Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;
- выявить экономические последствия экономической нестабильности;
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;
-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5
1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5
1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6
1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9
1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15
2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21
2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26
2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………32
Приложения
При этом налогообложение юридических лиц в рассматриваемой системе ограничено применением налога на прибыль корпораций, налогом на доходы от продаж и капитальных активов, налогом штатов на деловую активность.
Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль акцизов.
Налоговая
система Германии значительно отличается
от североамериканских систем. Инвестиционный
потенциал системы
Конкурентный потенциал налоговой системы Германии более высокий, чем североамериканский, и включает прогрессивное налогообложение сверхприбылей, систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор).
Налогообложение
доходов юридических лиц
Значительную роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение.
Налоговая
система Франции интересна тем,
что именно в этой стране был разработан
и впервые в 1954 году внедрен НДС.
Налоговая система нацелена в
основном на обложение потребления.
Налоги на доходы и собственность
являются умеренными. Отличительная
черта налоговой системы
Структура налогообложения в Швейцарии достаточна сложна: благодаря федеральной структуре в стране отсутствует централизованная налоговая система и налоги взимаются на трех уровнях. На первом уровне уплачиваются федеральные налоги, которые исчисляются по единым для всех правилам. На втором – кантональные налоги, которые устанавливаются каждым из 26 кантонов. На третьем уровне взимаются муниципальные налоги. Следует отметить, что на практике муниципальные налоги отдельно не уплачиваются и, как правило, являются частью какого-либо кантонального налога.
В 2002 году доля налогов в структуре ВВП страны составила 33.8%, что выше чем в США, Японии или Австралии, но значительно ниже чем в Германии, Италии или Франции, а если принять во внимание уровень налогообложения к чистому доходу, то этот показатель в Швейцарии в 2 раза ниже, чем в Германии, и в 2002 году находился в пределах 21 %. Кроме того, несколько кантонов при определенных условиях предоставляют иностранным инвесторам практически полное освобождение от уплаты кантональных сборов, что создало Швейцарии имидж оффшорной зоны
Особый интерес представляет модель налоговой системы Швеции.
В налоговую систему Швеции входят такие налоги как:
-личный
подоходный. Ему принадлежит всемирная
роль в доходах разных уровней.
Применяются следующие ставки подоходного налога на личный доход:
По шкале установленной центральным правительством, - ставка 20% (налогооблагаемый доход выше 328800 шведских крон, или 35500 евро) и 25% ( налогооблагаемый доход выше 496000шведских крон, или 53490 евро).
По шкале, установленной местными органами власти,- по средней ставке 31.44%.
-корпоративное налогообложение. Подоходный налог с корпораций был введён в 1994г. по ставке 28%, действующей и на сегодняшний день.
-НДС.
Система обложения налогом на
добавленную стоимость в
Стандартная ставка НДС составляет 25%. Пониженная – 12% применяется к продовольствию и услугам, связанным с туризмом. Льготная ставка 6% используется по реализации внутригосударственных ежедневных и еженедельных газет и периодических изданий, перевозке пассажиров, услуг подъемника для лыжников, реализации билетов на концертно-зрелищные мероприятия. Освобождение от НДС распространяется на реализацию товаров ( включая лекарства ), услуг, золота в инвестиционных целях, некоторых финансовых услуг, услуги по страхованию и перестрахованию.
Применяются и повышенные (30-33%) ставки НДС, если предприятие энергоемкое, либо «производит» много различных отходов от своей основной деятельности.
-акцизы. Перечень видов акциза в Швеции достаточно обширный. Акцизная корзина включает: алкогольную продукцию, отходы, инсектициды, энергоносители, окись углерода и серы, удобрения, атомную энергию, природный гравий, доходы от лотерей, рекламы, выигрышей, азартных игр, табачных изделий и др.
Акцизы поступают в государственный бюджет и составляют значительную часть доходов страны – примерно 82 млрд. шведских крон ежегодно. Примерно 55-60 млрд. шведских крон из этой суммы обеспечивает акциз на энергоносители, в том числе на бензин.
-налоги
на имущество. Для занятых
-социльные
платежи. В 2008 г. ставка социальных
платежей составила у
Служащие
платят дополнительный страховой взнос
7% от полученного дохода, который
может быть полностью отнесен
на уменьшение подоходного налога.
Лица свободных профессий и
От вкладов на социальное обеспечение освобождены лица, которые получали пособия по безработице, по болезни, пенсии по инвалидности или социальные пособия более 1 года. С 2008г., если работодатель принимает на работу выше указанных лиц, то ему возмещают социальные платежи в двойном размере. Социальные платежи для служащих в возрасте 18 – 25 лет составляет до 21.31%.
-налоговое
администрирование. С 1998г.
Уплата
налогов может осуществляться через
интернет или посредством других
сетей. Также можно уплатить налоги
через мобильный телефон, ввести
данные социального страхования
и код высланный
Итак, можем сказать о том, что налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными органами власти. Виды налогов устанавливает парламент, а ставки устанавливают местные власти. Налогообложение ориентировано на потребление. НДС взимается по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире). Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.
Таким
образом, налоговая система любого государства
создается сообразно общественно-политическому
устройству общества, типу государства,
его задачам, принятым конечным целям
и проводимой экономической политике.
Этим и объясняется развитость одних государств
и отсталость других.
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Общая характеристика налоговой системы в Республике Беларусь
Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, определив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов в Республике Беларусь по основным классификационным признакам можно выделить следующие (см. приложение В).
Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства .
Сложившаяся
в Республике Беларусь система налогообложения
характеризуется высоким
В настоящее время в Республике Беларусь действую следующие нормативно-правовые акты:
- Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»
- Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»
- Декрет Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности»
- Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».
Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Наиболее характерными структурными элементами относящимися к понятию налоговой системы Республики Беларусь можно выделить:
- виды налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками Республики Беларусь;
-
основания возникновения,
-
принципы установления, введения
в действие, а также прекращения
действия ранее введенных
-
права и обязанности
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
-
порядок обжалования актов
В Республике Беларусь происходит становление социально ориентированной модели рынка. Действующая в настоящее время в Беларуси налоговая система сложна и отличается большим количеством налоговых и неналоговых платежей. В первую очередь это касается системы целевых бюджетных фондов.
Важно еще раз отметить, что главным источником дохода бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги: НДС и акцизы. В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются. Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию.