Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

пример курсовой (Автосохраненный).doc

— 231.50 Кб (Скачать)

  Под принципами налогообложения поминаются основные исходные положения системы  налогообложения.

  В современных условиях правильно  организованная налоговая система  должна отвечать следующим основным принципам:

  • налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
  • способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
  • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • издержки по сбору налогов должны быть минимальными;
  • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
  • доступность и открытость информации по налогообложению;
  • соблюдение налоговой тайны. [13, с. 28]
 
 

1.2 Виды налогов и их классификация

  Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, статистических организаций, налогоплательщиков, исследователей – всех, кто имеет дело с подобными классификациями, различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций. [13, с. 50-51]

  В зависимости от плательщиков все  налоги можно подразделить на три  группы:

  • налоги, уплачиваемые физическим лицом;
  • налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

  По  компетенции властей в сфере  установления и введения налогов  и боров налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства, как правило, вводимые на общегосударственном  уровне, и взимаемые только на определенных территориях, к которым относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного управления.

  В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов (таможенные пошлины и т.д.). К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней (региональные налоги и сборы).

  По  критерию использования налоговых  поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. [13, c. 34-44]

  Налоги  по способу взимания делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются  на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический  плательщики совпадают. Принципиально  важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

  Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. [14, с. 30-31]

  По  источникам средств для уплаты различают  налоги относимые на себестоимость  продукции (земельный налог, экологический  налог), финансовые результаты (налог  на имущество).

  По  срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

  По  регулирующей функции выделяют налоги регулирующие ценообразование, издержки производства, занятость.

  По  порядку введения налоги могут быть общеобязательными (взимаемые на всей территории страны, независимо от бюджета, в который они поступают) и факультативными (предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления) [2, с.14]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Налоговые системы зарубежных стран 

  Современный специалист в области налогообложения  не может ограничиваться изучением  налоговых механизмов в своей  стране, невольно игнорируя те знания, которые накоплены годами за ее пределами. При всем многообразии налогов, собираемых в Беларуси, специалист не может полностью понять особенности их элементов, гибкость их применения, взаимосвязь с другими платежами, возможные последствия взимания.

  Ознакомление  с системами налогообложения за рубежом – это прекрасная возможность получить те знания и навыки, которые расширят кругозор, позволят глубоко воспринимать уже известные процессы в экономике и создадут основу для дальнейшего развития в профессиональной деятельности студента.

  В международном налогообложении  следует различать два важных понятия: налоговая система и  система налогообложения.

  Налоговая система страны предстает как  совокупность принципов, форм и методов  установления, изменения, сбора и  отмены налогов, соответствующих действующему законодательству. [10, с.377]

  Система налогообложения – единый комплекс взаимодействующих компонент, определяющих форму и способ существования  и выражения содержания налоговых  отношений по определенному налогу. [23, с.58]

  Налоговая система США. США – федеративное государство, его конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуется конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов. [21, c.53-54]

  Для современной американской налоговой  системы характерно:

  1) преобладание прямых налогов  над косвенными. Прямые налоги  составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;

  2) параллельное использование основных  видов налоговых платежей федеральным  правительством, правительствами штатов  и местными органами власти.

  3) взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления.

  Основными нормативными правовыми актами в области налогообложения в США являются:

  1) Кодекс внутренних доходов 1986 года;

  2) Законодательство о государственном  бюджете на предстоящий год (Например, Deficit Reduction Omnibus Reconciliation Act of 2005);

  3) Закон о стимулировании экономического  развития и установлении налоговых  льгот 2001 г. (Economic Growth and Tax Relief Reconciliation Act of 2001).

  Налоговые системы стран Евросоюза.

  Франция. Налогообложение во Франции имеет  ряд особенностей, которые тесно  связаны с историческим развитием  страны. Налогообложение находится  в компетенции парламента (Национальной Ассамблеи), который ежегодно при  голосовании государственного бюджета утверждает законодательные акты о налогах, а также декреты и предписания, принимаемые в развитие указанных законов.

  Основополагающими принципами налогообложения Франции  является: системность, гибкость, социальная направленность.

  Основными законодательными актами в области налогообложения во Франции являются:

  – Налоговый кодекс 1948 года (Code Gènèral des Impòts);

  – Кодекс фискальных (налоговых) процедур 1982 года. (Livre des procedures fiscales)

  Организацией  налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. 

  Германия. В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти – федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин. Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин. В финансовой статистике все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидированный) государственный бюджет».

  Особый  интерес привлекают следующие принципы организация налогообложения в  Германии:

  1) налоги должны быть по возможности минимальными;

  2) при налогообложении того или  иного объекта должны учитываться  экономическая целесообразность  взимания налога;

  3) налоги не должны препятствовать  конкуренции;

  4) система налогообложения должна  строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдением коммерческой тайны;

  5) в системе должно быть исключено  двойное налогообложение;

  6) налоги должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

  7) величина доходов должна находиться  в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

  Основными нормативными правовыми актами в  области налогообложения являются:

  1. Положение о налогах, сборах, пошлинах  от 16.03.1976 г. (Abgabenordnung, 1976), включает в  себя общие положения налогового  законодательства Германии. Порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов регулируют отдельные законы.

  2. Закон о подоходном налогообложении  от 19.10.2002 г. (Einkommensteuergesetz, 2002).

  3. Закон о налоге на добавленную  стоимость от 9.06.1999 (Umsatzsteuergesetz, 1999).

  4. Положение о налогово-финансовых  судах от 6.10.1965 г. (Finanzgerichtsordnung, 1965).

  Италия. Италия – это унитарное государство, для которого характерны два уровня бюджета: центральный и местный. Важная роль в системе органов, контролирующих налогообложение как юридических, так и физических лиц, принадлежит финансовой гвардии, или налоговой полиции Италии. Современная структура, функции финансовой гвардии установлены законом от 1959 г. Она входит в состав министерства финансов и имеет собственную академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии занимается только доходами, в него входят налоговые и таможенные органы.

  Важнейшие принципы системы налогообложения  Итальянской республики закреплены в ее конституции.

  1. Исключительное право высшего  органа законодательной власти  страны (парламента) устанавливать  налоги и вносить изменения  в порядок их установления  и уплаты. Парламент имеет право  передать правительству некоторые  функции по изданию юридических  актов и норм, касающихся

  налогообложения.

  2. Принцип пропорциональности и  прогрессивности отчислений. Со  всех субъектов, подвергаемых  налогообложению, взимаются суммы  пропорционально размеру их доходов  с учетом прогрессивности: с  увеличением размера дохода происходит прогрессивное увеличение взимаемых отчислений.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование