Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.
Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Примечание. Источник: собственная разработка.
Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В 2000 году они составляли 76,5 % доходов консолидированного бюджета, в 2004 - 72,5 %. [23]. А если сюда добавить доходы целевых бюджетных фондов, то и вовсе получается более 90 %. В тоже время в развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них ниже.
Важнейшей характеристикой налоговой системы на микроуровне является налоговая нагрузка на предприятия, характеризующая степень налоговых изъятий из выручки. Реальная налоговая нагрузка на предприятия в среднем по республике увеличилась с 16,1 % в 1993 г. до 19,2 % в 2004 г. [24] Высокая налоговая нагрузка на предприятия -- один из факторов ухудшения состояния реального сектора экономики.
Не мене важной характеристикой налоговой системы является ее эластичность. Сопоставление темпов роста ВВП с темпами роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует о снижении эластичности налоговой системы (таблица 2).
Таблица 2. Характеристика эластичности налоговой системы Республики Беларусь
Показатель2002г. 2003г. 2004г.
Темпы роста ВВП, % к предыдущему году | 103,4 | 105,8 | 104,0 |
Темпы роста налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (без ФСЗН), % к предыдущему году | 108,8 | 110,0 | 103,9 |
Коэффициент эластичности налоговой системы | 2,6 | 1,7 | 0,98 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Необходимо также остановится на такой стороне налоговой системы как соотношение прямого и косвенного налогообложения. Наибольшая и непрерывно увеличивающаяся часть налоговых поступлений в Республике Беларусь приходится на косвенные налоги (таблица 3). Структура налоговых поступлений в Беларуси существенно отличается от большинства развитых стран, где преобладают прямые налоги.
Таблица 3. Структура прямых и косвенных налогов в Республике Беларусь
Налоги | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | ||||
• I <и о « X 0 а и й «^ н * 1 | С Ю га « ^ | | <и о « X Я- & 2 «» « * ^ * I | С СО СП я ^ | | <и х * § 2 ^ и ю 3? 1 ч | С т т оз ^ | | <ц 9 * 0 « ч 2 [2 Я ^ ^ 8 ч | С т т к ^ | |
НДС | 25,8 | 9,2 | 25,1 | 9Д | 26,2 | 9,0 | 25,3 | 8,8 |
Акцизы | ИД | 3,9 | 9,5 | 3,5 | 8,0 | 2,8 | 7,6 | 2,6 |
Налоги с продаж | 0,7 | 0,3 | 0,7 | 0,3 | 0,8 | 0,3 | 1,3 | 0,5 |
Сборы и отчисления, уплачиваемые с выручки | 12,1 | 4,3 | 19,3 | 7,0 | 22,9 | 8,1 | 20,6 | 7,2 |
Прочие | 0,2 | 0 | 0,2 | 0 | 0,8 | 0,2 | 0,9 | 0,4 |
Всего косвенных налогов | 49,9 | 17,7 | 54,8 | 19,9 | 58,7 | 20,4 | 55,7 | 19,5 |
Налог на недвижимость | 2,6 | 0,9 | 0,9 | 0,3 | 2,3 | 0,8 | 3,4 | 1,2 |
Подходный налог | 10,5 | 3,7 | 8,5 | 3,2 | 8,7 | 3,0 | 9,1 | 3,2 |
Налог на прибыль и доходы | 12.6 | 4,5 | 13,8 | 5,0 | 14,0 | 4,9 | 13,0 | 4,6 |
Прочие | 2Д | 0,8 | 2,4 | 0,8 | 2,9 | 1,0 | 2,5 | 0,9 |
Всего прямых налогов | 27,8 | 9,9 | 25,6 | 9,3 | 27,9 | 9,7 | 28,0 | 9,9 |
Чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости | 5,5 | 1,9 | 5,3 | 1,9 | 3,1 | 1Д | з,з | 1,1 |
Земельный налог | 1Д | 0,4 | 0,7 | 0,3 | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,3 |
Экологические налоги | 1,4 | 0,5 | 1,2 | 0,4 | 1,0 | 0,3 | 1,1 | 0,4 |
Всего смешанных налогов | 8,0 | 2,8 | 7,2 | 2,6 | 4,7 | 1,6 | 5,2 | 1,8 |
Примечание. Лит. источник: [17].
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система и налоговое законодательство не достигли своего совершенства. На сегодняшний день актуальность совершенствования налоговой сферы неоспорима. Налоговая нагрузка на экономику остается высокой, в структуре налогов преобладает кос венное налогообложение, эластичность налоговой системы снижается, налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.
Тем не менее, наблюдаются и положительные тенденции. Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. За последний год предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление. В качестве наиболее кардинальных можно отметить уменьшение отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, взимаемые с выручки от реализации, с 4,5 до 4,15 % и введение стандартной ставки НДС в размере 18%.
Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. Несмотря на предпринятые меры, реальная налоговая нагрузка на экономику в 2002 г. была 39,7%, в 2003 г. - 40,7, а по прогнозу бюджета на 2004 г. составит 42,08%.
Налоговая нагрузка без социальных платежей колеблется в пределах 30% (2002 г. - 28,3%, 2003 г. - 29,4, 2004 г. - 30,16%).
Наибольшую тревогу вызывает превышение в истекшем году темпов роста налоговой нагрузки над темпами роста ВВП (0,9 и 1,1% соответственно), а также то, что рост номинальной налоговой нагрузки, отражающей задолженность по платежам в бюджет, составил 1,5% ВВП. Таким образом, принятые меры можно оценить скорее не как снижение налогового бремени, а как его реструктуризацию путем переноса на другие объекты обложения и хозяйствующих субъектов. Не может не беспокоить и то, что уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создаст существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках: России и стран СНГ.
Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных и ратифицированных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства.
В этом направлении уже сделаны некоторые шаги:
гармонизированы не только стандартные ставки основных бюджетообразующих налогов: НДС и налога на прибыль, но также практически унифицированы методики их исчисления (переход в 2000 г. на зачетный метод НДС и в 2004 г. - определение валовой прибыли для налога на прибыль);
введен в действие в качестве основного правового документа, регламентирующего налоговые отношения Налоговый Кодекс.
В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь - по выравниванию уровня налогообложения.
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность в корректировке установленного механизма налогообложения значительно ниже.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.
Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет и в, теперь уже бюджетный, Фонд социальной защиты населения недопоступают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы.
Для кардинального изменения слоившейся ситуации необходимо снижение налоговой нагрузки на средства, предназначенные на оплату труда. Вместе с тем это возможно только при условии расширения базы налогообложения и полной легализации сумм заработной платы, то есть при условии роста доходов населения. Достичь этого можно, в частности, путем установления минимальной почасовой ставки оплаты труда, принятия других мер, способствующих легализации реальных доходов населения, а также создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.
Одним из недостатков существующей налоговой системы является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге — цен на продукцию.
В настоящее время практически подавляющее большинство различных налогов в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды уплачивают промежуточные предприятия всех отраслей. Из-за этого каждое промежуточное предприятие, поставляющее ту или иную продукцию для производства конечного продукта, давит на своего партнера по технологической цепочке, вынуждая его к дальнейшему росту затрат и выплате своих налогов в бюджет, порождая тем самым инфляционную спираль. Промежуточный продукт, проходя через различные этапы и звенья своего движения, сваливается большим грузом на конечный продукт, приводя к значительному росту цен на него. [8, стр. 69]
Для устранения этого недостатка, на взгляд автора, необходимо сократить подавляющее число налогов для предприятий, работающих на промежуточных этапах движения продукта.
Не совсем правильной является также ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство дает дотации, а с другой, - забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.
Посредством налоговых льгот государство может также стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен.
Понятно, что эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.
Иными словами, речь идет о малоэффективных налогах и сборах. В частности, это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. Этот налог в доходной части бюджет составляет сотые доли процента, вместе с тем его сбор сопряжен со значительными организационными и финансовыми затратами. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены указанного налога можно, к примеру, за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена эта недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.