Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.
Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товара (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. В них также включаются обороты по реализации, обмену, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору; по прочему выбытию товаров, выбытию основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налоговые
ставки по уплате НДС, установленные
законодательством, дифференцированы
по следующим пяти группам, в соответствии
с таблицей 1.
Таблица
1 – Налоговый
ставки по уплате НДС
Налоговая ставка по уплате НДС | Объект налогообложения |
1 | 2 |
ноль (0) процентов | Экспортируемые
товары, транспортные услуги, включая
транзитные перевозки, а также экспортируемые
работы по производству товаров из давальческого
сырья (материалов);
Работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров. |
ноль целых и пять десятых (0,5) процента | Ввоз из Российской Федерации для производственных нужд алмазов и других драгоценных камней. |
десять (10) процентов | Производимая на
территории Республики Беларусь продукция
растениеводства (кроме цветов, декоративных
растений), животноводства (кроме пушного
звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
Ввоз
на таможенную территорию Республики
Беларусь и (или) реализация продовольственных
товаров и товаров для детей по перечню,
утвержденному Президентом Республики
Беларусь. |
Продолжение таблицы 1
|
|
двадцать (20) процентов | Стандартная ставка налога применяется при реализации прочих товаров (работ, услуг), а также по суммам вознаграждений, сборов и других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации. |
9,09% и 16,67%. | При реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включившим в себя величину налога. |
Примечание
– Источник: собственная разработка
Исчисление налоговой базы зависит от предусмотренных в заявленной предприятием учетной политике особенностей бухгалтерского учета выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате).
Акцизы.
Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых как надбавка в отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.
Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция): алкогольная продукция, пиво, слабоалкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины, микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).
Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется: по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (твердые ставки акцизов – объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные – таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и боров за таможенное оформление); по произведенным подакцизным товарам (твердые – объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные – стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов).
Отчисления в фонд социальной защиты населения.
Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия: пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, смерти застрахованного или члена его семьи.
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовому договору, субъекты хозяйствования, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм), работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
Размер
социального страхования
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное страхование производится государством в целях социальной защиты граждан, потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и для возмещения причиненного их жизни и здоровью ущерба.
Плательщиками являются организации и физические лица, которые в соответствии и трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам.
Объекты: для работодателей – все виды выплат, начисленные в пользу работников; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также для членов крестьянский (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход.
Страховые
тарифы дифференцированы по отраслям
экономики исходя из класса профессионального
риска (25 классов). Для общественных
объединений инвалидов и
Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Экологический налог.
Экологический
налог предназначен для финансирования
мероприятий, связанных с поддержанием
экологического благополучия в государстве.
Кроме того, он стимулирует организацию
рационального
Плательщиками признаются организации, собственники отходов производства, индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации экологический налог не уплачивают.
Объектом налогообложения экологическим налогом являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.
Ставки экологического налога установлены по каждому объекту налогообложения в отдельности.
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на их ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы по основаниям неэкономического характера.
Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.
Плательщиками
налога на добычу (изъятие) природных
ресурсов признаются организации и
индивидуальные предприниматели. Бюджетные
организации экологический
Объектом является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного стекольного, строительного и песчано-гравийной смеси; камня строительного облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; мела, доломита, гипса; соли калийной, поваренной; нефти; железных руд; золота, янтаря; торфа влажностью 40%, сапропелей, мореного дуба.
Ставки налога на добычу (изъятие) природных ресурсов утверждены дифференцированно: за добычу в пределах установленных лимитов; за добычу сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов с увеличением в десятикратном размере.
Налоговая база налога на добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Земельный налог.
Земельный
налог – это обязательные платежи
всех землевладельцев, землепользователей
и собственников земли в
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставления в собственность.
Объекты: земли общего пользования населенных пунктов; земельные участки, занятые кладбищами; земли лесного хозяйства; земли водного фонда; земли запаса; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Ставки земельного налога – это утвержденные законом нормы фиксированных платежей за один гектар земли, находящейся в землевладении, землепользовании или собственности у физического и юридического лица. Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцированы в зависимости от уровня кадастровой (балльной) оценки земель и их назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).
Налоговая база земельного налога определяется по баллу кадастровой стоимости земельного участка и его площади.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование