Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;
- выявить экономические последствия экономической нестабильности;
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;
-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5
1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5
1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6
1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9
1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15
2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21
2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26
2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………32
Приложения
С
целью совершенствования
•
Следует больше внимания уделять
стимулирующей функции
•
Представляется возможным отмена отчислений
в государственные целевые
• Целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.
•
Следует установить более ранние
сроки уплаты налогов, одновременно
дифференцируя их в зависимости
от размеров исчисленных сумм. Наряду
с помесячной уплатой основной части
платежей в бюджет при малых суммах
налогов целесообразно
•
Целесообразно осуществить
• Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;
• Целесообразно введение двухуровневой шкалы подоходного налога со ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;
•
При расчете подоходного налога
следует исключать сумму
•
Необходимо упорядочить предоставление
льгот особенно в отношении налогов
и сборов, которые напрямую сказываются
на уровне конкурентоспособности
• Заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.
Следует пересмотреть порядок
предоставления льготы по
Большую роль в упорядочении
налоговых отношений и
Именно кодекс должен
Можем
сказать о том, что совершенствовать
налоговую систему Беларуси надо
начинать с самого начала с налогового
кодекса. Именно он должен устранить правовые
пробелы, устаревшие предписания, противоречия
и множественность нормативных актов
по вопросам налогообложения, а также
качественно улучшить структуру налоговой
системы с одновременным обеспечением
на этой основе снижения совокупной налоговой
нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог – это принудительный сбор, который уплачивается государству в обязательном порядке. В зависимости от различных признаков выделяют следующие группы налогов: по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами и сборами; по источнику выплат; по способу формирования источника выплат.
Налоги
в рыночной экономике выполняют
не только фискальную и распределительную
функцию, но и стимулирующую роль.
Посредством различных
Совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях составляют налоговую систему.
Нестабильность налоговой системы объясняется постоянным пересмотром ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики страны к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как внутренним, так и внешним.
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. Этим и объясняется развитость одних государств и отсталость других.
Налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия; обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности.
В Беларуси проводится работа по сокращению налоговой нагрузки на экономику. Однако, она требует реформы, которая могла бы усовершенствовать настоящую налоговую систему Республики Беларусь.
Большую роль в упорядочении налоговых отношений и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь. Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.
Именно кодекс должен
Список использованных источников
1. Перов, А. В., Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 555 с.
2. Рашин, А. Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе// Государство и право. – 2002.7. – с.82-91
3. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Русская деловая литература, 1998.-608 с.
4. Аронов, А. В., Кашин, В. А. Налоги и налогообложение. – М.: Экономист, 2004. – 560 с.
5.Налогообложение: УМК для студ. Спец. 1 – 25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ сост. и общ. ред. М. А. Ходиковой. – 2-е изд. С изменениями. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 176 с.
6. Пилипенко, А. А. Налоговое право: Учебное пособие/ Мн.Книжный дом, 2006 – 448 с.
7.
Налоговое право: УМК для студ.
8.Ежов, Ю. А. Налоговое право: Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2006 – 502 с.
9. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение. – Учебник. – М.: Инфра-М. 2001. – 320 с.
10. Рашин, А. Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе// Государство и право. – 2002.7. – с. 82-91
11.Налоговое право Республики Беларусь/ Климкович А. Д., А. А. Пилипенко. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
12. Нечаева, Т. Г. Совершенствование механизма налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь// Бухгалтерский учет и анализ.- 2000.- №6 С. 17
13. Гусев, А. Б. Государство и бизнес: необходимость стабильной налоговой системы// Ассоциация менеджеров.- июль 2005.- С. 2
14.Нестабильность налоговой системы .-2009.-режим доступа:www.infofinancy.ru.- Дата доступа:16.10.09
15. Криваль, А. Швейцария в XXI веке// Главный бухгалтер, 2004, № 28. С. 79
16. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика Швеции как основа социализированной национальной экономики// Налоги Беларуси. – 2009.- № 34 С.82-88
17.Теория налогов: УМК для студ. Спец. 1 – 25 01 04 «Финансы и кредит»/ Е. Н. Петроченко, И. В. Редько. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 308 с.
18. Совершенствование налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.-2009.- Режим доступа: www.i – univer.ru.- Дата доступа: 15.11.09
19. Акентьев, В. А. О введение в действие Особенной части Налогового кодекса// Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - № 11 С.97
20. Арико, О. Н. Сравнительный анализ налогообложения в Республике Беларусь и Литовской Республике// Бухгалтерский учет и анализ.- 2000.- № 3 С. 40
21. Кишкевич, А. Д. Налоговое право Республики Беларусь/. – Мн. Тесей.- 2002. – 304 с.
22. Арико, О. Н. Сравнительный анализ налогообложения в Республике Беларусь и Литовской Республике// Бухгалтерский учет и анализ. -2000.- № 3 С. 41