Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.
Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33
Отчисления
в инновационные фонды. Инновационные
фонды создаются
Плательщиками являются юридические лица: государственные организации; хозяйственные общества, не входящие в состав подчиненных Правительству организаций, но имеющих доли (акции) государственной собственности в уставный фонд; организации находящиеся в ведении Министерства торговли, независимо от форм собственности; организации Белорусского республиканского союза потребительских обществ и некоторые другие организации.
Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.
Нормативы отчислений в фонд ежегодно устанавливаются Законом о бюджете Республики Беларусь. За ряд последних лет они являются стабильными и составляют 0,25 процента.
Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль относится к группе прямых налогов, взимаемых непосредственно из своего источника. Данный налог составляет 10% всех поступлений в государственный бюджет.
Плательщиками налога на прибыль являются организации.
Объектом обложения налогом на прибыль выступает валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Ставки
налога на прибыль представлены в таблице
2.
Таблица
2 – Налоговые ставки
на прибыль
Налоговая ставка на прибыль | Налогоплательщик |
24% | Общая, стандартная ставка для организаций. |
10% | Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, а также для научно-технических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков. |
12% | (общая ставка
уменьшенная на 50%) – для прибыли,
полученной от реализации |
12% | По дивидендам, полученным от белорусских организаций. |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Сумма
налога на прибыль исчисляется
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающая доходы из источников в Республике Беларусь.
Объектом налогообложения являются доходы: плата за перевозку, фрахт, в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг; дивиденды и приравненные к ним доходы; рояли; доходы от выполнения инновационных работ, предоставления гарантий и поручительства; доходы от проведения и организации на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий; доходы от оказания консультационных, маркетинговых, юридических, управленческих, посреднических услуг, услуг по рекламе, сопровождению грузов и др.
Ставки
налога на доходы дифференцированы по
их видам в соответствии с таблицей 3.
Таблица
3 – Налоговые ставки
на доходы иностранных
организаций, не осуществляющих
деятельность в Республике
Беларусь через постоянное
представительство
Ставка налога на доходы | Объект налогообложения |
6% | оплата за перевозки и за оказание транспортно-экпедиционных услуг |
12% | дивиденды |
15% | другие доходы |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат.
Налог на недвижимость.
Налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход.
Плательщиками налога на недвижимость являются организации, кроме бюджетных организаций, и физические лица.
Объектами признаются:
Годовые
ставки налога на недвижимость установлены
в соответствии с таблицей 4.
Таблица
4 – ставки налога
на недвижимость
Ставка налога на недвижимость | Налогоплательщик |
1% | Организации. Местные советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога, но не более чем в два раза. |
2% | Организаций, имеющие
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном |
0,1 % | Гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества, граждане, включая индивидуальных предпринимателей. |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Налоговая база на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.
Платежи в дорожный фонд.
Дорожный фонд находится в распоряжении республиканских и местных органов власти как целевой денежный ресурс, предназначенный для финансирования затрат, связанных содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, выполнением мероприятий общеотраслевого значения и управлением дорожным хозяйством.
Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.
Объектами обложения признаются автомобильные транспортные средства иностранных государств: въезжающих на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь.
Ставки
сбора устанавливаются в
Налоговая база сбора определяется исходя из количества выданных плательщику разрешений.
Упрощенная система налогообложения.
Упрощенная
система налогообложения по Налоговому
кодексу Республики Беларусь относится
к особым режимам налогообложения.
Она введена для стимулирования
активизации
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы налогообложения начала календарного года или со дня государственной регистрации.
Объектом
налогообложения при упрощенной
системе является осуществление
предпринимательской
Ставки
налога при упрощенной системе приведены
в таблице 5.
Таблица
5 – ставки налога
при упрощенной системе
налогообложения
Ставка налога | Налогоплательщик |
6% | Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на добавленную стоимость. |
8% | Организации и индивидуальные предприниматели, не уплачивающие налог на добавленную стоимость. |
15% | Организации и индивидуальные предприниматели, использующие в качестве налоговой базы не выручку от реализации, а валовый доход. |
3% | Организации и индивидуальные предприниматели в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь. |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах ставки налога устанавливаются в следующих размерах: | |
5% | Для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС |
3% | Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Налоговая
база определяется исходя из валовой
выручки, определяемой как сумма
выручки, полученной за отчетный период
организациями и
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Объектом налогообложения признается осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Ставка единого налога установлена в размере 1 процента.
Налоговая
база единого налога определяется исходя
из полученной за налоговый период
валовой выручки, в которую включается
выручка от реализации товаров(работ,
услуг), имущественных прав и внереализационные
доходы. [4, с.17-69]
4
Проблемы и перспективы
развития налоговой
системы Республики
Беларусь
4.1
Основные недостатки
налоговой системы
в Республике Беларусь
Kак известно,
Республика Беларусь уже не
первый год в рейтинге
Основные
проблемы отечественной налоговой
системы заключаются в
Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС
Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [5,c.13].
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование