Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

       5. Допускается установление особых  видов таможенных пошлин либо  дифференцированных ставок таможенных  пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров в соответствии  с настоящим Кодексом и таможенным  законодательством.

       Главным из принципов налогообложения на котором основывается налоговая  система государства является принцип  всеобщности и равенства.  Вторым не мало важным можно выделить первый принцип, так как каждое лицо должно уплачивать установленные для него налоги и нести в случае неуплаты ответственность. Еще можно выделить второй принцип, так как в нем указано, что каждый сам выполняет обязанность по уплате налолгов и ни на кого больше эта обязанность не может быть возложена.

       Таким образом, выделенные принципы лежат  в основе налогообложения. Можно  сказать о том, что выделено пять базовых принципов организации и функционирования налоговой системы Республики Беларусь, раскрывающих положения Конституции Республики Беларусь применительно к вопросам налогообложения, определеных ст. 2 Налогового кодекса, однако, в ходе написания работы выделены три принципа.  

       2.3 Показатели деятельности налоговых органов за 2008-2009гг.

       В последнее время в Беларуси проведена  значительная работа по совершенствованию  налоговой системы, в результате чего снижается налоговая нагрузка, упрощается механизм взимания налогов, сокращается их количество. Значительно  упрощено налогообложение малых  и средних предприятий. Однако, до совершенства налоговой системе  Беларуси еще «далеко».

       Так, в 2006-2010 гг. налоговая нагрузка на экономику  Беларуси сократится на 4.7 процентного  пункта. За последние пять лет в  Беларуси отменено более 20 налогов. За это время значительно сократилась  и налоговая нагрузка на экономику.

       В 2009-2010 гг. продолжается работа по упрощению  налоговой системы и снижению налогового бремени на экономику.

       Так, в 2009 г. снижена ставка сбора в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки до 1% от выручки, полученной от реализации товаров. Также установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5%.

       В 2010 г. Предусматривается отменить местные  целевые сборы из прибыли, взимаемые  по ставке 3 %, а также отменить сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с продаж в  розничной торговле.

       С отменой этих налогов планируется  получить ту налоговую систему, которая  понятно будет восприниматься любым  западным инвестором и представителем зарубежного бизнеса.

       Проведем  сравнительный анализ работы налоговых  органов за первое полугодие 2008 и 2009 гг.:

       В консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2008 г. поступило 23.3 трлн. руб., а в 2009 г. – 20.4 трлн. руб, что на 2.9 трлн. руб меньше предыдущего года.

       Платежи, контролируемые налоговыми органами, составили в 2008 г. – 15.9 трлн. руб и  сформировали 68.3 % доходной части консолидированного бюджета. В 2009 г. – 14.7 трлн. руб., или 72.1 %.

       Преобладающая часть поступлений, контролируемых налоговыми органами (2008 г.), - 38.5 % - обеспечена плательщиками г. Минска. На долю Гомельской области приходится 15.2 % всех платежей, Минской – 14.2 %, Витебской области  – 11.8 %, остальных регионов республики – 20.3 %.

         В 2009 г. по городу Минску  – 43.5 %. Гомельская область –  13.4 %, Витебская область – 12.7 %, Минская область – 9.6 %, остальные  регионы республики – 20.8 %.

       На  основе данных составим более подробную таблицу вклада регионов в формирование консолидированного бюджета. Данные представим в таблице. 

       Таблица 2.1 - Вклад регионов в формирование консолидированного бюджета 

Название  региона Первое полугодие 2008 г. Первое полугодие 2009 г.
г. Минск                38.5%      43.5%
Могилевская обл.        6.8%      6.4%
Минская обл.                14.2%      9.6%
                                                                                          Окончание таблицы 2.1
 
Гродненская обл.
 
        6.5%
 
     6.8%
Витебская обл.        11.8%      12.7%
Гомельская  обл.                 15.2%      13.4%
Брестская обл.                 7.0%      7.6%
 

       Источник: собственная разработка на основе и  

       Можем сказать о том, что налоговая  нагрузка на экономику Беларуси хотя и медленно, но уменьшается конечно  не по всем регионам, хотя процент некоторых налогов растет.

       Составим сравнительную таблицу структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за первое полугодие 2008 и 2009 гг. Данные представим в таблице 2.2. 

            Таблица 2.2 - Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за первое полугодие 2008 и 2009 гг. 

Название  налога     2008 г.      2009 г.
Акцизы     10.6% 10.6%
Налог на добавленную стоимость     20.4% 24.4%
Налог при упрощенной системе налогообложения     0.9% 1.3%
Прочие  налоги     17.3% 16.0%
Налоги  на прибыль и доходы     18.4% 14.5%
Подоходный  налог     10.9% 14.3%
Отчисления  в инновационные фонды     5.8% 5.5%
Экологический налог     1.2% 2.2%
Единый  налог с ИП и иных физ.лиц     0.7% 1.0%
Налог на недвижимость     4.1% 3.3%
Земельный налог     2.1% 2.0%
                                                     Окончание таблицы 2.2                                                      
Платежи исчисляемые из выручки     7.6% 4.9%
 

     Источник: собственная разработка на основе и  

     Можно сказать о том, что в Беларуси проводится работа по сокращению налоговой  нагрузки на экономику. Однако, она требует реформы, которая могла бы усовершенствовать налоговую систему Республики Беларусь.

       2.4 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

       Правильно установленные налоги в сочетании  с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного  производства.

          Для успешного функционирования  налоговой системы должны быть  созданы соответствующие экономические  условия. Особое значение приобретает  устойчивость, стабильность налоговой  системы, позволяющая товаропроизводителям  прогнозировать результаты хозяйственной  деятельности, обеспечивать гарантии  для долгосрочных инвестиционных  проектов.

          К механизму налогообложения  предъявляют очень высокие требования. Он должен, прежде всего, содействовать  высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность  в результатах своего труда  производителей и работников. И  в то же время он должен  побуждать предприятия эффективно  использовать фонды, товарно-материальные  запасы, сокращать производственные  расходы. 

          Обязательным условием высокой  эффективности системы налогообложения  является соответствие ее следующим  требованиям:

          Она должна создавать возможности  и стимулировать процессы на  предприятиях, способствующие созданию  вновь созданной стоимости, поскольку  это позволит обеспечить необходимые  темпы экономического роста объема  производства, максимальную занятость  населения, устойчивость денежной  единицы и предпосылки сохранения  сложившегося уровня цен. Вот  почему возлагаемое на предприятия  государством налоговое бремя  не должно быть чрезмерным, и  не должно лишать предприятия  источников самофинансирования;

         - Быть предельно простой, легко доступной для восприятия любым плательщиком;

         - Должна быть цельной. Отдельные элементы налогообложения должны бать взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга;

         - Иметь справедливый, нейтральный по отношению ко всем плательщикам налогов характер, обеспечивать равные требования к субъектам хозяйствования с точки зрения их участия в формировании фонда денежных ресурсов;

          - Обладать гибкостью, создавать в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;

         - Нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

          Естественно, что построить систему  налогообложения, отвечающую всем  принципам, нелегко. 

          В ходе написания работы и  анализа элементов налоговой  системы был выявлен ряд недостатков  действующей системы налогообложения.

       Создание  налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность  и целенаправленность в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и  целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

       Требование  комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи  и отчисления должны быть связаны  между собой, органически дополнять  друг друга, не противоречить системе  в целом. Налоги используются как  фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.

       Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы  является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике  наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным  структурным изменениям в институциональных  секторах экономики. Концепция налоговой  реформы, на наш взгляд, должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое  регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.

       Выбор приоритетов налогообложения в  инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и  прогнозируемых ресурсных, спросовых, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного производства в целях обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь в условиях реализации стратегии устойчивого экономического развития, оценки экономических последствий применяемых мер налогового регулирования затрудняет определение и осуществление общей стратегии налогообложения в стране. Основная задача налогообложения в сфере инновационной деятельности - обеспечение инновационной активности и создание избирательной системы льгот. Предоставление различных преференций субъектам инновационной деятельности предполагает дифференциацию и должно быть обусловлено расширением объемов производства конкурентоспособной продукции. Инновационные льготы должны быть гибкими, для чего необходимо осуществлять постоянный мониторинг используемых рычагов применительно к различным субъектам хозяйствования и направлениям деятельности

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности