Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;

- выявить экономические последствия экономической нестабильности;

-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;

-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;

-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5

1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5

1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6

1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9

1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15

2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15

2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21

2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26

2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29

Заключение…………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 91.91 Кб (Скачать)

       Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга набором налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов в налоговой сфере. В связи с этим представляется проблематичным определить единую структуру (состав) налоговой системы.

         Можно констатировать наличие широкого и узкого подхода к пониманию понятия налоговая система. В данной связи, некоторые исследователи, применяя, толкование налоговая система в широком смысле, для узкого понимания, используют иные термины, например, такие как система налогов. В данном случае, понятия налоговая система и система налогов не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями, такими, например, как налоговый гнет (налоговая нагрузка) и др. В широком понимании налоговая система, как отмечает А.Г.Рашин, включает не только систему налогов и сборов, но и принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения, а именно в порядке установления, введения, изменения.

       Несмотря  на то, что познание элементного  состава налоговой системы зачастую является субъективным мнением автора, базирующемся на собственном понимании научных основ налогообложения, а также практических аспектов осуществления налоговой политики в конкретном государстве, в ряде определений даётся далеко не полный перечень элементов налоговой системы, в то время как в некоторых других присутствуют лишние.

       Формируя  налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном  порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки  уплаты и ответственность за уклонение  от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

       Современные налоговые системы характеризуются  большими возможностями экономического воздействия на производство, его  динамику и структуру. Они все  более органично включаются в  единую систему финансового регулирования  воспроизводственных процессов.

       Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.

       1.Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.

       2.Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.

       3.Еще одним важным является принцип однократности налогообложения для формирования налоговой системы, это значит ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

       4.Принцип  обязательности предполагает неизбежность  уплаты налога плательщиками,  обеспечиваемой принудительной  силой, должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов.

       5. Принцип подвижности. В соответствии с данным принципом налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отменены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития.

       6. Принцип всеобщности означает  охват налогами всех субъектов,  имеющих доходы, имущество или  иные объекты налогообложения.

       7. Принцип социальной справедливости  предполагает установление таких  налоговых ставок и преференций,  которые бы ставили всех плательщиков в сравнительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные группы плательщиков (физических лиц).

       8. Принцип допустимости нижнего  предела облагаемого дохода предусматривает,  что налогами не должна изыматься  та часть дохода, которая предназначена для замещения минимальных воспроизводственных потребностей плательщика. Такой предел целесообразно установить на уровне минимального потребительского бюджета плательщика.

       9. Принцип экономичности (эффективности)  налогов, т.е расходы по введению, сбору и обслуживанию налогов  должны быть как можно меньше  сумм, поступающих в доход государства  в виде того или иного налога.

       Реализация  данных принципов в организации  налоговой системы позволит поддерживать заинтересованность плательщиков в  приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.

       В рационально построенной системе  налогообложения соблюдение этих принципов  становится очевидным. В настоящее  время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

          Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

       Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. 

       1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности

       Налоговой нестабильностью является постоянная смена видов налогов, их  ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения и становления многих налоговых систем.

       Частые  изменения в налоговом законодательстве делают невозможным грамотное планирование экономической деятельности, создавая немалые трудности предприятиям. Особенно болезненными такие действия становятся для малых и средних  предприятий, зачастую ставя их на грань  банкротства. Постоянные изменения  налоговых законов не только сдерживают рост малого и среднего бизнеса, но и препятствуют нормальному развитию крупных предприятий.

       Стабильность  налоговой системы подразумевает, и неизменность основополагающих налоговых  институтов и правил уплаты налогов  в течение длительного периода  времени. Руководствуясь этим принципом следует отказаться от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития

       Важность  стабильной налоговой системы определяется уровнем чувствительности национальных производителей к перепадам налогового бремени. Определенные колебания в налоговой системе необходимы для поддержки тонуса деловой активности и полезны в целях стимулирования производства.

       Реформирование  налоговой системы должно происходить  постепенно на основе длительного и  тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику.

       С другой же стороны, чем быстрее будет  обеспечена на несколько лет вперед неизменность налогового законодательства, тем лучше будет инвестиционный климат в стране, тем быстрее будут сформированы условия для начала экономического роста

       Как видим нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики страны к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как внутренним, так и внешним. 

       1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран

       Наиболее  весомый вклад в налоговые доходы государственного бюджета зарубежных стран вносит подоходный налог, доля которого в ВВП колеблется соответственно от 5- 9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии до 16-24 % в Финляндии, Новой Зеландии. Вторыми по значению в доходах бюджета являются социальные налоги, доля которых в ВВП составляет в среднем 9.1 %. Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т.д.) и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на прибыль и поимущественные налоги).

       Важнейшим принципом организации налоговых систем зарубежных государств выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей.

       Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов, и других государственных территориальных образований).

       С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы, инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

       - применение норм ускоренной амортизации  основных фондов предприятий;

       -масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

       - специальные налоговые скидки  за использование альтернативных  видов энергии в производственно-хозяйственной  деятельности субъектов.

       В последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных  налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка, что обеспечивает около 90% расходов.

       Конкурентный  потенциал системы налогообложения  США задействован в весьма значительной степени через 2 основных инструмента:

       - прогрессивное налогообложение  доходов корпораций, которое предполагает  увеличение ставок налога на  прибыль при росте налогооблагаемой  базы;

       - использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок  налога (которые могут достигать  90 %) в случае, если прибыль хозяйствующего  субъекта значительно выше среднеотраслевой.

       Практическая  реализация фискальной функции в  налоговой системе США характеризуются  в первую очередь тем, что в  ее основе лежит налогообложение  физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются подоходный налог, отчисления в фонды социального страхования.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь. Экономические последствия налоговой нестабильности