­ния различного рода международных, в частности, межгосударственных налоговых соглашений давно является частью общегосударственной экономической политики. Таким образом, в конечном счете международные налоговые согла­шения способствуют повышению международной коммерческой активности, увеличению потока капиталов между странами.

Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономи­кой ставят перед собой новые целевые установки и принимают принципы нало­гообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

•/ Создание условий, благоприятствующих инвестированию сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей.

•^ Обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирова­ния научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований.

•^ Проведение протекционистской политики и поддержка отраслевого и территориального перелива капитала.

•^ Стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала.

•^ Обеспечение социальных потребностей всех слоев населения [11, стр. 60].

В итоге можно сказать, что грамотное построение налоговой системы -необходимое условие для развития экономически благополучного государства. Подходы к организации налоговой системы, начавшей свое развитие еще в древнем мире, постоянно претерпевали изменения, формулировались принци­пы построения налоговых систем. Нужно отметить, что выполнение этих прин­ципов необходимо для эффективности налоговой системы. В Республике Бела­русь не все принципы выполняются, а уровня налоговых систем развитых стран нашей стране в ближайшее время достигнуть не удастся.

2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Начавшийся в 90-х годах процесс либерализации экономической жизни на просторах бывшего СССР привел к появлению в Республике Беларусь тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а также к формированию рынка ценных бумаг и активи­зации внешней торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответст­вующих законодательных актов, направленных на обеспечение цивилизованно­го сбора налогов с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям. Как след­ствие, в начале 1992 года взамен существовавшей на базе командно-административной экономики была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкрет­ные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первона­чально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночно­го типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись со­став налогов и сборов, порядок расчета.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь