Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Введение …………………………………………………….. 4
Налоги в экономической системе общества ……………… 7
1.1 Сущность и функции налогов ………………………… 7
1.2 Принципы и критерии налогообложения ……………. 9
1.3 Функции налогов ………………………………………. 13
2. Налоговая политика в Республике Беларусь ……………… 16
2.1 Налоговая политика: понятие, сущность,
основные цели и задачи …………………………………… 16
2.2 Оценка налоговой политики в Республике Беларусь … 23
2.3 Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения …………………………………………………. 26
2.4 Анализ работы налоговых органов Республики Беларусь... 27
2.5. Методы и инструменты налоговой политики …………… 32
3. Налоговая политика на современном этапе ………………….. 42
3.1 Налоговая политика: основные направления и пути
её совершенствования ………………………………………….. 42
Заключение ………………………………………………………… 51
Список использованных источников ……………………………. 53
Фискальная
экономическая политика
Дискреционная
(проводимая по усмотрению) фискальная
политика представляет собой
использование правительством
Дискреционная
(дискретная) политика означает, что
она вырабатывается
Экономическая политика
государства проводится в
Государство
осуществляет стимулирующую
1 - путем увеличения
2 - путем уменьшения налогов;
3 - путем сочетания данных методов.
33
Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, т.е. превышения государственных расходов над налоговыми поступлениями. Первым методом стимулирующей фискальной политики является рост государственных расходов. При росте государственных расходов в период спада в экономике происходит увеличение совокупного спроса, предприятия увеличивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокращается безработица в масштабе страны. При этом важной закономерностью рыночной экономики является мультипликационный, т.е. множительный, эффект. Это означает, что объем ВВП возрастает на величину большую, чем произошло увеличение государственных расходов.
Эффект мультипликатора состоит в следующем:
Если правительство в период спада повышает государственные расходы, это означает, что растут закупки правительством товаров и услуг. Предприятия для производства этих товаров увеличивают инвестиции капитала в производство, нанимают рабочую силу. Одновременно с этим происходит рост объема производства в других отраслях. В экономике растет спрос на станки, машины, оборудование, современные технологии, ноу-хау, т.е. на товары производственного назначения. Это вызывает расширение объема производства в отраслях, выпускающих данные товары. Рост инвестиций приводит к росту спроса и на кредиты банков, расширяется сфера банковских услуг.
Кроме этого, увеличение спроса со стороны предприятий на рабочую силу вызывает рост доходов работников, а, следовательно, увеличивает спрос на товары потребления. Это приводит к расширению производства продукции в отраслях, выпускающих предметы потребления.
34
В результате в экономике происходит ввод новых производственных мощностей, увеличение производственного потенциала и объема ВВП.
Мультипликатор государственных расходов (МС) выражает изменение реального ВВП при изменении расходов государства и рассчитывается по формуле:
Изменение реального ВВП
МС= ——————————————————
Изменение государственных расходов
Мультипликатор
МС представляет собой
Вторым методом стимулирующей
фискальной политики в условиях спада
является снижение налогов. При уменьшении
налоговых ставок в масштабе экономики
растет заинтересованность предприятий
и населения в увеличении деловой
активности, увеличиваются инвестиции
капитала, занятость рабочей силы,
повышается объем реального ВВП.
Однако сокращение ставок налогов вызывает
повышение заинтересованности в
сбережениях, а не в потреблении.
Поэтому при использовании
Изменение реального ВВП
Мп= —————————————
Изменение налогов
35
Мультипликатор
- одна из главных составляющих
теории современной
Правительственные расходы
на товары и услуги имеют ключевое
влияние на уровень объема производства
и занятости. Если правительственные
расходы высоки, итоговый объем национального
продукта будет выше на величину мультипликатора.
Поэтому регулирование величины
правительственных расходов может
оказать стабилизирующее
Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:
1 - путем сокращения
2 - путем повышения налогов;
3 - путем сочетания данных методов.
Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышения налоговых поступлений над государственными расходами. Первым методом сдерживающей фискальной политики является снижение государственных расходов для замедления темпов инфляции.
36
Снижение расходов государства вызывает сокращение совокупного спроса и уменьшение инвестиций. Цены опускаются до низкого уровня. Эффект мультипликатора проявляется в том, что совокупный спрос сокращается на большую величину, чем правительство снизило свои расходы. Вторым методом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов. Рост налогов вызывает мультипликационный эффект совокупного спроса и позволяет осуществлять контроль над уровнем цен.
Таким образом,
целью дискреционной
Однако дискреционная фискальная политика помогает стабилизировать экономику, только если правительство своевременно определит тенденции в развитии экономики и быстро примет меры по регулированию закупок и налогов. Как же обеспечивается экономическая стабильность? В рыночной экономике существуют механизмы автоматической стабилизации, независимо от действий правительства в этом направлении. Современная фискальная система включает, наряду с дискреционной политикой, не дискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступаемых
37
налогов и расходов государства
прямо пропорционально
Не дискреционная фискальная политики включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:
1) автоматическое изменение налоговых поступлений;
2) выплаты пособий по
безработице и другие
3) программы помощи фермерам;
4) сбережения корпораций и личные сбережения.
Рассмотрим действие механизмов
автоматической стабильности. Автоматическое
изменение налоговых
В условиях депрессии, сокращения производства на предприятиях, высвобождения рабочей силы, происходит уменьшение ВВП и падение доходов. В результате поступление налогов в бюджет уменьшается без принятия решения правительством о снижении ставок налогов. Это приводит к созданию бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают доходы. Правительство увеличивает расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле. Следовательно, действие налоговой системы является мощным фактором стабилизации экономики и смягчения колебаний промышленного цикла. Выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты.
38
Фонд пособий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в резервный фонд средств, что не допускает слишком больших расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда пособий по безработице увеличиваются.
Следовательно, резервный
фонд пособий по безработице приводит
к сдерживанию роста
39
Стремление корпораций сохранить уровень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов корпораций, т.к. не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли. Аналогичным образом автоматическим стабилизатором выступают и личные сбережения. При росте доходов семьи стремятся часть дохода сберегать, что препятствует росту ВВП. При ухудшении экономической конъюнктуры семьи начинают использовать личные сбережения, что стимулирует развитие производства. Следовательно, сбережения корпораций и личные сбережения выполняют роль автоматических стабилизаторов в экономике и оказывают влияние на колебания ВВП в условиях промышленного цикла. Таковы автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики. В периоды экономических подъемов они автоматически увеличивают налоговые поступления, сдерживают рост ВВП, способствуют созданию бюджетных излишков. В периоды спадов и сокращения ВВП они автоматически уменьшают налоговые поступления, стимулируют рост совокупных расходов и смягчают экономический спад, создают излишки бюджета. При этом, чем выше уровень прогрессивного возрастания ставок налогов с ростом дохода, тем больше степень достижения стабильности экономики. [14, c.27-28]
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь