Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

пример курсовой (Автосохраненный).doc

— 231.50 Кб (Скачать)

  В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

  В-пятых, отдельные виды налогов нередко  дублируют либо частично повторяют  друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).

  В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [16, c.27].

  Также в  качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями  и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [17, c.32].

  Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения  характеризуется преобладанием  косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению  с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).  
 

4.2 Пути совершенствования  налоговой системы 
 

  Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения  характеризуется высоким уровнем налогового бремени.

  Для уменьшения налогового бремени следует реализовать  следующие эффективные мероприятия: сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов; инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот; снижение ставок штрафа и пени за нарушение налогового законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах; более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций; расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени; повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.

  Эти и  ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя  во взаимосвязи с повышением налоговой  дисциплины и соблюдением налогового законодательства [19,c.137].

  Прогрессивным направлением в реформировании системы  налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий.

  Идет доработка  программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых  налоговыми органами с использованием электронных средств.

  Министерство  по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [7].

  За  предыдущие пять лет в Беларуси сделаны  серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен ряд налоговых платежей, снижены ставки налогов, сокращены объекты налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [15, с.16]

   С 1 января 2011 года в целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривается:

  1. Отменить: местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; некоторые платежи экологического налога.

  По расчетам Правительства, реализация указанных  мероприятий позволит снизить налоговую  нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и  оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

  2. Исключить  два самостоятельных налоговых  платежа за счет включения  в состав: экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

  3. Сократить  количество перечислений налогов  в бюджет: по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно); по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год; по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

  4. Усовершенствовать  механизм взимания основных налогов  – налога на прибыль и НДС  за счет: расширения возможности  применения льготы по прибыли,  направляемой на капитальные  вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда; предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций, а также предоставления плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. [11]

  Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.

  Не стоит  забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

  При изучении данной темы можно констатировать некоторые  сходства и различия, достоинства и недостатки современной налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран, таких как США, Германия, Италия, Франция и Великобритания.

  Для всецелого понимания функционирования налоговой системы конкретной страны необходимо изучение налоговых систем зарубежных стран. Благодаря анализу налогообложения стран мира возможно сделать выводы о том, на какой ступени развития налоговых отношений находится наша страна.

  Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь ,Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.

  К основными недостатками налоговой  системы Республики Беларусь являются нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – одна из главных проблем реформ налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

  Таким образом, налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Она достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. Для дальнейшего ее совершенствования необходимо использовать опыт зарубежных стан, а также учитывать своеобразность и индивидуальность экономики Республики Беларусь.  
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

  1. Адаменкова, С.И. Налогообложение – 2010. Ценообразование: пособие/С.И. Адаменкова,О.С.Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2010.―391 с.
  2. Адаменкова, С.И. Налогообложение: теория и практика: учебно-методологическое пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2012. ― 305 с. – Фактическая дата выхода – 2011 г.
  3. Баргесян, Л.М. Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М. Баргесян. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147с.
  4. Василевская, Т.И. Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей: [с учетом изменений законодательства Республики Беларусь в 2011 г.]: учебно-методическое пособие / Т. И. Василевская. - Минск: ТетраСистемс, 2011. –  80 с.
  5. Герасимова В.А. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / А.В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит. ― 2010. ― №7 ― С. 13 – 16.
  6. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Эксмо, 2009. ― 480 с.
  7. Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе налогообложения? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/. – Дата доступа: 10.11.2011.
  8. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с.
  9. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д.Кишкевич, А.А.Пилипенко. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
  10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 701 с.
  11. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000174&p2={NRPA}. – Дата доступа: 14.11.2011.
  12. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166. – Дата доступа: 10.11.2011.
  13. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин – М.:Юрайт, 2002. – 555 с.
  14. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 447 с.
  15. Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. – 2011. –  №2 – С. 16 – 23 
  16. Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. – №03(135). – С. 27 – 33.
  17. Попов, Е.М. Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть? / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. – №8. – С. 32 – 39.
  18. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 253 с.
  19. Савицкий, А.А. Налогообложение: учебное пособие / А.А.Савицкий. – Минск: выш. шк., 2007. – 192 с.
  20. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/14960. – Дата доступа: 14.11.2011
  21. Толстопятенко, Г.П. Налоговое право США. Терминология: учебное пособие / Г.П. Толстопятенко, И.Г. Федотова. – М.: Анкил,1996. – 272 с.
  22. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и др. экон. спец. / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. – Москва: Дашков и К, 2010. – 122 с.
  23. Шувалова, Е.Б. Система обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 / Е.Б. Шувалова. – М., 2003. – 448 с.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование