Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;
- выявить экономические последствия экономической нестабильности;
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;
-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5
1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5
1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6
1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9
1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15
2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21
2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26
2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………32
Приложения
На
практике заметно очевидное
Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы Беларуси в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.
Инвестиционный
потенциал налоговой системы
Беларуси включает такие элементы,
как ускоренная амортизация, льготы
по налогу на прибыль, идущую на развитие
хозяйствующего субъекта, и возможность
получения инвестиционного
Отраслевой
потенциал как элемент
Конкурентный
потенциал данной системы следует
признать весьма низким (отсутствует
даже такой его механизм, как прогрессивное
налогообложение доходов
Фискальная
функция системы
Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.
Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.
У
нас сложилась диспропорция между
прямыми и косвенными налогами. Упор
преимущественно на косвенное налогообложение
объективно предполагает рост цен. В
условиях высокой конкуренции
На
наш взгляд, еще не найдены и
оптимальные значения ставок налогов.
Высокий уровень изъятия
Нет экономического обоснования и для существования столь большого количества налогов. Практически для каждого из них определяется своя база. До сих пор не решены вопросы двойного обложения. Например, оборотными налогами облагаются налоги, включаемые в себестоимость продукции. Кстати, последние по своей сути не являются затратами на производство и реализацию продукции, и их включение в себестоимость, с экономической точки зрения, вообще сомнительно.
Мы
считаем, что некоторые налоги механически
заимствованы в Беларуси из плановой
экономики и в современных
условиях утратили свое значение. Так,
налог на недвижимость является аналогом
ранее существовавшей платы за фонды,
которая стимулировала
В
нашей стране начисление и уплата
большей части налогов и сборов
производятся ежемесячно. Возможно, когда-то
в условиях постоянного дефицита
бюджета это было правильно. Но сейчас
ситуация иная. Кроме того, опыт многих
стран свидетельствует о
Разумеется, мы затронули далеко не все проблемы. Их можно дополнить, проведя детальный анализ каждого из налогов и платежей, в частности, объектов и баз налогообложения, ставок, льгот.
Одним
из недостатков системы
Неурегулированность законодательства и взаимосвязанность платежей приводит к тому, что если плательщик неправильно произвёл расчёты по одному налогу, то автоматически ошибка воспроизводится в расчётах по другим платежам.
Существующая
налоговая система
Не соблюдаются и принципы построения налоговой политики, что приводит к нарушениям правовой базы налогообложения. Крупным источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы.
Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг. предусматривает для повышения справедливости и нейтральности налоговой системы, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам совершенствование процедуры уплаты налогов, сборов (пошлин).
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
Упрощение налоговой системы будет осуществляться, прежде всего, на сокращении числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
Реформирование
налоговой системы, кроме совершенствования
законодательства, должно также включать
установление жесткого оперативного контроля
за соблюдением действующих
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия; обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности
Таким
образом, основным принципом формирования
налоговой системы Республики Беларусь
является принцип равенства и справедливости
по отношению к налогоплательщикам. Это
декларируется в Законе Республики Беларусь
«О налогах и сборах взимаемых в бюджет
Республики Беларусь». В целях обеспечения
наибольших сборов налогов белорусские
законодатели выбрали в качестве главных
объектов налогообложения выручку от
реализации продукции, работ и услуг, и
заработную плату.
2.2
Основные принципы
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь - это базовые принципы организации и функционирования налоговой системы Республики Беларусь, раскрывающие положения Конституции Республики Беларусь применительно к вопросам налогообложения, определены ст. 2 Налогового кодекса.
Регулирование
властных отношений по установлению,
введению, изменению, прекращению действия
налогов, сборов (пошлин). Таким отношениям,
непосредственным образом связанным
с установлением новых
Регулирование отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства. Содержание категории «налоговое обязательство» раскрыто в ст. 36, а отношения, связанные с исполнением налогового обязательства, составляют предмет регулирования раздела II Кодекса.
Регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления уполномоченными на то органами налогового контроля. Основные положения по системе мер, составляющих в своей совокупности налоговый контроль, и порядок их применения налоговыми и таможенными органами установлены гл. 9 Налогового кодекса.
Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:
1.
Каждое лицо обязано
2.
Ни на кого не может быть
возложена обязанность
3.
Налогообложение в Республике
Беларусь основывается на
4.
Не допускается установление
налогов, сборов (пошлин) и льгот
по их уплате, наносящих ущерб
национальной безопасности