Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

       При этом налогообложение юридических  лиц в рассматриваемой системе  ограничено применением налога на прибыль  корпораций, налогом на доходы от продаж и капитальных активов, налогом  штатов на деловую активность.

       Важной  характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль акцизов.

       Налоговая система Германии значительно отличается от североамериканских систем. Инвестиционный потенциал системы налогообложения  Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов. Региональный потенциал включает субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот, предоставляемых региональным бюджетом; избирательное региональное налоговое стимулирование.

       Конкурентный  потенциал налоговой системы  Германии более высокий, чем североамериканский, и включает прогрессивное налогообложение  сверхприбылей, систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор).

       Налогообложение доходов юридических лиц включает налог на прибыль, социальные выплаты, промысловый налог.

       Значительную  роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение.

       Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 году внедрен НДС. Налоговая система нацелена в  основном на обложение потребления. Налоги на доходы и собственность  являются умеренными. Отличительная  черта налоговой системы Франции  – высокая доля взносов в фонды социального назначения. Основной налог, дающий большую часть поступлений, - НДС (45 %). Стандартная ставка НДС – 18.6 %, повышенная 22 %. Преобладают 2 вида местных налогов: налог на предприятие и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики

       Структура налогообложения в Швейцарии  достаточна сложна: благодаря федеральной  структуре в стране отсутствует  централизованная налоговая система  и налоги взимаются на трех уровнях. На первом уровне уплачиваются федеральные налоги, которые исчисляются по единым для всех правилам. На втором – кантональные налоги, которые устанавливаются каждым из 26 кантонов. На третьем уровне взимаются муниципальные налоги. Следует отметить, что на практике муниципальные налоги отдельно не уплачиваются и, как правило, являются частью какого-либо кантонального налога.

       В 2002 году доля налогов в структуре  ВВП страны составила 33.8%, что выше чем в США, Японии или Австралии, но значительно ниже чем в Германии, Италии или Франции, а если принять  во внимание уровень налогообложения  к чистому доходу, то этот показатель в Швейцарии в 2 раза ниже, чем в Германии, и в 2002 году находился в пределах 21 %. Кроме того, несколько кантонов при определенных условиях предоставляют иностранным инвесторам практически полное освобождение от уплаты кантональных сборов, что создало Швейцарии имидж оффшорной зоны

       Особый  интерес представляет модель налоговой  системы Швеции.

       В налоговую систему Швеции входят такие налоги как:

       -личный  подоходный. Ему принадлежит всемирная  роль в доходах разных уровней.  Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они находятся на территории страны более 183 дней в году. С 1991 года в Швеции действует «двойная» система подоходного налога.

       Применяются следующие ставки подоходного налога на личный доход: 

         По шкале установленной центральным правительством, - ставка 20% (налогооблагаемый доход выше 328800 шведских крон, или 35500 евро) и 25% ( налогооблагаемый доход выше 496000шведских крон, или 53490 евро).

По шкале, установленной местными органами власти,- по средней ставке 31.44%.

       -корпоративное  налогообложение. Подоходный налог с корпораций был введён в 1994г. по ставке 28%, действующей и на сегодняшний день.

       -НДС.  Система обложения налогом на  добавленную стоимость в Швеции  построена по принципу обложения  внутри ЕС. Предприятие, имеющее  обороты, в размере более 1 млн.  шведских крон, должно быть зарегистрировано  в местных налоговых органах  в качестве плательщика НДС.  Если обороты составляют менее  1 млн. шведских крон, то регистрация  необязательна.

       Стандартная ставка НДС составляет 25%. Пониженная – 12% применяется к продовольствию и услугам, связанным с туризмом. Льготная ставка 6% используется по реализации внутригосударственных ежедневных и еженедельных газет и периодических изданий, перевозке пассажиров, услуг подъемника для лыжников, реализации билетов на концертно-зрелищные мероприятия. Освобождение от НДС распространяется на реализацию товаров ( включая лекарства ), услуг, золота в инвестиционных целях, некоторых финансовых услуг, услуги по страхованию и перестрахованию.

       Применяются и повышенные (30-33%) ставки НДС, если предприятие энергоемкое, либо «производит» много различных отходов от своей  основной деятельности.

       -акцизы. Перечень видов акциза в Швеции достаточно обширный. Акцизная корзина включает: алкогольную продукцию, отходы, инсектициды, энергоносители, окись углерода и серы, удобрения, атомную энергию, природный гравий, доходы от лотерей, рекламы, выигрышей, азартных игр, табачных изделий и др.

       Акцизы  поступают в государственный  бюджет и составляют значительную часть  доходов страны – примерно 82 млрд. шведских крон ежегодно. Примерно 55-60 млрд. шведских крон из этой суммы обеспечивает акциз на энергоносители, в том  числе на бензин.

       -налоги  на имущество. Для занятых владельцем  зданий плата составляет 6000 шведских  крон (650 евро) ежегодно, но не более  0.75% оценочной стоимости. Для квартир  и жилых помещений плата составляет 1200 шведских крон (130 евро) за квартиру в год, но не более 0.4% оценочной стоимости квартиры. С 2008г. увеличен налог на прирост капитальной стоимости жилья, который составляет 22% ( ранее применялась ставка в размере 20%).

       -социльные  платежи. В 2008 г. ставка социальных  платежей составила у работодателя 32.42%.

       Служащие  платят дополнительный страховой взнос 7% от полученного дохода, который  может быть полностью отнесен  на уменьшение подоходного налога. Лица свободных профессий и индивидуальные предприниматели должны сами непосредственно платить за социальное обеспечение исходя из полученных ими деловых доходов от осуществляемой деятельности по ставке 30.71%.

       От  вкладов на социальное обеспечение  освобождены лица, которые получали пособия по безработице, по болезни, пенсии по инвалидности или социальные пособия более 1 года. С 2008г., если работодатель принимает на работу выше указанных лиц, то ему возмещают социальные платежи в двойном размере. Социальные платежи для служащих в возрасте 18 – 25 лет составляет до 21.31%.

       -налоговое  администрирование. С 1998г. введен  единый налоговый счет. У каждого  налогоплательщика в его налоговом  управлении такой счет один. На  этот счет перечисляются все  налоговые платежи. По данным  налогового счета можно получить информацию обо всех поступивших суммах налогов.

       Уплата  налогов может осуществляться через  интернет или посредством других сетей. Также можно уплатить налоги через мобильный телефон, ввести данные социального страхования  и код высланный налогоплательщику  по почте, и отправить эти данные на номер Казначейства.

       Итак, можем сказать о том, что налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными органами власти. Виды налогов устанавливает парламент, а ставки устанавливают местные власти. Налогообложение ориентировано на потребление. НДС взимается по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире). Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.  

       Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. Этим и объясняется развитость одних государств и отсталость других.  
 
 

        2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       2.1 Общая характеристика налоговой системы в Республике Беларусь

         Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, определив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов в Республике Беларусь по основным классификационным признакам можно выделить следующие (см. приложение В).

       Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой  группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства .

       Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения  характеризуется высоким уровнем  налогового бремени, преобладанием  косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению  с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны  к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и  доходов занимают, примерно, четвертую  часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой  системе слабо увязывается с  результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением  и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью)

       В настоящее время в Республике Беларусь действую следующие нормативно-правовые акты:

       - Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»

       - Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»

       - Декрет Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности»

       - Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

       Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

       Наиболее  характерными структурными элементами относящимися к понятию налоговой  системы Республики Беларусь можно  выделить:

       - виды налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками Республики Беларусь;

       - основания возникновения, изменения  и прекращения налоговых правоотношений, а также порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

       - принципы установления, введения  в действие, а также прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов;

       - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников налоговых отношений;

       - формы и методы налогового  контроля;

       - ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

       - порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц

       В Республике Беларусь происходит становление социально ориентированной модели рынка. Действующая в настоящее время в Беларуси налоговая система сложна и отличается большим количеством налоговых и неналоговых платежей. В первую очередь это касается системы целевых бюджетных фондов.

         Важно еще раз отметить, что главным источником дохода бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги: НДС и акцизы. В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются. Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности