Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.
Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33
В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.
В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).
В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [16, c.27].
Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [17, c.32].
Сложившаяся
в Республике Беларусь система налогообложения
характеризуется преобладанием
косвенных налогов и низким удельным
весом прямых налогов по сравнению
с развитыми странами. Значительные
налоговые отчисления жестко привязаны
к отдельным элементам издержек производства,
особенно к оплате труда. Наибольший удельный
вес приходится на налоги и отчисления
из выручки. Налоги и отчисления из прибыли
и доходов занимают, примерно, четвертую
часть. Остальные налоги и отчисления
относятся на затраты по производству
и реализации продукции. Предоставление
льгот в действующей налоговой системе
слабо увязывается с результативностью
товаропроизводителей (расширением производства,
сохранением и созданием рабочих мест,
инвестиционной деятельностью).
4.2
Пути совершенствования
налоговой системы
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени.
Для уменьшения
налогового бремени следует реализовать
следующие эффективные
Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [19,c.137].
Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий.
Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств.
Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [7].
За предыдущие пять лет в Беларуси сделаны серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен ряд налоговых платежей, снижены ставки налогов, сокращены объекты налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [15, с.16]
С 1 января 2011 года в целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривается:
1. Отменить: местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; некоторые платежи экологического налога.
По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.
2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав: экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
3. Сократить
количество перечислений
4. Усовершенствовать
механизм взимания основных
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Не стоит
забывать, что налоги - очень важный
и весьма тонкий рычаг государственного
регулирования, поскольку при их
реформировании затрагиваются интересы
широких слоев общества и предпринимательских
структур. Поэтому внесение тех или иных
изменение в систему налогообложения
требует очень взвешенного подхода и должно
сочетаться с комплексом других мер, направленных
на оздоровление экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
При изучении данной темы можно констатировать некоторые сходства и различия, достоинства и недостатки современной налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран, таких как США, Германия, Италия, Франция и Великобритания.
Для
всецелого понимания
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь ,Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.
К основными недостатками налоговой системы Республики Беларусь являются нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – одна из главных проблем реформ налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Таким
образом, налоговая система Беларуси
за последние пятнадцать лет существенно
изменилась. Она достигла сравнимо лучших
результатов в уровне налоговой нагрузки
и организации всего процесса налогообложения.
Для дальнейшего ее совершенствования
необходимо использовать опыт зарубежных
стан, а также учитывать своеобразность
и индивидуальность экономики Республики
Беларусь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование