Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 267.79 Кб (Скачать)

• принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности  граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под  покровительством и защитой государства»;

• принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее  известны налогоплательщику;

• принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

• принцип экономии, в  соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

   

9

 Принципы, предложенные  А. Смитом, сохранили свою актуальность  и сейчас. Однако за более чем  двухсотлетнее развитие общества  система принципов А. Смита  произошли определенные изменения.  И в настоящее время реально  воплощены на практике четыре  следующих экономических принципа  налогообложения:

  • принцип справедливости;
  • принцип соразмерности;
  • принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
  • принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Существуют также критерии, которые используются для подразделения  налогов:

  • по плательщикам (физические лица, юридические лица, физические и юридические);
  • по объектам обложения (налоги на доходы, на имущество, на реализацию товаров, на определенные виды расходов, на совершение определенных операций, за право осуществление определенных видов деятельности);
  • по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов (взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях);
  • по адресности зачисления налоговых платежей (закрепительные и регулирующие);
  • по целевой направленности (общие и целевые);

 

10

  • периодические (с определенной регулярностью) и разовые налоги (уплата связанная с каким либо событием);
  • регулярные (действует налог в течение длительного периода) и чрезвычайные (установление вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств).

     Все действующие классификации можно свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам.

В основе этой системы лежит  деление всех налогов на три класса:

•прямые налоги;

•косвенные налоги;

•пошлины и сборы.

     По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий. Разделение налогов на прямые и косвенные осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий предложил Дж. Локк в конце 17 века.

     Прямые налоги (налоги на доход и имущество)  включают в себя реальные (таким  налогом облагаются отдельные  виды имущества налогоплательщика  на основе кадастра – перечня  объектов обложения, составленного  на основе их внешних признаков  и учитывающего среднюю, а не  действительную доходность конкретного  объекта [6, с.9]) и личные (учитывают  платежеспособность налогоплательщика)  налоги. К числу прямых относят  подоходно – имущественные налоги, которые взимаются в процессе  потребления и накопления материальных  благ и прямо связаны с величиной  объекта обложения. 

11

     Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся – возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

     Косвенные  налоги (это налоги на потребление)  уплачиваются с оборотов по  реализации товаров, работ, услуг  или с чистых оборотов. К ним  относят акцизы, НДС, таможенные  пошлины, транспортный сбор, целевые  сборы на оплату расходов по  содержанию и ремонту жилищного  фонда. Наиболее выгодными для  государства являются косвенные,  поскольку они не зависят от  финансовых результатов деятельности  предприятий. Недостаток косвенных  налогов – их уплачивают бедное  население, в то время как  прямые налоги учитывают платежеспособность  налогоплательщиков, кроме того, косвенные  налоги увеличивают цену товара.

     В зависимости  от полномочий органов власти  различных уровней в вопросах  введения налогов выделяют республиканские  и местные налоги. Республиканские  устанавливаются верховным органом  власти и действуют на всей  территории государства. Местные  устанавливаются высшим органом  государственной власти, но вводятся  только после принятия их местным  Советом депутатов. По принципу  зачисления в соответствующие  бюджеты налоги подразделяются  на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок  закреплены как доходный источник  конкретного бюджета. Регулирующие  налоги каждый год перераспределяются  между бюджетами различных уровней  с целью покрытия дефицита. Налоговая  система сложна и ее чрезмерность  является предметом обсуждения.

12

     Разрабатываются и предлагаются различные способы ее упрощения. Стоит отметить, что на протяжение многих веков государства пытались свести налог к единому платежу, однако, это не было успешным. Поэтому задача заключается в том, чтобы совершенствовать налоговую систему в направлении усиления стимулирующей функции налогов. Кроме налогов в государственный бюджет поступают и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. По своей экономической сущности они совпадают с налогами, однако отличаются по назначению и характеру использования. Общее у них то, что они являются источниками формирования бюджета Республики Беларусь; носят обязательный, безвозмездный характер.

Налоги отличаются от сборов рядом признаков:

• взимаются в бюджет для обеспечения государственных  расходов, не имеют целевого назначения;

• размер их обусловлен только законодательством и не связан с  расходами из бюджет;

•размер налогов определяется уровнем налогоспособности налогоплательщика.

     В отличие  от налогов сборы и пошлины  имеют целевое назначение. Сборами  называются платежи за обладание  специальным правом (право использования  определенной символики, за право  торговли).

 

1.3.Функции налогов

     Налоги в  структуре общественных отношений  выполняют различные функции.  Первая из них - фискальная  функция (по одноименному названию  казны государства, «fiscus» - государственная  казна), которая выступает первоначальной, так как является причиной  возникновения и существования  налогов. Сущность этой функции  состоит в том, чтобы обеспечить  государство денежными средствами.

13

     Фискальная функция долгое время была самодостаточной для выражения сущности и предназначения налога. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от его форм. Несмотря на то, что на заре раннего капитализма господствовала теория невмешательства государства в экономику, с его развитием фискальная (индивидуалистическая) теория налогообложения постепенно стала рассматривать потребности финансового хозяйства с позиций социально-экономических потребностей. И, наконец, в наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

     Функции налога - это проявление его сущности  в действии, способ выражения  его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное  назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного  распределения и перераспределения  доходов. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов,  выражающая их сущность как  особого централизованного (фискального)  инструмента распределительных  отношений. Тесно связана с  распределительной функцией регулирующая. Она состоит в способности  налогов воздействовать на развитие  экономики, обеспечивая ей устойчивый  рост, устраняя несоответствии между  объемом производства и платежным  спросом. Она находит свое проявление  в дифференциации условий налогообложения.  Взимая налоги, государство всегда  влияет на поведение экономических  субъектов – физических и юридических  лиц. Конкретные условия налогообложения  могут либо способствовать, либо  препятствовать концентрации капитала  и производства, увеличивать или  сдерживать экономическую активность  в отдельные периоды. Налоги  оказывают влияние 

 

14

на структуру и уровень  совокупного спроса, на соотношение  между издержками производства и ценами товаров и услуг. Еще одна функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выясняется, необходимы ли внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Однако, контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Еще одной немаловажной функцией налога является стимулирующая. Она ориентирует налоговый механизм на стимулирование налогоплательщика на конкретные определенные действия. Иногда для достижения своей цели государство может допустить временную утрату некоторой части налоговых средств путем отсрочки каких – либо платежей, предоставлений льгот. Задачей стимулирующей функции налогов проявляется в том, чтобы при оптимальном уровне изъятий, создавать стимулы для дальнейшего развития производства, которой обеспечивает развитие общество. Некоторые экономисты упоминают о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов, и демографическая, налоги здесь используются как средство демографической политики. Но я считаю, что эти функции являются составной частью регулирующей.Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Фискальная функция создает основу для удовлетворения общественных потребностей. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально – экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных интересов.                                        15

ГЛАВА 2.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели  и задачи

     Налоговая  политика является важнейшим  инструментом государства в реализации  поставленных целей. Налоговая  политика влияет практически  на все социально-экономические  сферы страны и неразрывно  связана со многими элементами  государственного управления, такими  как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа  экономики, торгово-промышленная  политика и другие. Манипулируя  налоговой политикой, государство  стимулирует экономическое развитие  или сдерживает его. Однако  главным направлением налоговой  политики в конечном итоге  является обеспечение экономического  роста. Именно с экономическим  ростом связываются показатели  развития производства и его  эффективности, возможности повышения  материального уровня и качества  жизни. 

     Налоговая  политика относится к косвенным  методам государственного регулирования,  так как она лишь обеспечивает  условия экономической заинтересованности  или незаинтересованности в деятельности  юридических и физических лиц  и не строится на базе властно-распорядительных  отношений. Одновременно налоговая  политика как косвенный метод  государственного регулирования  более гибко воспринимается экономикой  и поэтому более широко применяется  в рыночных системах, чем методы  прямого государственного регулирования.[14, с.17]

Современная система налогообложения  выполняет следующие функции:

1 - фискальную, т.е. поступление  денежных средств в государственный  бюджет и обеспечение финансирования  государственных расходов;

16

2 - регулирующую, т.е. стимулирование  развития отдельных отраслей  путем дифференцированных налоговых  ставок;

     В свою очередь  регулирующая функция делится  на распределительную и стимулирующую.  Первая функция предполагает  перераспределение доходов юридических  и физических лиц в соответствии  с принятыми в обществе критериями  целесообразности и социальной справедливости.

     Вторая функция реализуется посредством представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.

     При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению пополнения государственной казны, (от латинского слова fiscus - государственная казна).

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь