Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

Содержание

Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 267.79 Кб (Скачать)

     Фискальная  экономическая политика государства  включает дискреционную и не  дискреционную политику.

     Дискреционная  (проводимая по усмотрению) фискальная  политика представляет собой  использование правительством государственных  расходов и налогов для изменения  реального ВВП и уровня занятости,  уменьшения инфляции и стимулирования  экономического роста. 

     Дискреционная  (дискретная) политика означает, что  она вырабатывается государством  в определенные периоды времени  для того, чтобы сдерживать колебания  экономического цикла, поддерживать  в растущей экономике высокую  занятость при умеренной инфляции. Фискальная политика является  мощным методом воздействия на  производство в масштабе страны  и используется правительством  для регулирования деловой активности.

   Экономическая политика  государства проводится в условиях  циклического развития экономики,  в периоды подъемов и спадов  производства. В связи с этим  существуют стимулирующая и сдерживающая  фискальная политика. Стимулирующая  фискальная политика осуществляется  в период спада и направлена  на экономический рост. В условиях  спада происходит значительное  сокращение инвестиционных расходов  и совокупного спроса. В результате  реальный ВВП уменьшается, падение  производства сопровождается ростом  циклической безработицы. [2, c.12-13]

     Государство  осуществляет стимулирующую фискальную  политику следующими методами:

1 - путем увеличения государственных  расходов;

2 - путем уменьшения налогов; 

3 - путем сочетания данных  методов. 

33

     Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, т.е. превышения государственных расходов над налоговыми поступлениями. Первым методом стимулирующей фискальной политики является рост государственных расходов. При росте государственных расходов в период спада в экономике происходит увеличение совокупного спроса, предприятия увеличивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокращается безработица в масштабе страны. При этом важной закономерностью рыночной экономики является мультипликационный, т.е. множительный, эффект. Это означает, что объем ВВП возрастает на величину большую, чем произошло увеличение государственных расходов.

Эффект мультипликатора  состоит в следующем:

     Если правительство в период спада повышает государственные расходы, это означает, что растут закупки правительством товаров и услуг. Предприятия для производства этих товаров увеличивают инвестиции капитала в производство, нанимают рабочую силу. Одновременно с этим происходит рост объема производства в других отраслях. В экономике растет спрос на станки, машины, оборудование, современные технологии, ноу-хау, т.е. на товары производственного назначения. Это вызывает расширение объема производства в отраслях, выпускающих данные товары. Рост инвестиций приводит к росту спроса и на кредиты банков, расширяется сфера банковских услуг.

     Кроме этого, увеличение спроса со стороны предприятий на рабочую силу вызывает рост доходов работников, а, следовательно, увеличивает спрос на товары потребления. Это приводит к расширению производства продукции в отраслях, выпускающих предметы потребления.

 

34

     В результате в экономике происходит ввод новых производственных мощностей, увеличение производственного потенциала и объема ВВП.

     Мультипликатор  государственных расходов (МС) выражает  изменение реального ВВП при  изменении расходов государства и рассчитывается по формуле:  

            Изменение реального ВВП 

МС= ——————————————————

           Изменение государственных расходов

 

     Мультипликатор  МС представляет собой числовой  коэффициент, показывающий рост  объема реального ВВП на единицу  роста государственных расходов  в экономике. 

Вторым методом стимулирующей  фискальной политики в условиях спада  является снижение налогов. При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики  растет заинтересованность предприятий  и населения в увеличении деловой  активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабочей силы, повышается объем реального ВВП. Однако сокращение ставок налогов вызывает повышение заинтересованности в  сбережениях, а не в потреблении. Поэтому при использовании этого  метода фискальной политики необходимо снижать налоги на сумму большую, чем увеличивать государственные  расходы. В результате государство  для достижения роста объема национального  производства должно снижать налоги в большей степени, чем для  этих же целей увеличивать государственные расходы. Мультипликатор налогов Мп показывает изменение реального ВВП при изменении налогов:

           Изменение реального ВВП 

Мп= ————————————— 

           Изменение налогов 

35

     Мультипликатор - одна из главных составляющих  теории современной макроэкономики. В действительности, если мультипликатор  воздействует на систему с  неиспользуемыми мощностями и  безработицей, то увеличение общих  расходов в стране приведет  к росту реального объема производства. Однако мультипликатор правительственных  расходов и мультипликатор налогов  действуют в разных направлениях: если закупки правительства падают, а налоги остаются прежними, ВВП  будет сокращаться. При этом  налоговый мультипликатор действует  менее интенсивно в сторону  уменьшения, чем мультипликатор  расходов в сторону повышения. 

Правительственные расходы  на товары и услуги имеют ключевое влияние на уровень объема производства и занятости. Если правительственные  расходы высоки, итоговый объем национального  продукта будет выше на величину мультипликатора. Поэтому регулирование величины правительственных расходов может  оказать стабилизирующее воздействие  на движение ВВП за время экономического цикла. [1, c.47-48] Сдерживающая, или ограничительная, фискальная политика осуществляется в  условиях высокого уровня совокупного  спроса, инфляционного роста цен. Увеличение совокупного спроса в  экономике может быть вызвано  резким ростом инвестиционных расходов или ростом чистого экспорта.

Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:

1 - путем сокращения государственных  расходов;

2 - путем повышения налогов; 

3 - путем сочетания данных  методов. 

     Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышения налоговых поступлений над государственными расходами. Первым методом сдерживающей фискальной политики является снижение государственных расходов для замедления темпов инфляции.

36

     Снижение расходов государства вызывает сокращение совокупного спроса и уменьшение инвестиций. Цены опускаются до низкого уровня. Эффект мультипликатора проявляется в том, что совокупный спрос сокращается на большую величину, чем правительство снизило свои расходы. Вторым методом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов. Рост налогов вызывает мультипликационный эффект совокупного спроса и позволяет осуществлять контроль над уровнем цен.

     Таким образом,  целью дискреционной фискальной  политики является погашение  колебаний экономического цикла  и достижение высокой занятости  без инфляции цен. В условиях  недостаточных инвестиций в экономику  и высокого уровня безработицы  правительство путем изменения  налогов и увеличения государственных  расходов стимулирует частные  инвестиции для достижения стабильной  полной занятости. В условиях, когда частные инвестиции растут, повышаются цены, и увеличивается  конкуренция рабочей силы, правительство  проводит политику высоких налогов  и уменьшения государственных  расходов. Занятость рабочей силы  повышается, а инфляция падает. [1, c.50-51] Мы рассмотрели инструменты  фискальной дискреционной политики, осуществляемой правительством.

Однако дискреционная  фискальная политика помогает стабилизировать  экономику, только если правительство  своевременно определит тенденции  в развитии экономики и быстро примет меры по регулированию закупок  и налогов. Как же обеспечивается экономическая стабильность? В рыночной экономике существуют механизмы  автоматической стабилизации, независимо от действий правительства в этом направлении. Современная фискальная система включает, наряду с дискреционной  политикой, не дискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступаемых

 

37

налогов и расходов государства  прямо пропорционально изменению  величины ВВП.

     Не дискреционная фискальная политики включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:

1) автоматическое изменение  налоговых поступлений; 

2) выплаты пособий по  безработице и другие социальные  выплаты; 

3) программы помощи фермерам;

4) сбережения корпораций  и личные сбережения.

Рассмотрим действие механизмов автоматической стабильности. Автоматическое изменение налоговых поступлений. В условиях подъема в экономике, активизации инвестиций и увеличения объема производства на предприятиях растут доходы, что приводит к увеличению выплат налогов в бюджет без принятия правительством решении о повышении  налоговых ставок. В результате повышения  налоговых платежей сдерживается рост ВВП. В период инфляционного роста  возникает превышение доходов над  расходами, что позволяет избежать «перепева экономики» и наступления  фазы спада производства в промышленном цикле.

     В условиях депрессии, сокращения производства на предприятиях, высвобождения рабочей силы, происходит уменьшение ВВП и падение доходов. В результате поступление налогов в бюджет уменьшается без принятия решения правительством о снижении ставок налогов. Это приводит к созданию бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают доходы. Правительство увеличивает расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле. Следовательно, действие налоговой системы является мощным фактором стабилизации экономики и смягчения колебаний промышленного цикла. Выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты.

38

     Фонд пособий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в резервный фонд средств, что не допускает слишком больших расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда пособий по безработице увеличиваются.

Следовательно, резервный  фонд пособий по безработице приводит к сдерживанию роста производства в фазе подъема промышленного  цикла. В фазе спада промышленного  цикла пособия по безработице  вызывают увеличение доходов людей, а также стимулируют производство предметов потребления, что смягчает последствия спада. В результате формирования резервного фонда и  выплат пособий по безработице, а  также других социальных выплат, происходит повышение уровня доходов населения  и уменьшение колебаний промышленного цикла. Программы помощи фермерам. В период после второй мировой войны производство сельскохозяйственной продукции во всех развитых странах дотируется государством. Это вызвано ростом сельскохозяйственного производства в условиях НТР, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию и падением доходов фермеров. При снижении цен на фермерскую продукцию автоматическая стабилизация достигается путем доплат фермерам к рыночной цене на сельхозпродукцию и закупок излишков продукции государством. При росте цен государство уменьшает выплаты фермерам и выбрасывает на рынок сельхозпродукцию. В результате в фазе спада промышленного цикла программы помощи фермерам стимулируют рост производства и рост доходов фермеров, в фазе подъема промышленного цикла, инфляционного роста цен, происходит ограничение производства и доходов фермеров, смягчается уровень колебаний производства в условиях промышленного цикла. Сбережения корпораций и личные сбережения.

39

     Стремление корпораций сохранить уровень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов корпораций, т.к. не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли. Аналогичным образом автоматическим стабилизатором выступают и личные сбережения. При росте доходов семьи стремятся часть дохода сберегать, что препятствует росту ВВП. При ухудшении экономической конъюнктуры семьи начинают использовать личные сбережения, что стимулирует развитие производства. Следовательно, сбережения корпораций и личные сбережения выполняют роль автоматических стабилизаторов в экономике и оказывают влияние на колебания ВВП в условиях промышленного цикла. Таковы автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики. В периоды экономических подъемов они автоматически увеличивают налоговые поступления, сдерживают рост ВВП, способствуют созданию бюджетных излишков. В периоды спадов и сокращения ВВП они автоматически уменьшают налоговые поступления, стимулируют рост совокупных расходов и смягчают экономический спад, создают излишки бюджета. При этом, чем выше уровень прогрессивного возрастания ставок налогов с ростом дохода, тем больше степень достижения стабильности экономики. [14, c.27-28]

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь