Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 267.79 Кб (Скачать)

Однако при рассмотрении фискальной политики мы должны обратить внимание на следующее. Встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы обеспечить полную стабильность экономики. Изымание налогов уменьшает действие мультипликатора, т.к. уменьшает размеры инвестиций фирм и размеры личного дохода, увеличивает склонность людей не потреблять, а сберегать. Кроме того, дискреционная фискальная политика, проводимая государством, позволяет  осуществлять финансирование народного  хозяйства, изменять ставки налогов, выполнять социальные программы.

40

     Внутренние стабилизаторы направлены на частичное уменьшение колебаний экономики, но для поддержания полной стабильности государство должно проводить политику государственных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспределения доходов населения. [13, c.58-59]

     Таким образом, можно сделать вывод о том, исходя из методов дискреционной политики, регулирование экономики может осуществляться на основе бюджетного дефицита или бюджетных излишков. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. В мировой практике преимущественно используется метод бюджетного дефицита – превышения правительственных расходов над налогами. Были рассмотрены методы налоговой политики, выбор которых зависит от целей, которые ставит перед собой государство посредством реализации налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

ГЛАВА 3

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Налоговая политика: основные направления и пути  её совершенствования

 

     В данном  вопросе мы более подробно  рассмотрим особенности налоговой  политики Республики Беларусь  в условиях рыночных преобразований. Как во всех странах рыночной  экономики, в Республике Беларусь  осуществляется налоговая политика  для обеспечения роста ВВП,  высокого уровня занятости и  умеренных темпов инфляции.

     Главным элементом  финансовой системы является  государственный бюджет, который  отражает экономические отношения  государства с юридическими лицами  и населением при использовании  средств для финансирования хозяйства,  социального обеспечения, развития  науки, культуры, образования, обеспечения  обороны страны и управления  обществом. [9, c.38-39]

     Первый самостоятельный  бюджет республики был составлен  в 1991 г. Бюджет 1991 г. был утвержден  Верховным Советом БССР 21 декабря  1990 г. как закон Белорусской  ССР, и с этого времени не  включался в состав никакого  другого бюджета. Республиканский  бюджет Белорусской ССР составил  по доходам 6,9 млрд. руб., по расходам - 8,5 млрд- руб., предельный размер  дефицита- 1,6 млрд руб. 

     В бюджете  на 1991 г. еще отражались взаимоотношения  с бюджетом СССР по поводу  передачи в него части налога  на прибыль предприятий (22 %), налога  с продажи (30 %), других неналоговых  поступлений. Однако налог с  оборота и подоходный налог  были полностью зачислены в  бюджет республики.

42

     Это явилось результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходов государственного бюджета Белорусской ССР.

     Начиная с  1992 г., формирование доходов бюджета  Республики Беларусь осуществляется  на основе собственного налогового  законодательства, введенного в  действие с 1 января 1992 г. В условиях  рыночных отношений механизм  налогообложения основывается на  применении косвенных налогов,  включающих налог на добавленную  стоимость и акцизы.

     Формирование  бюджета Республики Беларусь  законодательно закреплено в  новой Конституции Республики  Беларусь, Законе "О бюджетной  системе Республики Беларусь  и государственных внебюджетных  фондах". Законе "О налогах и  сборах, взимаемых в бюджет Республики  Беларусь", Законе " О бюджетной  классификации Республики Беларусь", налоговом законодательстве. На  основе этих законов принимается  закон '" О бюджете Республики  Беларусь" на каждый год, который  регулирует экономические отношения  по формированию и использованию  государственного бюджета, проведению  фискальной политики в условиях  социально ориентированной рыночной  экономики. 

     В доходах  бюджета находят выражение экономические  отношения, которые возникают  между плательщиками и государством. Они складываются при совершении  платежей в виде налогов и  сборов, направленных на формирование  бюджетного фонда государства.  Создание рыночной экономики  требует использования налогов  как основного метода формирования  доходов государства. Как свидетельствуют  данные, основную долю поступлений  в бюджет составляют налоги  на прибыль и доходы; налог  на добавленную стоимость; акцизы. В 1996 г. общий удельный вес  этих налогов в бюджете составил 56,0 %; в 2003 г. равнялся 54,4 %. При этом  происходило изменение соотношения  налогов. 

43

     С 1996 г. по 2003 г. уменьшился удельный вес налога на прибыль и доходы с 19,2 % до 14,2 % и вырос удельный вес налога на добавленную стоимость с 25,3 % до 30,1 %. Уменьшение доли налогообложения прибыли и доходов свидетельствует о стимулировании предприятий разных форм собственности в увеличении выпуска продукции и создании более благоприятных условий хозяйствования.

     Новым направлением  увеличения доходов бюджета являются  поступления от свободных экономических  зон в Республике Беларусь.

Важным источником формирования доходов государства являются доходы целевых бюджетных фондов, которые  были созданы в Республике Беларусь в 1997 г. Поступления в эти фонды  составили в 1998 г. 12,5 % доходов бюджета, а в 2002 г. выросли до 20 %. При этом в 1998 г. и в 2000 г. основные платежи  поступали в Республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; в 2002 г. основные поступления  направлялись в Республиканский  дорожный фонд. [14, c.13-14]

     Таким образом,  основными путями формирования  доходов бюджета в Республике  Беларусь являются взимание прямых  и косвенных налогов, поступления  от свободных экономических зон,  а также поступления средств  от субъектов хозяйствования  в целевые бюджетные республиканские  фонды. 

Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств  на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

     В налоговой  политике государства в Республике  Беларусь происходит изменение  структуры расходов бюджета. Основными  направлениями расходов являются  государственное управление, правоохранительная  и судебная деятельность, национальная  оборона, предупреждение и 

 

44

ликвидация чрезвычайных ситуаций, финансирование народного  хозяйства, социальная политика. В условиях рыночных преобразований возрастает деятельность государства по стимулированию увеличения объема национального производства и занятости, развитию социальной инфраструктуры.

     Важной закономерностью  использования государственных  средств выступает финансирование  деятельности государства, обеспечение  безопасности и правопорядка. Расходы  на национальную оборону за 1996 -2002 гг. снизились с 6,0 % до 5,5 %. Для  сравнения отметим, что финансирование  национальной обороны в Российской  Федерации в 1996г., составляло 18,1 % расходов бюджета, в США в  1993г. достигло 21,0 % федерального бюджета, 

     Большое значение, в Республике Беларусь имеет  деятельность по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и, прежде всего, последствий  катастрофы на Чернобыльской  атомной электростанции. На эти  цели в 1996г. направлялось 10,9 % бюджета, 2002г. - 6,3 %..

Республика Беларусь является участницей Организации Объединенных Наций и 58 других международных организаций, таких как Всемирная организация  здравоохранения, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет  Европы, Международная организация  уголовной полиции Интерпол", Международная организация по стандартизации. Международная организация труда. Европейская энергетическая хартия и многих других. В республиканском  бюджете предусматриваются расходы  на взносы в международные организации  системы ООН и другие. Кроме  того, из республиканского бюджета  уплачиваются взносы в международные  финансовые организации - в Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, и другие.

 

45

     В результате расширения международного представительства Республики Беларусь предусмотрено использование средств бюджета на международную деятельность. Важной составной частью международных расходов республики является финансирование интеграционных процессов Беларуси и России, отчисления в бюджет Союзного государства. Общие затраты на международную деятельность составляют около 2 % республиканского бюджета.

     Значительный  удельный вес в бюджете занимает  обслуживание государственного  долга. На эти цели выделяется  свыше 3 % средств. Увеличение расходов  связано с выпуском и обслуживанием  с 1999 г. государственных краткосрочных  облигаций. 

     Следовательно,  важным направлением налоговой  политики государства является  использование средств бюджета  на обеспечение деятельности  государства и безопасности страны.

     Вместе с  тем на этапе рыночных преобразований  в Республике Беларусь происходит  изменение приоритетов налоговой  политики. Основной целью деятельности  государства по использованию  бюджетных средств дискреционной  фискальной политике выступает  финансирование народного хозяйства  и осуществление социальной политики. [12, c.27-29]

     В Республике  Беларусь в условиях социально  ориентированной рыночной экономики  задача государства состоит в  регулировании рыночных преобразований  в экономике и осуществлении  социальной защиты людей. Программой  перехода к рыночной экономике  предусмотрено создание современного  высокоразвитого рыночного хозяйства  и обеспечение социальной справедливости в обществе. В этих условиях республика осуществляет курс на повышение эффективности производства на основе развития наукоемких отраслей, инвестиций капитала, создания свободы предпринимательства и конкуренции.

46

     Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства. Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований. В Республике Беларусь в 1992 г. эти затраты составили 1,4 % расходов бюджета, в 2002 г. повысились до 2,4 %.

     Важнейшим  условием подъема экономики, роста  ВВП, занятости и благосостояния  являются инвестиции капитала  в производство. Правительство Республики  Беларусь осуществляют целенаправленную  политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного  хозяйства. Государственные инвестиции  направляются в приоритетные  отрасли экономики, создание производственной  инфраструктуры, ускорение научно-технического  прогресса. 

     Налоговая  политика государства направлена  на обеспечение роста национального  производства. Анализ расходов бюджета  Республики Беларусь показывает, что государство в условиях  рыночной экономики увеличивает  расходы на финансирование отраслей  народнохозяйственного комплекса. 

     Таким образом,  одним из приоритетных направлений  налоговой политики государства  в Республике Беларусь в современных  условиях является финансирование  отраслей народнохозяйственного  комплекса. Другим важнейшим направлением  деятельности государства в области  налоговой политики выступает  финансирование социальной инфраструктуры  и мероприятий по социальной защите населения. Расходы на образование и здравоохранение, культуру увеличивают человеческий потенциал, способствуют повышению уровня трудовых ресурсов. Через бюджетные фонды осуществляется система социальных выплат, которые обеспечивают перераспределение доходов и сохранение стабильности общества.

47

     На образование и здравоохранение расходуются значительные средства бюджета. Важнейшее значение в условиях социально ориентированной рыночной экономики имеет проведение политики социальной защиты. Государство осуществляет социальную помощь, выплату пенсий, пособий, финансирование специальных социальных программ, выплату социальных пособий гражданам и семьям, имеющим детей. В 2002 г. эти расходы составили 7,6 % средств бюджета, а в 2005 этот показатель возрос до 9,8%.

Всего на цели социальной политики в 1996 г. было расходовано 11,4 трлн руб., или 27 % средств бюджета, в 2003 г. 1 трлн деноминированных рублей, или 23,6 % бюджета. [14, c.18-19] Таким образом, мы выяснили, что источником проведения налоговой политики являются поступления налогов в доход бюджета и использование средств расходной части бюджета государством. При осуществлении стимулирующей фискальной политики расходы бюджета превышают доходы, создается дефицит бюджета, при сдерживающей фискальной политике доходы бюджета превышают расходы, создается излишек бюджета. В развитых странах мира на настоящем этапе применяется преимущественно метод дефицита бюджета. В Республике Беларусь экономическая политика государства основывается на применении стимулирующей фискальной политики, дефицитного финансирования экономики. Дефицит бюджета Республики Беларусь покрывается за счет внутреннего и внешнего финансирования. Основными источниками возмещения дефицита являются кредиты Национального Банка Республики Беларусь, государственные краткосрочные обязательства, внешние кредиты и займы. Следовательно, в финансировании дефицита бюджета Республики Беларусь основными направлениями выступают повышение роли кредитов Национального банка и привлечение внешних займов в виде кредитов правительств иностранных государств и чистых кредитов международных финансовых организаций.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь