Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таня.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

            Последние два налога не имеют  существенного финансового значения, а несут регулирующую нагрузку.

            Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж  по отдельным штатам колеблется от 0 до 8%.

            Система налогообложения Канады  в целом похожа на систему  США в силу сходного государственного  устройства, включающего федеральный  уровень, провинции и местный  уровень, и схожих экономических  принципов.

            Степень использования регионального  потенциала налоговой системы Канады более высока, чем в США, поскольку территории обладают большими не только политическими, но и экономическими правами. При этом главным экономическим звеном являются провинции. В силу такого положения налоговые доходы федерального уровня составляют около 50% общего объема, провинций –более 40%, местного уровня – примерно 10%. Кроме того, широко используется передача провинциям значительной части федеральных доходов, причем она не носит дотационного характера, а осуществляется в рамках специально разрабатываемых совместных программ решения конкретных региональных проблем.

            Реализация отраслевого потенциала  ограничена общей ориентацией  на формирование эффективной отраслевой структуры за счет действия общих рыночных механизмов, однако, главным образом по социальным мотивам, применяются традиционная для большинства развитых стран система дотаций сельскохозяйственных производителей и избирательные и ограниченные по масштабам налоговые льготы по прибыли в обрабатывающих отраслях (до 5% общей налоговой ставки).

            Конкурентный потенциал налоговой  системы Канады задействован

значительно слабее, чем в США, и ограничен  в основном сферой малого бизнеса, где предприятиям для обеспечения нормальных условий развития в жесткой конкурентной среде предоставляются существенные льготы по налогу на прибыль, который может исчисляться по налоговым ставкам в 2,5 раза меньшим, чем для аналогичных крупных предприятий.

            Фискальная функция системы налогообложения  Канады, имеющая в основном ту  же ориентацию, что и в США,  предполагает использование в  качестве основного источника  налоговых доходов государства  подоходный налог с физических  лиц. Специфика этого налога  состоит в том, что он является  способом самостоятельной мобилизации  финансовых ресурсов в провинциях. Здесь применяются различные на федеральном уровне и уровне провинции методы определения налогооблагаемой базы и соответственно различные автономные налоговые ставки.

            Налогообложение хозяйствующих  субъектов в данном случае  еще более либерально, чем в США, и налог на прибыль корпораций формирует около 7% доходов федерального бюджета и менее 4% - провинциальных; другие же налоги этого рода не имеют сколько-нибудь заметного влияния на государственные доходы.

            Акцизное налогообложение играет  в налоговой системе Канады  более заметную по сравнению с США роль, поскольку акцизы применяются к большинству товаров и услуг (за исключение социально значимых) и включают:

       - федеральный налог с продаж в размере до 12% цены, взимаемый по конечным и промежуточным товарам и услугам;

     - провинциальный налог с розничных  продаж, составляющий в среднем  по стране около 7% цены.

       Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.

       Экономическая (стимулирующая) функция  данной системы налогообложения проявляется следующим образом.

     Региональный  потенциал данной налоговой системы  проявляется более значимо, чем в США и Канаде, так как включает следующие механизмы:

      - избирательное региональное налоговое  стимулирование инвестиций, например в экономику восточных земель;

      - субсидии в виде общих федеральных  налоговых льгот, предоставляемых  региональным бюджетам;

       - горизонтальное выравнивание бюджетных  доходов, обеспечивающее

 прямое  без задействования федерального центра перераспределение налоговых доходов развитых в экономическом отношении земель в пользу более слабых.

     Отраслевой  потенциал анализируемой системы  налогообложения используется примерно так же, как по соответствующим системам Канады и США, и ограничивается льготным налогообложением  и предоставлением субсидий и дотаций предприятиям в основном сельского и лесного хозяйства.

       Конкурентный потенциал налоговой  системы Германии следует оценить  как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:

      - прогрессивное налогообложение  доходов хозяйствующих субъектов, причем более строгое, чем в США;

     - жесткую систему налогообложения  сверхприбылей;

         -систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что представляется весьма важным для формирования условий конкурентного равенства.

     Реализация  фискальной функции налоговой системы  Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.

     Подоходный  налог с физических лиц, обеспечивая  около 30% налоговых доходов федерального бюджета, имеет прогрессивный характер. Его максимальная ставка составляет более 50% доходов физических лиц.

     Кроме подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).

       Налогообложение доходов юридических  лиц включает следующие основные виды налогов:

      - налог на прибыль, предельная  и широко распространенная ставка которого составляет 50%;

     - социальные выплаты, которые наниматель  производит работающим гражданам;

     - промысловый налог, которым облагаются  определенные виды деятельности (в том числе торговля), базой  для исчисления которого являются одновременно прибыль и стоимость основных фондов предприятия (распространенные ставки составляют 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов).

     В целом налоги на доходы юридических  лиц обеспечивают примерно 15% налоговых бюджетных поступлений.

     В отличие от США и Канады значительную роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение, где ведущее место занимает НДС, являющийся главным источником доходов федерального бюджета, обеспечивая их почти на 30%, несмотря на довольно развитую систему понижения ставок, освобождений и других льгот. Кроме того, широко применяются акцизы на отдельные виды товаров и услуг, перечень которых достаточно широк и для которых характерно то, что в отличие от США и Канады, они являются федеральными не только с точки зрения их утверждения, но и как источник формирования финансовых ресурсов на этом уровне.

     Налоговая система Франции имеет много  общего с российской налоговой системой несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.

     Налоговая система Франции представляет собой  в рамках реализации

экономической (регулирующей) функции точное отражение  ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

        Отраслевой потенциал анализируемой  системы также весьма невелик, поскольку ею предусмотрены только льготы по НДС для поощрения таких социально важных отраслей экономики, как производство продуктов питания, медикаментов, строительство жилья, общественный транспорт.

     Региональный  потенциал французской системы  налогообложения также невысок в силу, во-первых, отмеченных выше особенностей государственного устройства этой страны и, во-вторых, потому, что соответствующие регуляторы регионального развития в ней фактически не представлены. Заметная тенденция роста доли местных бюджетов в консолидированном бюджете Франции определяется не региональной направленностью налоговой системы, а усилением централизованного перераспределения налоговых доходов государственного уровня.

     Конкурентный  потенциал данной системы в целом  аналогичен потенциалу Германии и определяется его сходной структурой.

     Система налогообложения Франции отдает очевидное предпочтение

фискальной  функции, что находит свое отражение  во всех анализируемых характеристиках.

     Подоходный  налог с физических лиц во Франции  обеспечивает около 18% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья.

     Кроме этого налога, население делает две  разновидности социальных

отчислений, которые незначительны по объемам:1,1% от профессиональных

доходов и 1% от процентных доходов по вкладам  в финансово-кредитных

структурах.

     Существенно более весомым является налогообложение  доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 до 42%, а наиболее

распространенный  уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые  от расходов на оплату труда [налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 – 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)], что в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

     Главным источником государственных доходов  во Франции являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40% налоговых бюджетных поступлений.

       Налоговая система Российской  Федерации  проходит  в  настоящее   время стадию становления,  что  существенно  затрудняет  ее  анализ.  На  практике заметно  очевидное  несоответствие  между высоким   качеством   нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на  его высшем  уровне (налоговый кодекс  Российской  Федерации,  НК  РФ),  более низким  уровнем руководящих  методических   материалов   (особенно   в   части   определения налогооблагаемой  базы  основных  налогов)  и  критически  низкой  налоговой дисциплиной.

       Приведем краткие результаты  анализа российской налоговой  системы.

       Экономическая (регулирующая) функция  налоговой системы России в  целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

       Региональный потенциал системы  налогообложения России следует

оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах

самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные

автономные  территории получают значительные налоговые  льготы, которые

оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

       Отраслевой потенциал как элемент  российской системы налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

Информация о работе Налогообложение