Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«Полоцкий государственный  университет»

Факультет    финансово - экономический

Кафедра «    Экономической теории    » 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине    Макроэкономика

Тема:

Налоговая система  Республики Беларусь. Экономические последствия  налоговой нестабильности 

Студентка финансово-экономического факультета, 2 курс, 08-ЭП

Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)

Слайковская Валерия Сергеевна

(фамилия,  имя, отчество) 
 

Руководитель  проекта

Старший преподаватель

(ученое  звание, ученая степень,  должность)

Лазука  Ольга Николаевна

(фамилия,  имя, отчество) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новополоцк 2009

                             Cодержание

                                                                      С.

       Введение……………………………………………………………2

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ……5

       1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5                                                           

       1.2 Понятие налоговой системы и  принципы её формирования.6

       1.3 Экономические последствия налоговой  нестабильности…..9

       1.4 Характеристика налоговой системы  зарубежных стран……10

       2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

       2.1 Общая характеристика налоговой  системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

       2.2 Основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

       2.3 Показатели деятельности налоговых  органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

       2.4 Пути совершенствования налоговой  системы……………......29

       Заключение…………………………………………………………..30

       Список  использованной литературы………………………………32

       Приложения

        ВВЕДЕНИЕ

       Вопросы налогообложения значимы для  любого государства. Налоговые поступления  служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для  выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая  система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством  различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать  инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.

        Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает  необходимость выполнения государством оборонных (обеспечение существования  нации, защита ее суверенитета, национальных границ), экономических (создание и  управление государственным сектором в экономике, программирование и  регулирование экономики), социальных (социальные выплаты или дотации  населению, забота о малоимущих слоях  общества), экологических и других функций.

        Важную роль, которую  играет государство в области  экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации  в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Причем, в подавляющем большинстве стран основным источником доходов государства являются взимаемые с юридических и физических лиц налоги.

        В Беларуси за счет налогов формируется 80% доходов консолидированного бюджета, что соответствует общемировым показателям.

        Значимость налогов  для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических и прикладных проблем  формирования налоговой системы Республики Беларусь.

        Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

        Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих  задач:

        -раскрыть понятие  и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения; 

        - выявить экономические  последствия экономической нестабильности;

        -охарактеризовать  сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

        -проанализировать  причины и возможности оптимизации  налогообложения;

        -сформулировать  предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

        Предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь, а объектом исследования являются отношения, связанные с расчетами по налогам и сборам.

        В целом, можно отметить высокий уровень разработанности  темы вопросов реформирования налоговой системы в Республике Беларусь. Однако, в ряде работ присутствует однобокость подходов. Кроме того, в связи со значительными изменениями в налоговом законодательстве в последние годы, многие серьезные аналитические исследования теряют свою актуальность в связи с изменениями в налоговой системе.

        В отношении уровня правового регулирования рассматриваемых  вопросов можно отметить, что с  принятием Налогового Кодекса, налоговая система Республики Беларусь была существенно реформирована, снят ряд противоречий, урегулированы наиболее сложные и спорные вопросы налогового права, расширены права налогоплательщиков, более определенно сформулированы права и обязанности налоговых органов. Однако, в процессе реализации норм законодательства о налогах и сборах возникают противоречивые ситуации.  
 
 

 

        1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

       1.1Понятие  и виды налогов 

       Налог - форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в  бюджет соответствующего уровня (или  целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный  и безвозвратный платеж.

       Налоги  – это обязательные платежи юридических  и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных  потребностей.

       Сбор  налогов это первостепенная функция  государства. Она создает финансовый фундамент для осуществления  всех иных функций, обеспечивая членам общества конституционные гарантии в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны правопорядка. Соответственно, как справедливо  утверждает А.Г.Рашин, эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса  страны зависит от того, насколько  правильно и гибко построена система налогообложения.

         Как утверждает Н.Ю.Круглова, налоги  являются атрибутом любого государства.  В условиях рыночной экономики  они представляют собой один  из немногих рычагов, с помощью  которого государство может регулировать  социальные и экономические процессы, происходящие в обществе.

       Взимание  налогов регулируется налоговым  законодательством.

       По  мнению А.В.Аронова и В.А.Кашина, налоги представляют собой обязательный встроенный элемент современных экономических  отношений Налоги также являются финансовой базой современного демократического государства. В основу налогообложения  в таком государстве заложен  особый род общественного договора (между государственной властью  и населением), по которому граждане этого государства принимают  на себя обязанность платить налоги, а государство, со своей стороны, обязуется не вводить налоги и  не расходовать собранные в виде налогов денежные средства без согласия и вне контроля своих граждан (в лице их представителей в органах законодательной власти).

       Налоги  в рыночной экономике выполняют  не только фискальную и распределительную  функцию, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых  льгот, различий в уровне ставок, и  тому подобных мерах государство  может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем. Классификацию налогов смотреть в Приложении А.

         Таким образом налог – это принудительный сбор, который уплачивается государству в обязательном порядке. В зависимости от различных признаков выделяют следующие группы налогов: по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами и сборами; по источнику выплат; по способу формирования источника выплат.

       1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования

       Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и  сборов», под которой понимается  совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве

       Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

       Понятие «налоговая система» является одним  из важнейших при определении  практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.

       За  последние годы в экономико-правовой литературе было предложено несколько  вариантов определения налоговой  системы. Ю.А. Ежов даёт следующее понятие  налоговой системы: «Налоговая система  представляет собой сложное комплексное  социальное образование, элементами которого являются система налогов, налоговое  право, органы, осуществляющие налоговую деятельность, сама налоговая деятельность, включающая учет, контроль, а также принуждение к осуществлению налоговых обязанностей»

       Т.Ф. Юткина понимает под налоговой системой совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории государства  в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему  ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности