Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 267.79 Кб (Скачать)

48

     Таким образом,  налоговая политика является  важным инструментом экономической  политики государства. В Республике  Беларусь в условиях формирования  рыночной экономики задачей является  рост национального продукта  на основе развития и совершенствования  производства, сокращение безработицы  и повышение благосостояния населения. 

     За последние  годы в Республике Беларусь  были приняты реальные шаги, направленные  на устранение диспропорций в  налоговом законодательстве:

• Введена в действие с 1 января 2004 г. Общая часть Налогового кодекса – основного правового  документа, регламентирующего сферу  налоговых отношений;

• Сокращено значительное число индивидуальных налоговых  льгот и преференций;

• Снижена ставка основного  бюджето образующего налога – НДС до 18%;

• Ведется постепенное  снижение ставок оборотных налогов  и налогов на фонд оплаты труда  и упрощается механизм их исчисления и уплаты; [5, c.19]

     Что касается  совершенствования налоговой политики  Республики Беларусь, то здесь  необходимо выделить следующие  основные направления: создание  налоговой системы, адекватной  потребностям социально ориентированной  экономики, должно предусматривать  комплексность и целенаправленность  в формировании как системы  налоговых платежей, так и прочих  неналоговых и целевых изъятий,  базирующихся на единой правовой  основе.

     Налоги используются  как фискальный инструмент и  как инструмент экономической  политики в целом. Основные  направления реформирования системы  налогообложения в соответствии  с новым переходным этапом  экономического развития национальной  экономики можно определить следующим  образом:

 

49

Снижение общего уровня централизации  в бюджете финансовых ресурсов для  дальнейшей стабилизации экономических  процессов и экономического роста; Оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции; Реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения; Ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики.

     Предстоит  серьезная реформа не только  всей системы применяемых налогов  и сборов, но и законодательных  основ налогообложения в рамках  подготовки к введению в действие  Налогового кодекса Республики  Беларусь, унифицированного с Налоговым  кодексом Российской Федерации  и направленного на создание  единого правового пространства  и равных условий налогообложения  для юридических и физических  лиц Беларуси и России. [5, c.20]  Таким образом, из всего вышесказанного можно сказать, что Республика Беларусь находится на этапе сложных экономических преобразований в сфере налогообложения. Уже заложены основы стабильной и эффективной налоговой системы: издан Налоговый кодекс РБ, что свидетельствует о наличии правовых основ, сокращено некоторое количество налоговых льгот и т.д. Однако за это время было положено лишь начало всех преобразований, большинство из которых Республике Беларусь еще предстоит пройти. В частности, предстоит перестройка существующей налоговой системы в соответствии с долгосрочными задачами путем ориентации налоговой системы на стабильность, ориентирование налоговой системы на оказание поддержки другим рыночным экономическим реформам.

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом,  в заключении отмечу, что налоговая  политика - это один из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования. Налоги являются  необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Обеспечение  устойчивого экономического роста  органично связано с преобразованием  в финансовой системе, включая  бюджетно-налоговую, кредитно-денежную  и ценовую политику. В связи  с этим, наряду с другими методами  государственного регулирования,  налоговая политика должна соответствовать  основным направлениям социально-экономического  развития республики и обеспечить  устойчивый экономический рост, расширение экспорта и повышение  конкурентоспособности белорусских  товаров на внешних рынках, рост  реальных денежных доходов населения,  социальную стабильность. Одновременно решить весь комплекс задач по достижению намеченной цели не представляется реальным. Поэтому в налоговой политике следует ориентироваться на поэтапное получение результатов.

 

     Программа разработки и реализации налоговой политики в Республике Беларусь должна включать:

1. Концепцию поэтапного  реформирования налоговой системы. 

2. Разработку механизма  налогового регулирования на  каждом этапе. 

3. Моделирование принимаемых  решений с целью прогнозирования  их последствий для государственного  бюджета и для налогоплательщиков.

     Реформирование  налоговой системы нельзя отождествлять  с постоянной корректировкой  порядка уплаты отдельных налогов,  снижением или увеличением налоговых  ставок, предоставлением или ликвидацией  некоторых налоговых льгот. 

51

     Оно должно основываться на определенной государственной концепцией налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование и совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь должно проходить в соответствии с общепризнанными принципами нейтральности, справедливости и простоты, что позволит государству учесть весь комплекс интересов, как хозяйствующих субъектов, так и граждан, не ограничивая их возможности и удовлетворяя их потребности.

     Нельзя также  забывать и внешнюю среду. Эффективная  налоговая политика государства  должна обеспечивать создание  благоприятного налогового климата  для инвесторов, что обеспечит  приток иностранных инвестиций  в экономику страны и повысит  привлекательность Республики Беларусь  на международной арене. 

     На основании  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что налоговая  политика является частью экономической  политики государства, целью которой  является обеспечение устойчивого  экономического роста путем косвенного  воздействия на экономику страны, удовлетворяя как общегосударственные  интересы, так и интересы непосредственно  каждого члена общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
Материалы из Internet

 
БЕЛТА. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси в 2011 году// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mogbiz.by (Управление предпринимательства комитета экономики Могилевского облисполкома).

Материалы из Internet

Алексей Лашук. Шесть шагов  к налоговой реформе// [Электронный  ресурс]. – 15 ноября 2010 г.. – Режим доступа: http://www.news.open.by (Белорусский портал)

Материалы из Internet

О состоянии государственных  финансов Республики Беларусь// [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ (Министерство финансов РБ)

Статья из журнала

Директор // Статья, журнал 2008. №4.

Учебное пособие

Новикова И.В., Морозова А.П., Тихонов О.А. Макроэкономика: учеб.пособ.- Мн.: Акад.упр. при Президенте БР,2006.

Книга

Смит А. Исследования о  природе и причинах богатства  народов. Кн.5. М., 1962.

 

                                      

 

                                            53




 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),  млрд. рублей

 

 

 
I квартал 2009 года

 
2009 год

 
I квартал 2010 года

 
1. ДОХОДЫ- всего

 
9 858,4

 
46 740,8

 
10 360,0

 
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

 
8 982,0

 
41 304,7

 
9 560,9

 
Подоходный налог

 
1 039,9

 
4 305,3

 
1 038,2

 
Налог на прибыль

 
864,9

 
4 607,7

 
1 037,7

 
Налоги на собственность

 
396,9

 
1 626,7

 
389,5

 
НДС

 
2 840,1

 
12 083,1

 
3 109,5

 
Акцизы

 
706,1

 
3 637,4

 
903,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

 
1 461,5

 
7 969,5

 
1 736,4

 
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 
857,9

 
5 322,0

 
781,0

 
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

 
18,4

 
114,1

 
18,2

 
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

 
9 652,9

 
49 200,8

 
11 161,8

 
Общегосударственные расходы

 
1 364,8

 
8 053,5

 
1 480,0

 
из них государственная  инвестиционная программа

 
791,1

 
4 994,3

 
950,7

 
Национальная оборона

 
268,2

 
1 323,7

 
284,1

 
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

 
543,2

 
2 433,9

 
595,4

 
Национальная экономика

 
2 817,3

 
16 359,9

 
3 556,5

 
Охрана окружающей среды

 
35,1

 
396,9

 
37,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

 
658,4

 
3 042,6

 
708,2

 
Здравоохранение

 
1 125,4

 
5 354,0

 
1 289,1

 
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

 
307,1

 
1 414,2

 
321,7

 
Образование

 
1 650,8

 
6 767,1

 
1 850,5

 
Социальная политика

 
882,6

 
4 055,0

 
1 038,6

 
РАСХОДЫ (экономическая классификация)

 
9 652,9

 
49 200,8

 
11 161,8

 
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

 
7 650,1

 
33 059,8

 
9 289,3

 
Заработная плата

 
2 132,1

 
9 257,9

 
2 361,1

 
Начисления на заработную плату

 
565,1

 
2 470,8

 
626,1

 
Обслуживание государственного долга  Республики Беларусь

 
261,3

 
1 069,3

 
258,7

 
Текущие бюджетные трансферты

 
2 812,6

 
11 584,7

 
3 948,0

 
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

 
1 530,1

 
11 161,5

 
1 877,4

 
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

 
472,7

 
4 979,5

 
-4,9

 
Дефицит (профицит)

 
205,5

 
-2 459,9

 
-801,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

     Курсовая работа: 53 страницы, 1 рисунок, 1 таблица, 6 источников, 1 приложение.

     НАЛОГИ, ПРЯМЫЕ  НАЛОГИ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА.

     Объектом исследования является налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, предметом – основные проблемы при формировании налоговой политики, направления реформирования и совершенствования национальной налоговой системы.

     Цель написания курсовой работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

     При выполнении работы были использованы методы сравнения, обследования, наблюдения и обобщения теоретического и практического материала.

     В процессе  работы были проведены следующие  исследования и разработки – проанализирован консолидированный бюджет Республики Беларусь.

     Автор курсовой работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

_________________

                                                                                                                    (подпись студента)


Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь