Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53
Однако при рассмотрении фискальной политики мы должны обратить внимание на следующее. Встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы обеспечить полную стабильность экономики. Изымание налогов уменьшает действие мультипликатора, т.к. уменьшает размеры инвестиций фирм и размеры личного дохода, увеличивает склонность людей не потреблять, а сберегать. Кроме того, дискреционная фискальная политика, проводимая государством, позволяет осуществлять финансирование народного хозяйства, изменять ставки налогов, выполнять социальные программы.
40
Внутренние стабилизаторы направлены на частичное уменьшение колебаний экономики, но для поддержания полной стабильности государство должно проводить политику государственных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспределения доходов населения. [13, c.58-59]
Таким образом, можно сделать вывод о том, исходя из методов дискреционной политики, регулирование экономики может осуществляться на основе бюджетного дефицита или бюджетных излишков. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. В мировой практике преимущественно используется метод бюджетного дефицита – превышения правительственных расходов над налогами. Были рассмотрены методы налоговой политики, выбор которых зависит от целей, которые ставит перед собой государство посредством реализации налоговой политики.
41
ГЛАВА 3
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути её совершенствования
В данном
вопросе мы более подробно
рассмотрим особенности
Главным элементом
финансовой системы является
государственный бюджет, который
отражает экономические
Первый самостоятельный
бюджет республики был
В бюджете
на 1991 г. еще отражались
42
Это явилось результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходов государственного бюджета Белорусской ССР.
Начиная с
1992 г., формирование доходов бюджета
Республики Беларусь
Формирование
бюджета Республики Беларусь
законодательно закреплено в
новой Конституции Республики
Беларусь, Законе "О бюджетной
системе Республики Беларусь
и государственных
В доходах
бюджета находят выражение
43
С 1996 г. по 2003 г. уменьшился удельный вес налога на прибыль и доходы с 19,2 % до 14,2 % и вырос удельный вес налога на добавленную стоимость с 25,3 % до 30,1 %. Уменьшение доли налогообложения прибыли и доходов свидетельствует о стимулировании предприятий разных форм собственности в увеличении выпуска продукции и создании более благоприятных условий хозяйствования.
Новым направлением
увеличения доходов бюджета
Важным источником формирования доходов государства являются доходы целевых бюджетных фондов, которые были созданы в Республике Беларусь в 1997 г. Поступления в эти фонды составили в 1998 г. 12,5 % доходов бюджета, а в 2002 г. выросли до 20 %. При этом в 1998 г. и в 2000 г. основные платежи поступали в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; в 2002 г. основные поступления направлялись в Республиканский дорожный фонд. [14, c.13-14]
Таким образом,
основными путями формирования
доходов бюджета в Республике
Беларусь являются взимание
Расходование государственного
бюджета - это экономические отношения,
которые возникают в процессе
распределения бюджетных
В налоговой
политике государства в
44
ликвидация чрезвычайных ситуаций, финансирование народного хозяйства, социальная политика. В условиях рыночных преобразований возрастает деятельность государства по стимулированию увеличения объема национального производства и занятости, развитию социальной инфраструктуры.
Важной закономерностью
использования государственных
средств выступает
Большое значение,
в Республике Беларусь имеет
деятельность по
Республика Беларусь является
участницей Организации Объединенных
Наций и 58 других международных организаций,
таких как Всемирная
45
В результате расширения международного представительства Республики Беларусь предусмотрено использование средств бюджета на международную деятельность. Важной составной частью международных расходов республики является финансирование интеграционных процессов Беларуси и России, отчисления в бюджет Союзного государства. Общие затраты на международную деятельность составляют около 2 % республиканского бюджета.
Значительный
удельный вес в бюджете
Следовательно,
важным направлением налоговой
политики государства является
использование средств бюджета
на обеспечение деятельности
государства и безопасности
Вместе с
тем на этапе рыночных
В Республике
Беларусь в условиях социально
ориентированной рыночной
46
Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства. Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований. В Республике Беларусь в 1992 г. эти затраты составили 1,4 % расходов бюджета, в 2002 г. повысились до 2,4 %.
Важнейшим
условием подъема экономики,
Налоговая
политика государства
Таким образом,
одним из приоритетных
47
На образование и здравоохранение расходуются значительные средства бюджета. Важнейшее значение в условиях социально ориентированной рыночной экономики имеет проведение политики социальной защиты. Государство осуществляет социальную помощь, выплату пенсий, пособий, финансирование специальных социальных программ, выплату социальных пособий гражданам и семьям, имеющим детей. В 2002 г. эти расходы составили 7,6 % средств бюджета, а в 2005 этот показатель возрос до 9,8%.
Всего на цели социальной политики в 1996 г. было расходовано 11,4 трлн руб., или 27 % средств бюджета, в 2003 г. 1 трлн деноминированных рублей, или 23,6 % бюджета. [14, c.18-19] Таким образом, мы выяснили, что источником проведения налоговой политики являются поступления налогов в доход бюджета и использование средств расходной части бюджета государством. При осуществлении стимулирующей фискальной политики расходы бюджета превышают доходы, создается дефицит бюджета, при сдерживающей фискальной политике доходы бюджета превышают расходы, создается излишек бюджета. В развитых странах мира на настоящем этапе применяется преимущественно метод дефицита бюджета. В Республике Беларусь экономическая политика государства основывается на применении стимулирующей фискальной политики, дефицитного финансирования экономики. Дефицит бюджета Республики Беларусь покрывается за счет внутреннего и внешнего финансирования. Основными источниками возмещения дефицита являются кредиты Национального Банка Республики Беларусь, государственные краткосрочные обязательства, внешние кредиты и займы. Следовательно, в финансировании дефицита бюджета Республики Беларусь основными направлениями выступают повышение роли кредитов Национального банка и привлечение внешних займов в виде кредитов правительств иностранных государств и чистых кредитов международных финансовых организаций.
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь