Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ исследования процесса и причин изменения и реформирования и сегодняшнего состояния налоговой системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-раскрыть понятие и признаки налогов и сборов, основные принципы налогообложения;
- выявить экономические последствия экономической нестабильности;
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в развитых странах и Республики Беларусь, и процесс ее становления;
-проанализировать причины и возможности оптимизации налогообложения;
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……5
1.1 Понятие и виды налогов………………………………………5
1.2 Понятие налоговой системы и принципы её формирования.6
1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности…..9
1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран……10
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………….15
2.2 Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………………………….21
2.3 Показатели деятельности налоговых органов за период 2008 - 2009гг………………………………………………………………………..26
2.4 Пути совершенствования налоговой системы……………......29
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………32
Приложения
Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга набором налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов в налоговой сфере. В связи с этим представляется проблематичным определить единую структуру (состав) налоговой системы.
Можно констатировать наличие широкого и узкого подхода к пониманию понятия налоговая система. В данной связи, некоторые исследователи, применяя, толкование налоговая система в широком смысле, для узкого понимания, используют иные термины, например, такие как система налогов. В данном случае, понятия налоговая система и система налогов не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями, такими, например, как налоговый гнет (налоговая нагрузка) и др. В широком понимании налоговая система, как отмечает А.Г.Рашин, включает не только систему налогов и сборов, но и принципы ее построения, закрепленные в существенных условиях налогообложения, а именно в порядке установления, введения, изменения.
Несмотря
на то, что познание элементного
состава налоговой системы
Формируя
налоговую систему нужно
Современные
налоговые системы
Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.
1.Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.
2.Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.
3.Еще одним важным является принцип однократности налогообложения для формирования налоговой системы, это значит ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.
4.Принцип
обязательности предполагает
5. Принцип подвижности. В соответствии с данным принципом налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отменены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития.
6.
Принцип всеобщности означает
охват налогами всех субъектов,
7.
Принцип социальной
8.
Принцип допустимости нижнего
предела облагаемого дохода
9.
Принцип экономичности (
Реализация данных принципов в организации налоговой системы позволит поддерживать заинтересованность плательщиков в приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.
В
рационально построенной
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.
Таким
образом, под налоговой системой понимается
совокупность налогов, пошлин и сборов,
взимаемых на территории государства
в соответствии с налоговым кодексом,
а также совокупность норм и правил, определяющих
правомочия и систему ответственности
сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
1.3 Экономические последствия налоговой нестабильности
Налоговой нестабильностью является постоянная смена видов налогов, их ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения и становления многих налоговых систем.
Частые
изменения в налоговом
Стабильность
налоговой системы
Важность стабильной налоговой системы определяется уровнем чувствительности национальных производителей к перепадам налогового бремени. Определенные колебания в налоговой системе необходимы для поддержки тонуса деловой активности и полезны в целях стимулирования производства.
Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику.
С другой же стороны, чем быстрее будет обеспечена на несколько лет вперед неизменность налогового законодательства, тем лучше будет инвестиционный климат в стране, тем быстрее будут сформированы условия для начала экономического роста
Как
видим нестабильность налогов, постоянный
пересмотр ставок, количества налогов,
льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную
роль, особенно в период перехода экономики
страны к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как внутренним,
так и внешним.
1.4 Характеристика налоговой системы зарубежных стран
Наиболее весомый вклад в налоговые доходы государственного бюджета зарубежных стран вносит подоходный налог, доля которого в ВВП колеблется соответственно от 5- 9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии до 16-24 % в Финляндии, Новой Зеландии. Вторыми по значению в доходах бюджета являются социальные налоги, доля которых в ВВП составляет в среднем 9.1 %. Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т.д.) и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на прибыль и поимущественные налоги).
Важнейшим принципом организации налоговых систем зарубежных государств выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей.
Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов, и других государственных территориальных образований).
С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы, инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:
-
применение норм ускоренной
-масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
-
специальные налоговые скидки
за использование
В последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка, что обеспечивает около 90% расходов.
Конкурентный
потенциал системы
-
прогрессивное налогообложение
доходов корпораций, которое предполагает
увеличение ставок налога на
прибыль при росте
-
использование налогов на
Практическая
реализация фискальной функции в
налоговой системе США