Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.
Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33
3.
Проведение референдума по
4.
После утверждения
Основные нормативные правовые акты в области налогообложения включают в себя:
1)
Кодекс подоходного
2)
Декреты, которые регулируют
Великобритания. Налоговая система Великобритании включает в себя два уровня: центральный и местный. Контроль за исчислением и уплатой налогов осуществляют два управления, которые подчинены Казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Первое занимается контролем всех платежей, кроме акцизов и НДС, поскольку указанные функции возложены на второе управление.
Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц. [20]
Основные принципы:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;
3.
Принцип удобности,
4. Принцип экономии, заключающийся
в сокращении издержек
Основные нормативные правовые акты в области налогообложения:
1) Taxes Management Act, 1970 (Закон о регулировании налогообложения 1970 г.);
2) Income and Corporation Taxes Act, 1988 (Закон о налогах на доходы физических лиц и прибыль корпораций 1988 г.);
3)
Value Added Tax Act , 1994 (Закон о НДС 1994 г.) [22, c.60-128]
3 Характеристика налоговой системы Республики
Беларусь.
3.1
Система налогообложения
в Республике Беларусь
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [8, c.30].
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [19, c.30].
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:
1. Каждое
лицо обязано уплачивать
2. Ни
на кого не может быть
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не
допускается установление
5. Допускается
установление особых видов
Белорусское налоговое законодательство не дает перечень существенных и факультативных элементов налогов. Восполнить данный пробел в какой-то степени можно посредством анализа российского налогового законодательства. Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Субъект
налога (т.е. налогоплательщик) – это
лицо, на которое в соответствии
с законом возлагается
Под организациями понимаются:
Индивидуальными
предпринимателями признаются физические
лица, зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей. К
индивидуальным предпринимателям в
целях налогообложения
Под физическими лицами понимаются:
Согласно НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектом налогообложения может выступать доход, выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов, стоимость имущества, фонд заработной платы.
Согласно НК РБ (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода»
Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)»
Налоговая ставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют метода построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
Порядок исчисления налога устанавливается в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. В подавляющем числе случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате за налоговый период, исходя из объекта налогообложения, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо.
Сроки
и порядок уплаты налогов определяется
значимостью платежа для
Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель – сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельными налогоплательщиками. [9, с.54-58]
Обязательным
и необходимым условием функционирования
любой налоговой системы
Налоговый контроль – регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.
Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются:
Приведенный
перечень не является исчерпывающим, ибо
контроль за соблюдением налогового законодательства
могут осуществлять и иные органы.
[9, с.66]
3.2
Налоги и сборы
Республики Беларусь
Налог на добавленную стоимость.
Основным и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование