Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..…………………………… .......7
1.1 Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы……..7
1.2 Виды налогов и их классификация…………………….……. . … ..…...........9
2 Налоговые системы зарубежных стран…………………………….…….……11
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….15
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..…………....15
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....………...18
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………28
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь……….28
4.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

пример курсовой (Автосохраненный).doc

— 231.50 Кб (Скачать)

  Плательщиками налога на добавленную стоимость  являются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет;
  • иностранные и международные организации;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); участник товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения;
  • хозяйственные группы;
  • индивидуальные предприниматели, если обороты по реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40000 евро.

  Объектом  налогообложения признаются обороты  по реализации товара (работ, услуг), имущественных  прав на территории Республики Беларусь. В них также включаются обороты по реализации, обмену, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору; по прочему выбытию товаров, выбытию основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

  Налоговые ставки по уплате НДС, установленные  законодательством, дифференцированы по следующим пяти группам, в соответствии с таблицей 1. 

  Таблица 1 – Налоговый  ставки по уплате НДС 

Налоговая ставка по уплате НДС Объект налогообложения
1 2
ноль (0) процентов   Экспортируемые товары, транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

  Работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров.

ноль  целых и пять десятых (0,5) процента Ввоз из Российской Федерации для производственных нужд алмазов и других драгоценных камней.
десять (10) процентов Производимая на территории Республики Беларусь продукция растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

Ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализация продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь. 

 
 
 

    Продолжение таблицы 1

    1
    2
двадцать (20) процентов Стандартная ставка налога применяется при реализации прочих товаров (работ, услуг), а также  по суммам вознаграждений, сборов и  других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации.
9,09% и  16,67%. При реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включившим в себя величину налога.

Примечание  – Источник: собственная разработка 

  Исчисление  налоговой базы зависит от предусмотренных в заявленной предприятием учетной политике особенностей бухгалтерского учета выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате).

  Акцизы.

  Акцизы  относятся к разряду косвенных  налогов, включаемых как надбавка в  отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.

  Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

  Акцизами  облагаются следующие товары (продукция): алкогольная продукция, пиво, слабоалкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины, микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

  Ставки  акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

  Налоговая база по акцизам в зависимости  от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется: по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь (твердые ставки акцизов – объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные – таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и боров за таможенное оформление); по произведенным подакцизным товарам (твердые – объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; адвалорные – стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов).

  Отчисления  в фонд социальной защиты населения.

  Социальная  защита населения выражается в том, что государство гарантирует  своим гражданам материальную поддержку  при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия: пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, смерти застрахованного или члена его семьи.

  Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовому договору, субъекты хозяйствования, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм), работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.

  Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов являются:

  • для работодателей и работающих граждан – все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, в том числе и вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход.

  Размер  социального страхования составляет 6%, пенсионное страхование зависит  от плательщиков.

  Взносы  на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное страхование  производится государством в целях социальной защиты граждан, потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и для возмещения причиненного их жизни и здоровью ущерба.

  Плательщиками являются организации и физические лица, которые в соответствии и трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам.

  Объекты: для работодателей – все виды выплат, начисленные в пользу работников; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые  взносы, а также для членов крестьянский (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход.

  Страховые тарифы дифференцированы по отраслям экономики исходя из класса профессионального  риска (25 классов). Для общественных объединений инвалидов и пенсионеров  и организаций, полностью принадлежащих таким обществам, в которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров, а также колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам законом предусмотрена льгота по уплате страховых взносов в размере 50% от страхового тарифа.

  Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

  Экологический налог.

  Экологический налог предназначен для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме того, он стимулирует организацию  рационального природопользования и минимальное загрязнение окружающей среды.

  Плательщиками признаются организации, собственники отходов производства, индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации  экологический налог не уплачивают.

  Объектом  налогообложения экологическим  налогом являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

  Ставки  экологического налога установлены  по каждому объекту налогообложения в отдельности.

  Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух; сбросов сточных вод; отходов  производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на их ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы по основаниям неэкономического характера.

  Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.

  Плательщиками налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов признаются организации и  индивидуальные предприниматели. Бюджетные  организации экологический налог  не уплачивают.

  Объектом  является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного стекольного, строительного и песчано-гравийной смеси; камня строительного облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; мела, доломита, гипса; соли калийной, поваренной; нефти; железных руд; золота, янтаря; торфа влажностью 40%, сапропелей, мореного дуба.

  Ставки  налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов утверждены дифференцированно: за добычу в пределах установленных  лимитов; за добычу сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов с увеличением в десятикратном размере.

  Налоговая база налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов определяется как фактический  объем добываемых (изымаемых) природных  ресурсов.

  Земельный налог.

  Земельный налог – это обязательные платежи  всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли в государственный  бюджет.

  Плательщиками земельного налога являются организации  и физические лица, которым земельные  участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставления в собственность.

  Объекты: земли общего пользования населенных пунктов; земельные участки, занятые  кладбищами; земли лесного хозяйства; земли водного фонда; земли запаса; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

  Ставки  земельного налога – это утвержденные законом нормы фиксированных  платежей за один гектар земли, находящейся  в землевладении, землепользовании или собственности у физического и юридического лица. Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцированы в зависимости от уровня кадастровой (балльной) оценки земель и их назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).

  Налоговая база земельного налога определяется по баллу кадастровой стоимости  земельного участка и его площади.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование