Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

       С целью совершенствования налогообложения  в Республики Беларусь предлагаем следующие  меры:

       • Следует больше внимания уделять  стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая  тем самым стабилизацию экономической  ситуации в республике необходимо последовательно  сокращать количество налогов с  оборота и смещать акценты  на прямое налогообложение;

       • Представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления  целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

       • Целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при  увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком  методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как  чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

       • Следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости  от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части  платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит  сроки их уплаты раз в квартал  или раз в год;

       • Целесообразно осуществить некоторое  упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение  все показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

       • Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

       • Целесообразно введение двухуровневой  шкалы подоходного налога со ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;

       • При расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;

       • Необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов  и сборов, которые напрямую сказываются  на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

       • Заменить льготы социального характера  по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а  оставлять этим субъектам на целевые  мероприятия и развитие собственной  материальной базы.

          Следует пересмотреть порядок  предоставления льготы по налогу  на прибыль на расширение производства. Льгота по налогу на прибыль,  направляемая на расширение производства, должна использоваться на действительное  развитие производственной деятельности  предприятия, строительство производственных  объектов и жилья. В поле  действия данной льготы также  следует ввести объекты интеллектуальной  собственности. 

          Большую роль в упорядочении  налоговых отношений и унификации  налогового законодательства должен  выполнить налоговый кодекс Республики  Беларусь. Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.

          Именно кодекс должен устранить  правовые пробелы, устаревшие  предписания, противоречия и множественность  нормативных актов по вопросам  налогообложения, а также качественно  улучшить структуру налоговой  системы с одновременным обеспечением  на этой основе снижения совокупной  налоговой нагрузки. Крайне важное  значение для этого будет иметь  определение исчерпывающего перечня  республиканских и местных налогов,  сборов (пошлин); установление единых  принципов исчисления налоговой  базы, конкретных ставок соответствующих  платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины

       Можем сказать о том, что совершенствовать налоговую систему Беларуси надо начинать с самого начала с налогового кодекса. Именно он должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Налог – это принудительный сбор, который уплачивается государству в обязательном порядке. В зависимости от различных признаков выделяют следующие группы налогов: по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами и сборами; по источнику выплат; по способу формирования источника выплат.

       Налоги  в рыночной экономике выполняют  не только фискальную и распределительную  функцию, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых  льгот, различий в уровне ставок, и  тому подобных мерах государство  может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение  социальных проблем.

         Совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях составляют налоговую систему.

       Нестабильность налоговой системы объясняется постоянным пересмотром ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики страны к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как внутренним, так и внешним.

         Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. Этим и объясняется развитость одних государств и отсталость других.

       Налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и  источников покрытия; обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения

       Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности.

         В Беларуси проводится работа по сокращению налоговой нагрузки на экономику. Однако, она требует реформы, которая могла бы усовершенствовать настоящую налоговую систему Республики Беларусь.

       Большую роль в упорядочении налоговых отношений  и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь. Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.

          Именно кодекс должен устранить  правовые пробелы, устаревшие  предписания, противоречия и множественность  нормативных актов по вопросам  налогообложения, а также качественно  улучшить структуру налоговой  системы с одновременным обеспечением  на этой основе снижения совокупной  налоговой нагрузки. Крайне важное  значение для этого будет иметь  определение исчерпывающего перечня  республиканских и местных налогов,  сборов (пошлин); установление единых  принципов исчисления налоговой  базы, конкретных ставок соответствующих  платежей; повышение эффективности  налогового контроля; улучшение  работы с налогоплательщиками.  В этих целях позитивные результаты  от изменений налоговой системы  должны быть получены не путем  введения новых налогов или  повышения налоговых ставок, а  посредством рационализации налоговой  системы, расширения налоговой  базы, равномерного распределения  налоговой нагрузки и улучшения  налоговой дисциплины. 
 
 

                   Список использованных источников 
 

       1. Перов, А. В., Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 555 с.

       2. Рашин, А. Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе// Государство и право. – 2002.7. – с.82-91

       3. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Русская деловая литература, 1998.-608 с.

        4. Аронов, А. В., Кашин, В. А. Налоги и налогообложение. – М.: Экономист, 2004. – 560 с.

       5.Налогообложение:  УМК для студ. Спец. 1 – 25 01 08 «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»/ сост. и  общ. ред. М. А. Ходиковой.  – 2-е изд. С изменениями.  – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 176 с.

       6. Пилипенко, А. А. Налоговое право: Учебное пособие/ Мн.Книжный дом, 2006 – 448 с.

       7. Налоговое право: УМК для студ.спец. 1 – 24 01 02 «Правоведение», 1 - 25 01 08 «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит». В 2 частях./ сост. и общ. ред. Н. З. Свиркович.  – Ч. 1. – Новополоцк: ПГУ, 2007. –  284 с.

       8.Ежов, Ю. А. Налоговое право: Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2006 – 502 с.

       9. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение. – Учебник. – М.: Инфра-М. 2001. – 320 с.

       10. Рашин, А. Г.  Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе// Государство и право. – 2002.7. – с. 82-91

       11.Налоговое  право Республики Беларусь/ Климкович  А. Д., А. А. Пилипенко. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.

       12. Нечаева, Т. Г. Совершенствование механизма налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь// Бухгалтерский учет и анализ.- 2000.- №6 С. 17

       13. Гусев, А. Б. Государство и бизнес: необходимость стабильной налоговой системы// Ассоциация менеджеров.- июль 2005.- С. 2

       14.Нестабильность налоговой системы .-2009.-режим доступа:www.infofinancy.ru.- Дата доступа:16.10.09

       15. Криваль, А. Швейцария в XXI веке// Главный бухгалтер, 2004, № 28. С. 79

       16. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика Швеции как основа социализированной национальной экономики// Налоги Беларуси. – 2009.- № 34 С.82-88

       17.Теория  налогов: УМК для студ. Спец. 1 –  25 01 04 «Финансы и кредит»/ Е.  Н. Петроченко, И. В. Редько. –  Новополоцк: ПГУ, 2009. – 308 с.

       18. Совершенствование налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.-2009.- Режим доступа: www.i – univer.ru.- Дата доступа: 15.11.09

       19. Акентьев, В. А. О введение в действие Особенной части Налогового кодекса// Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - № 11 С.97

       20. Арико, О. Н. Сравнительный анализ налогообложения в Республике Беларусь и Литовской Республике// Бухгалтерский учет и анализ.- 2000.- № 3 С. 40

       21. Кишкевич, А. Д. Налоговое право Республики Беларусь/. – Мн. Тесей.- 2002. – 304 с.

        22. Арико, О. Н. Сравнительный анализ налогообложения в Республике Беларусь и Литовской Республике// Бухгалтерский учет и анализ. -2000.- № 3 С. 41

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности