Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53
• принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;
• принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
• принцип удобности, согласно
которому налог должен взиматься
в такое время и таким
• принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
9
Принципы, предложенные
А. Смитом, сохранили свою актуальность
и сейчас. Однако за более чем
двухсотлетнее развитие
Существуют также критерии, которые используются для подразделения налогов:
10
Все действующие классификации можно свети к традиционной классификации налогов и сборов. Она очень сложна и представляет собой вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам.
В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:
•прямые налоги;
•косвенные налоги;
•пошлины и сборы.
По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий. Разделение налогов на прямые и косвенные осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий предложил Дж. Локк в конце 17 века.
Прямые налоги
(налоги на доход и имущество)
включают в себя реальные (таким
налогом облагаются отдельные
виды имущества
11
Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов в бюджет, они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы на их взимание относительно невелики. К недостаткам прямых налогов относятся – возможность отклонения от уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Косвенные
налоги (это налоги на потребление)
уплачиваются с оборотов по
реализации товаров, работ,
В зависимости
от полномочий органов власти
различных уровней в вопросах
введения налогов выделяют
12
Разрабатываются и предлагаются различные способы ее упрощения. Стоит отметить, что на протяжение многих веков государства пытались свести налог к единому платежу, однако, это не было успешным. Поэтому задача заключается в том, чтобы совершенствовать налоговую систему в направлении усиления стимулирующей функции налогов. Кроме налогов в государственный бюджет поступают и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. По своей экономической сущности они совпадают с налогами, однако отличаются по назначению и характеру использования. Общее у них то, что они являются источниками формирования бюджета Республики Беларусь; носят обязательный, безвозмездный характер.
Налоги отличаются от сборов рядом признаков:
• взимаются в бюджет
для обеспечения
• размер их обусловлен только законодательством и не связан с расходами из бюджет;
•размер налогов определяется уровнем налогоспособности налогоплательщика.
В отличие
от налогов сборы и пошлины
имеют целевое назначение. Сборами
называются платежи за
1.3.Функции налогов
Налоги в
структуре общественных
13
Фискальная функция долгое время была самодостаточной для выражения сущности и предназначения налога. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от его форм. Несмотря на то, что на заре раннего капитализма господствовала теория невмешательства государства в экономику, с его развитием фискальная (индивидуалистическая) теория налогообложения постепенно стала рассматривать потребности финансового хозяйства с позиций социально-экономических потребностей. И, наконец, в наше время посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Функции налога
- это проявление его сущности
в действии, способ выражения
его свойств. Функция
14
на структуру и уровень
совокупного спроса, на соотношение
между издержками производства и ценами
товаров и услуг. Еще одна функция налогов
как экономической категории состоит
в том, что появляется возможность количественного
отражения налоговых поступлений и их
сопоставления с потребностями государства
в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной
функции оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, выясняется,
необходимы ли внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику. Однако,
контрольная функция налогово-финансовых
отношений проявляется лишь в условиях
действия распределительной функции.
Еще одной немаловажной функцией налога
является стимулирующая. Она ориентирует
налоговый механизм на стимулирование
налогоплательщика на конкретные определенные
действия. Иногда для достижения своей
цели государство может допустить временную
утрату некоторой части налоговых средств
путем отсрочки каких – либо платежей,
предоставлений льгот. Задачей стимулирующей
функции налогов проявляется в том, чтобы
при оптимальном уровне изъятий, создавать
стимулы для дальнейшего развития производства,
которой обеспечивает развитие общество.
Некоторые экономисты упоминают о такой
функции налогов, как социальная, которая
реализуется посредством неравного налогообложения
разных сумм доходов, и демографическая,
налоги здесь используются как средство
демографической политики. Но я считаю,
что эти функции являются составной частью
регулирующей.Функции налогов неразрывно
связаны друг с другом. Фискальная функция
создает основу для удовлетворения общественных
потребностей. Посредством регулирующей
и социальной функций создаются противовесы
излишнему фискальному бремени, то есть
формируются социально – экономические
механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных,
личных и государственных интересов.
ГЛАВА 2.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи
Налоговая
политика является важнейшим
инструментом государства в
Налоговая
политика относится к
Современная система налогообложения выполняет следующие функции:
1 - фискальную, т.е. поступление
денежных средств в
16
2 - регулирующую, т.е. стимулирование
развития отдельных отраслей
путем дифференцированных
В свою очередь
регулирующая функция делится
на распределительную и
Вторая функция реализуется посредством представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.
При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению пополнения государственной казны, (от латинского слова fiscus - государственная казна).
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь