Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 267.79 Кб (Скачать)

24

системы не может быть сведена  к единому суммарному показателю. При использовании налогов для  решения частных задач регулирования  отдельных процессов (инвестиции, доходы населения, экспорт-импорт и другие) на базе отдельных фискальных показателей  могут применяться специальные  показатели, например, «налоговые льготы». Но принципиально важно, чтобы регулирующие элементы налоговой политики не входили  в противоречие с сущностными  фискальными характеристиками налогов. [3, с.6]

     Таким образом,  совершенствование налоговой политики  в РБ предполагает проведение  детального анализа и оценки  действующего налогового механизма,  приведение его к уровню мировых  стандартов, снижение общей налоговой  нагрузки и расширение налоговой  базы. Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще мало привлекательна  для иностранных инвесторов, в  том числе и из-за нестабильности  налогового законодательства. В  то же время нельзя отрицать  наличие динамичного процесса  формирования свободных экономических  зон в последние годы на  территории республики, что является  одним из направлений налоговой  политики по привлечению инвестиций. Именно здесь через систему  предоставляемых льгот находит  свое проявление в соотношении  с фискальной стимулирующая функция  политики. Налоговая политика нашего  государства складывается под  воздействием развития интеграционных  связей. В рамках взаимоотношений  республики с Россией межправительственным  соглашением с Российской Федерацией  о создании унифицированного  налогового законодательства и  проведении единой налоговой  политики, подписанным 30.08.2000 года  в г. Москве, была начата работа  по унификации налогового законодательства  наших государств, что будет закреплено  в Налоговом кодексе РБ. А также  проводится работа и по разработке  проекта Налогового кодекса Союзного  государства, который должен быть  принят в 2003 году.

25

    В этой сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС). Хочется надеяться, что совершенствование налогового законодательства с учетом современных научных теорий налогообложения экономически развитых стран, позволит Беларуси в полной мере использовать все налоговые рычаги государственной политики, создавая предпосылки для экономического роста – надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет.

 

2.3 Налоговая система  Республики Беларусь и принципы  ее построения

     За многолетний  период налоговые органы Беларуси  прошли путь от структурного  подразделения в составе Министерства  финансов республики до самостоятельного  органа государственной власти - Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам  и сборам (МНС). Основными задачами  МНС РБ являются: реализация государственной  политики, регулирование и контроль  в сфере налогообложения.

     В Беларуси  систему налогообложения, ориентированную  на рынок, ввели в 1992 г. Эта  система включала 15 основных налогов  и сборов, распределяемых между  республиканским и местными бюджетами,  а также 8 видов отчислений  в различные внебюджетные фонды.  Определимся с тем, что представляет  собой понятие налоговая система.  Она является совокупностью обязательных  налоговых платежей, принципов и  форм, методов их установления, изменения,  отмены, уплаты, взимания, а также  форм и методов налогового  контроля и ответственности за  нарушение налогового законодательства. [1,с.36] Или по - другому, под налоговой  системой понимается совокупность  налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в  соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему

26

ответственности сторон, участвующих  в налоговых правоотношениях. Как уже отмечалось в предыдущей главе, основополагающие требования, принципы налоговой системы были разработаны еще в 18 веке A. Смитом. Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.

2.4 Анализ работы  налоговых органов Республики  Беларусь

     С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты Республики  Беларусь выведен из состава  республиканского бюджета. Его  показатели на 2010 год утверждены  Законом Республики Беларусь  от 29 декабря 2009 года № 70-З «О  бюджете государственного внебюджетного  фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит  в состав республиканского и  консолидированного бюджетов. В  целях сопоставимости данных  показатели республиканского и  консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без  ФСЗН.

     В январе-марте  2010 года доходы консолидированного  бюджета составили 10,4 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-марте  2009 года (в реальном выражении  – меньше на 1,1%), рис 1. Удельный  вес доходов консолидированного  бюджета в ВВП составил 32,4% (в  январе-марте 2009 года – 34,8%).

 

 

 

 

27

 

Рисунок 1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

     Основными  доходными источниками были налог  на добавленную стоимость, доходы  от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли  по сравнению с январем-мартом 2009 года. Наиболее значительно увеличились  поступления акцизов – на 20,3% в реальном выражении, налог  на прибыль – на 12,9%, налоговые  доходы от внешнеэкономической  деятельности – на 11,8%, приложение  А. 

     Доля НДС,  налога на прибыль, акцизов,  налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного  бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет  обеспечено за счет налога  на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности, табл. 1.

 

 

28

Таблица 1 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-март 2009-2010 гг., %

 
Показатели

 
2009 год

 
2010 год

 
1. Налоговые доходы - всего 

 
91,1

 
92,3

в том числе:

 
   

 

 

 
Налоги на доходы и прибыль 

 
20,7

 
21,4

 
в т.ч. - подоходный налог 

 
10,5

 
10,0

 
Налоги на собственность 

 
4,0

 
3,8

 
Налоги на товары и услуги

 
46,6

 
43,7

 
в т.ч. - НДС 

 
28,8

 
30,0

 
          - акцизы 

 
7,2

 
8,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

 
14,8

 
16,8

 
2. Неналоговые доходы

 
8,9

 
7,5

 
3. Безвозмездные поступления 

 

 

 
0,2

 
Итого доходов 

 
100,0

 
100,0


 

     Расходы консолидированного  бюджета в январе-марте 2010 года  профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года расходы в реальном  выражении увеличились на 8,8%.

     Расходы консолидированного  бюджета в разрезе функциональной  классификации увеличились по  всем разделам, кроме «Национальной  обороны». Наиболее значительно  возросли расходы на «Национальную  экономику» – на 18,8% и «Социальную  политику» – на 10,7%.

     Значительная  часть расходов бюджета по  разделу «Социальная политика»  была направлена на возмещение  банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство  гражданам. Эти виды расходов  возросли на 25,3% в реальном выражении  по сравнению с январем-мартом 2009 года. Удельный вес расходов  в целом по разделу «Социальная  политика» в январе-марте 2010 года  в структуре расходов консолидированного  бюджета увеличился по сравнению  с январем-мартом 2009 года на 0,2 процентных пункта. Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.  В расходах консолидированного бюджета за январь-март 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 83,2%,

30

в том числе на заработную плату рабочих и служащих и  начисления на нее – 26,8%, субсидии и  текущие трансферты – 35,4%, обслуживание государственного долга – 2,3%. Доля капитальных расходов составила 16,8%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось  10,4% всех бюджетных расходов. Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-марте текущего года составил 17,4%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за три месяца 2010 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 54,4 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-марте 2009 года – 2,7%).

     В январе-марте  2010 года консолидированный бюджет  исполнен с дефицитом в размере  801,8 млрд. рублей, или 2,5% к ВВП (в  январе-марте 2009 года профицит  составлял 205,5 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП).

     В расходах  консолидированного бюджета в  январе-марте текущего года 49,6% приходится  на республиканский бюджет и  50,4% на расходы местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского  бюджета в доходах консолидированного  бюджета составил 64,1%.

     Доходы республиканского  бюджета составили 6 644,5 млрд. руб., или 100,7% (в реальном выражении)  к уровню января-марта 2009 года.

    Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 7 122,4 млрд. руб., что на 19,2% больше, чем в январе-марте 2009 года.

     Треть (33,5%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечена за счет  налога на добавленную стоимость.  По сравнению с январем-мартом 2009 года его объем увеличился  на 6,1% в реальном выражении. На 11,8% возросли налоговые доходы  от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника  доходов республиканского бюджета  составил 

26,1%.

31

     Налог на прибыль в январе-марте 2010 года увеличился на 16,4%, составив 9,3% всех доходов республиканского бюджета. В январе-марте 2010 года финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-марта 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы на «Национальную экономику», «Общегосударственную деятельность», «Здравоохранение» и «Социальную политику». В январе-марте 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 477,9 млрд. рублей, или 1,5% ВВП.

     В 2010 году  бюджетно-финансовая и налоговая  политика ориентирована на стимулирование  высоких темпов экономического  роста и обеспечение повышения  благосостояния граждан, сохранение  стабильности, устойчивости и сбалансированности  бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных  обязательств государства перед  обществом.

2.5. Методы и  инструменты налоговой политики

     В основном  формы и методы налоговой политики  определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством,  отсутствием или наличием и  характером взаимодействия разных  форм собственности и некоторыми другими положениями.

     Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и

 

32

преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. [4, c.88-89] Рассмотрим фискальную политику как важный инструмент экономической политики государства.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь