Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таня.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

     Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта  обложения. Поэтому она зависит  от объекта обложения и может  выступать в натуральной или  в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.).

     Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

     Под налоговым периодом понимается календарный  год или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

     Налоговая ставка, или как ее еще называют норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу  измерения налоговой базы. В зависимости  от предмета (объекта) налогообложения  налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

     Процентные  ставки устанавливаются к стоимости  объекта обложения и могут  быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством  ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Прогрессивные  ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости  объекта обложения увеличивается и их размер. Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода.

     Налоговые ставки в нашей стране по федеральным  налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, а по большинству налогов – соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются, соответственно, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

     Налоговые льготы – полное или частичное  освобождение от налогов субъекта в  соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

     Созданная на основе указанных выше принципов  налоговая система включает различные  виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов. (24) 

    1. Основные  виды налогов
 

     В каждой стране взимается большое  число разнообразных налогов  и сборов, которые различаются  как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных  стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых  систем разных стран и их сравнительный  анализ требуют соблюдения общих  принципов и правил группировки  налоговых платежей, их классификаций.

     Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными  целями и задачами. Существует множество  различных видов и типов классификаций  налогов. Чтобы избежать ошибок при  сопоставлении налоговых систем разных стран, уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным  группам налогов, необходим правильный подбор статистического или законодательного материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.

     Однако  все действующие классификации  налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как  традиционную. Эта классификация  представляет собой довольно сложный  вариант группировки налогов  одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление  всех налогов на три класса:

     ·         прямые налоги;

     ·         косвенные налоги;

     ·         пошлины и сборы.

     Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В  разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества.

     Отметим, что правомерность отнесения  всех видов данного типа налогов  к прямым личным вызывает определенное сомнение. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. Такие налоги, несомненно, следует включать в группу личных налогов. Но налогом может облагаться само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не облагается. Поэтому вряд ли правомерно отнесение такого типа налогообложения к личным налогам.

     Основные  виды косвенного налогообложения –  это акцизы, фискальные монополии, налог  с оборота, налог с продаж, налог  на добавленную стоимость, пошлины  и сборы.

     Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все  виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с  продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с  продаж выделяют в особую группу.

     Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает  отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам  или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной  трактовке эту группу налогов  обычно называют индивидуальными акцизами.

     Налог на добавленную стоимость нередко  рассматривают как разновидность  налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

     В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные  трактовки и определения этих налогов. Международные организации, проводящие сопоставления налоговых  систем и тенденций в динамике налоговых доходов, тоже применяют  различные методики группировок. Но важно помнить об этих отличиях, особенно при сопоставлении данных из разных источников.

     К недостаткам традиционной классификации  следует отнести путаницу, которая  порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного  характера. В одних странах эти  обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды, в других – они  поступают непосредственно в  федеральный бюджет, в третьих  странах сочетаются элементы двух вышеуказанных  систем (смешанный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники не включения  обязательных взносов на социальное страхование и иные социальные цели в число налогов приводят весьма убедительные аргументы. Сторонники включения  таких взносов в число налогов  справедливо отмечают их обязательный характер, жесткую законодательную  регламентацию, говорят о том, что  плательщику в принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или  какой–нибудь независимый фонд. Сторонники не включения, несомненно, правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере таких отчислений, особенно для лиц, занятых наемным трудом, т.е. о том, что если все обязательные платежи называть налогами, то возникнет смешение понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что несовместимо с платежами налогового характера.

     Сложности установления четкой классификации  увеличиваются и в связи с  тем, что в ряде стран параллельно с взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их с взносами социального назначения.

     Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой  классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В  тех же случаях, когда речь идет о  налоговом законодательстве отдельной  страны или дается характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются  методики и трактовки, принятые в  национальном законодательстве.

     Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной  и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения  того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное страхование для  целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа  тенденций по всем странам условно  отнесены к налогам, но выделены в  отдельную группу. Близкие по характеру  налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную  заработную плату и т.д. объединены в группу «Налоги на заработную плату  и рабочую силу». Внутри групп  налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

     Дробность в подразделении видов налогов  и однородность объединения объектов классификации в разряды и  группы, позволяют не только анализировать  и сопоставлять данные по отдельным  налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране.

     С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). В ней практически полностью совпадают принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР, но классификация МВФ менее подробна, особенно в отношении налогообложения товаров и услуг. Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.

     Сильно  отличается от классификаций ОЭСР и  МВФ классификация по Системе  национальных счетов (СНС) и по Европейской  системе экономических интегрированных  счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, очень схожий с рассмотренной  выше «традиционной» налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и  косвенные, при этом в число налогов  не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины  выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование  отдельных видов товаров и  услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в  один раздел классификациями ОЭСР и  МВФ, здесь включаются в разные разделы.

Информация о работе Налогообложение