Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

пример курсовой (Автосохраненный).doc

— 231.50 Кб (Скачать)

  3. Проведение референдума по отмене  существующих налоговых законов  является незаконным.

  4. После утверждения государственного  бюджета новые налоги не могут  быть установлены.

  Основные  нормативные правовые акты в области налогообложения включают в себя:

  1) Кодекс подоходного налогообложения  от 22.12.1986 г. (Testo Unico delle Imposte sui Redditi);

  2) Декреты, которые регулируют порядок  исчисления и уплаты других  налогов.

  Великобритания. Налоговая система Великобритании включает в себя два уровня: центральный и местный. Контроль за исчислением и уплатой налогов осуществляют два управления, которые подчинены Казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Первое занимается контролем всех платежей, кроме акцизов и НДС, поскольку указанные функции возложены на второе управление.

  Налоговая система Великобритании, являясь  довольно сложной, определяет более  льготные условия налогообложения  по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц. [20]

  Основные  принципы:

  1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

   2. Принцип определенности, требующий,  чтобы сумма, способ и время  платежа были совершенно точно  заранее известны плательщику; 

  3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

   4. Принцип экономии, заключающийся  в сокращении издержек взимания  налога, в рационализации системы  налогообложения. 

  Основные нормативные правовые акты в области налогообложения:

  1) Taxes Management Act, 1970 (Закон о регулировании  налогообложения 1970 г.);

  2) Income and Corporation Taxes Act, 1988 (Закон о налогах на доходы физических лиц и прибыль корпораций 1988 г.);

  3) Value Added Tax Act , 1994 (Закон о НДС 1994 г.) [22, c.60-128] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Характеристика налоговой системы Республики

Беларусь. 

3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь 

 Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].

 Направленная  на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

 В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

 В настоящее  время в республике практически  создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.

 С 1 января 2004 года вступила в силу Общая  часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [19, c.30].

 Основные  принципы налогообложения в Республике Беларусь:

 1. Каждое  лицо обязано уплачивать законно  установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

 2. Ни  на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие  установленными настоящим Кодексом  признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не  предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

 3. Налогообложение  в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

 4. Не  допускается установление налогов,  сборов (пошлин) и льгот по их  уплате, наносящих ущерб национальной  безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности,  политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

 5. Допускается  установление особых видов таможенных  пошлин либо дифференцированных  ставок таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения  товаров в соответствии с настоящим  Кодексом и таможенным законодательством.  [12]

 Белорусское налоговое законодательство не дает перечень существенных и факультативных элементов налогов. Восполнить данный пробел в какой-то степени можно посредством анализа российского налогового законодательства. Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога. [9, c. 54]

 Субъект налога (т.е. налогоплательщик) – это  лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность  за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система  в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

 Под организациями понимаются:

  1. юридические лица Республики Беларусь;
  2. иностранные юридические лица и международные организации;
  3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности;
  4. хозяйственные группы.

 Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. К  индивидуальным предпринимателям в  целях налогообложения приравниваются частные нотариусы.

 Под физическими лицами понимаются:

  1. граждане Республики Беларусь;
  2. граждане либо подданные иностранного государства;
  3. лица без гражданства (подданства).

 Согласно  НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения  признаются обстоятельства,  наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектом налогообложения может выступать доход, выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов, стоимость имущества, фонд заработной платы.

 Согласно  НК РБ (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или  иной период времени, определяемый применительно  к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода»

 Согласно  НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)»

 Налоговая ставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют метода построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

  • твердые ставки определяются в абсолютной сумме на единицу физического объема (например, ставка с кубического сантиметра);
  • адвалорные ставки устанавливаются в процентах к стоимостной характеристике, принятой за базу. [1, с.20-28]

 Порядок исчисления налога устанавливается  в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. В подавляющем числе случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате за налоговый период, исходя из объекта налогообложения, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо.

 Сроки и порядок уплаты налогов определяется значимостью платежа для пополнения бюджета и устанавливаются налоговым  законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу.

 Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель – сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельными налогоплательщиками. [9, с.54-58]

 Обязательным  и необходимым условием функционирования любой налоговой системы является налоговый контроль. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременного и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.

 Налоговый контроль – регламентированная законодательством  деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.

 Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются:

  1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы;
  2. Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы;
  3. Государственный налоговый комитет Республики Беларусь и его инспекции;
  4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь;
  5. Министерство финансов Республики Беларусь.

 Приведенный перечень не является исчерпывающим, ибо  контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и иные органы.  [9, с.66] 
 

3.2 Налоги и сборы  Республики Беларусь 
 

  Налог на добавленную стоимость.

  Основным  и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов  является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование