Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

       На  практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения  на его высшем уровне, более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определения  налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.

       Экономическая (регулирующая) функция налоговой  системы Беларуси в целом реализуется  весьма слабо, механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для  этого имеются.

       Инвестиционный  потенциал налоговой системы  Беларуси включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность  получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне  сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей  тенденцией завышения издержек для  уклонения от уплаты налогов.

       Отраслевой  потенциал как элемент белорусской  системы налогообложения представлен  фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых  льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

       Конкурентный  потенциал данной системы следует  признать весьма низким (отсутствует  даже такой его механизм, как прогрессивное  налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень  монополизации в экономике.

       Фискальная  функция системы налогообложения  Беларуси представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью  налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным. Значительно усложняют налоговую систему и увеличивают фискальное бремя местные налоги и сборы. По каждому из них ежегодно утверждается отдельная инструкция. А таких платежей немало.

       Доходы  физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

       Для получения реальных денежных доходов  государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

       У нас сложилась диспропорция между  прямыми и косвенными налогами. Упор преимущественно на косвенное налогообложение  объективно предполагает рост цен. В  условиях высокой конкуренции увеличивать цены на белорусские товары невозможно. Поэтому большой удельный вес косвенных налогов в структуре цены оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность отечественной продукции.

       На  наш взгляд, еще не найдены и  оптимальные значения ставок налогов. Высокий уровень изъятия доходов, решая задачу наполнения бюджета, не оставляет предприятиям достаточных  средств для сохранения и укрепления положения на традиционных и новых  рынках.

       Нет экономического обоснования и для  существования столь большого количества налогов. Практически для каждого  из них определяется своя база. До сих  пор не решены вопросы двойного обложения. Например, оборотными налогами облагаются налоги, включаемые в себестоимость  продукции. Кстати, последние по своей  сути не являются затратами на производство и реализацию продукции, и их включение  в себестоимость, с экономической  точки зрения, вообще сомнительно.

       Мы  считаем, что некоторые налоги механически  заимствованы в Беларуси из плановой экономики и в современных  условиях утратили свое значение. Так, налог на недвижимость является аналогом ранее существовавшей платы за фонды, которая стимулировала реализовывать  неиспользуемое или недостаточно используемое имущество, снижать фондоемкость производства. В рыночных условиях собственник  в управлении капиталом руководствуется  другими принципами, прежде всего  экономической целесообразностью  приобретения и использования имущества. Поэтому сегодня налог на недвижимость не вписывается в стратегию развития экономики, направленную на привлечение  инвестиций, обновление основного капитала, широкое внедрение новых технологий.

       В нашей стране начисление и уплата большей части налогов и сборов производятся ежемесячно. Возможно, когда-то в условиях постоянного дефицита бюджета это было правильно. Но сейчас ситуация иная. Кроме того, опыт многих стран свидетельствует о возможности  безболезненного продления налогового периода с вытекающим отсюда значительным экономическим эффектом от снижения затрат на расчеты и организационное  обеспечение уплаты налогов как  для налогоплательщиков, так и  для государства.

       Разумеется, мы затронули далеко не все проблемы. Их можно дополнить, проведя детальный  анализ каждого из налогов и платежей, в частности, объектов и баз налогообложения, ставок, льгот.

       Одним из недостатков системы налогообложения  Беларуси является введение частых изменений  и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к  работе, как плательщики, так и  налоговые органы. Это наносит  ущерб полноте и регулярности налоговых поступлений в бюджет. Законодательная и нормативная база по налогам усложнена, что приводит к ошибкам, как со стороны бухгалтеров предприятий, так и со стороны работников контролирующих органов. Однако, последние не несут за это какой-либо ответственности.

       Неурегулированность законодательства и взаимосвязанность  платежей приводит к тому, что если плательщик неправильно произвёл расчёты по одному налогу, то автоматически ошибка воспроизводится в расчётах по другим платежам.

       Существующая  налоговая система характеризуется  недореализованностью фискальной функции. С помощью фискальной функции формируется бюджетный фонд. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными, равномерно распределяться в региональном разрезе. В нынешней ситуации налоги слабо влияют на темпы инфляции, то есть не регулируют денежную массу, так как в полной мере ложатся на доход потребителя.

       Не  соблюдаются и принципы построения налоговой политики, что приводит к нарушениям правовой базы налогообложения. Крупным источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы.

       Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг. предусматривает для повышения  справедливости и нейтральности  налоговой системы, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику  оборотных налогов и сборов, исчисляемых  от выручки реализации товаров и  услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам совершенствование процедуры уплаты налогов, сборов (пошлин).

       Одним из приоритетных направлений налоговой  реформы станет упрощение налоговой  системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

          Упрощение налоговой системы будет осуществляться, прежде всего, на сокращении числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

       Реформирование  налоговой системы, кроме совершенствования  законодательства, должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов  и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и  теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

       Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что налоговая  система Республики Беларусь требует  пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение  системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность  характера платежа, налоговой базы и  источников покрытия; обоснование  нормативной базы механизма налогообложения  и практики применения налогов и  неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных  платежей, стратегии и тактики  налогообложения.

         Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности

       Таким образом, основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. 
 

    2.2 Основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь

       Основные  принципы налогообложения в Республике Беларусь - это базовые принципы организации и функционирования налоговой системы Республики Беларусь, раскрывающие положения Конституции Республики Беларусь применительно к вопросам налогообложения, определены ст. 2 Налогового кодекса.

       Регулирование властных отношений по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин). Таким отношениям, непосредственным образом связанным  с установлением новых налоговых  платежей или модификацией существующего  налогового режима, посвящены положения  ст. 11 и 12 Налогового кодекса.

       Регулирование отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства. Содержание категории «налоговое обязательство» раскрыто в ст. 36, а отношения, связанные  с исполнением налогового обязательства, составляют предмет регулирования  раздела II Кодекса.

       Регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления уполномоченными  на то органами налогового контроля. Основные положения по системе мер, составляющих в своей совокупности налоговый  контроль, и порядок их применения налоговыми и таможенными органами установлены гл. 9 Налогового кодекса.

       Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:

       1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы  (пошлины), по которым это лицо  признается плательщиком.

       2. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины), а также  обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов,  сборов (пошлин) иные взносы и  платежи, не предусмотренные настоящим  Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в  соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь.

       3. Налогообложение в Республике  Беларусь основывается на признании  всеобщности и равенства.

       4. Не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности Республики  Беларусь, ее территориальной целостности,  политической и экономической  стабильности, в том числе нарушающих  единое экономическое пространство  Республики Беларусь, ограничивающих  свободное передвижение физических  лиц, перемещение (товаров, услуг)  или финансовых средств в пределах  территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности